7 мин.

Ole Ole Нью Йорк: бейсбольное поле, соккер, суши

История американского футбола (или же соккера - слово, от которого я просыпаюсь в холодном поту) очень непростая. Игру, впрочем как и все остальное, в США привезли иммигранты и долгое время она оставалась только их забавой. Первые “серьезные” клубы начали появляться в 10-20х годах ХХ века.

Но учитывая популярность бейсбола, футбола, баскетбола и многих других видов спорта, у “соккера” не было шансов.

Как и в НБА здесь долгое время существовало 2 отдельных лиги - признанная ФИФА USA (United Soccer Assosiation) и более богатая и зрелищная, но неофициальная по своей сути NASL (North American Soccer League).

Именно во второй и выступал первый футбольный денежный мешок, Нью Йорк Космос. В конце 70х-начале 80х в их составе выступали Пеле, Франц Беккенбауэр, Карлос Альберто, Йохан Неескенс и Джорджо Киналья.

New York Cosmos

Это была стандартная история, известная нам и сегодня - стареющие звезды приезжают заработать денег на безбедную старость, всячески торгуют лицом и именем, параллельно общаясь с всевозможными знаменитостями.

Лига с помощью их популярности привлекает телевидение и спонсоров, богатеет и надеется, что так будет всегда. Но звезды стареют, заканчивают свои карьеры, новые не хотят приезжать и зрительский интерес , в свою очередь постепенно гаснет.

Доходит до того, что перед сезоном 1985 года только 2 клуба заявились на чемпионат.

Еще одну попытку “завести” футбол в США осуществили в начале 90х годов, когда страна готовилась принимать ЧМ 1994 года и на волне популяризации футбола была создана лига, которая и дошла до наших дней - MLS (Major League Soccer).

В последние годы логика построения клубов немного изменилась и кратко ее можно описать так: 70% состава - это воспитанники академии, 20% - недорогие, но качественные европейцы и обязательно нужно добавить одну-две стареющие звезды (из последних - Бекхем, Кака, Пирло, Лампард, Джеррард, Давид Вилья, Руни, Ибрагимович).

Это дает свои плоды - популярность растет, новые стадионы строятся и заполняются (68 тысяч болельщиков на этом стадионе - это хочется видеть и чувствовать). Спортивный маркетинг находится в США на заоблачном уровне (прочитать можно здесь), футболом руководят правильные люди, доходы растут. Возможно даже скоро можно будет забыть о местной поговорке “Соккер - это спорт иммигрантов и женщин”.

Этот чемпионат, как и многие другие в США, разделен на 2 конференции: Восточную и Западную. Турнирная сетка такая же, как и в НБА: регулярный сезон + плей-офф с финалом конференции и общим финалом.

В прошлом сезоне чемпионом стала Атланта Юнайтед, для них это первый титул в истории.

Во время нашего пребывания в Нью Йорке выбор пал на матч New York City против San Jose Earthquakes (не буду насиловать вас написанием этого названия кириллицей). Но больше всего интереса вызывали хозяева, глядя на форму которых, первая мысль, которая тебя посещает: “О, так это ж Ман Сити !”.

NYCFC jersey

Клуб был основан в 2013 году и выступает в МЛС с 2015 года. Владельцами являются бейсбольный клуб Нью Йорк Янкиз и Football City Group (именно эти ребята рулят Ман Сити, а запариваться над новым дизайном формы видимо не очень хотелось).

Первым игроком в истории новосозданного клуба был Давид Вилья, вскоре к нему присоединились Фрэнк Лампард и Андреа Пирло. Руководить этими монстрами назначили Патрика Вийера.       

Поскольку строить новый стадион в США бывает мучительно больно и долго (мистер Бекхем может это подтвердить), то играет эта команда на арене бейсбольных Yankees. 

Из-за того, что стадион строился как чисто бейсбольный, просмотр футбольного матча для неопытного глаза является тем еще зрелищем.

Зайдя на трибуны мы прочувствовали что такое американская организация спортивного мероприятия: быстрый и комфортный проход на трибуну с максимально корректным обыском (есть и минусы - камеры хранения находятся не на стадионе, а в магазине через дорогу и стоят 20 долларов).

Внутри складывается ощущение, что ты оказался в торговом центре: по всем подтрибунным помещениям стоят магазины и фудкорты.

В фаншопе есть все, что можно представить, но цены кусаются - оригинальная футболка хозяев стоит 140 долларов + налог.

Выбор еды в фудкортах просто нереальный: есть все, что можно встретить в любом торговом центре: бургеры, пицца, паста, СУШИ (парень на ряд ниже спокойно топтал роллы весь первый тайм), фри, попкорн, орешки, чипсы - вообще ВСЁ. Из напитков есть выбор между безалкогольными (кола/фанта/спрайт) и пивом (хорошее разливное стоит 12-15 долларов за бокал). Алкоголь продают не больше 2х бокалов в руку и только с 21 года (нужно показать документ с фото, берешь 2 бокала - показываешь 2 документа).

Многие зрители пользуются этим гастрономическим разнообразием - весь матч не прекращаются походы на фудкорты, а некоторые весь матч оттуда и смотрят :) Из-за этого на трибунах значительно меньше людей, чем присутствует на матче - половина или ест или в пути на поесть.

Посещаемость на матчах NYCFC довольно неплохая как для команды, которая образована несколько лет назад - в среднем около 20 тысяч.

Публика на трибунах очень разнообразная, но все больше американцев выбирают “соккер” (а некоторые даже шепотом называют его футболом) в качестве своего основного вида спорта. Очень большое количество детей, которые в будущем и составят костяк фанатской базы местных футбольных команд.

Пока же главная местная знаменитость - это парень по имени Чоу. Он болеет за клуб с первого дня его создания, о чем можно узнать из его твиттера.

Ему посвящено несколько песен на секторе 234 и он периодически пытается оживить толпу.

Что касается фанатского сектора - он представлен небольшой группой людей с барабанами, которые играют на протяжении всего матча практически без остановок.

Матчу предшествовал вынос национального флага и исполнение гимна. Про сам матч сказать немногое: первые несколько минут ты привыкаешь к необычному полю на котором происходит очень много сумбурных действий. Хозяева владели преимуществом, гости убегали в очень острые контратаки после одной из которых они и открыли счет. После пропущенного гола хозяева еще больше усилили давление и забили дважды в конце первого тайма.

В перерыве зрители участвуют во всякого рода челленджах, которые показывают на больших экранах: kiss camera, танцевальные баттлы, конкурсы на самые яркие костюмы, викторина на знание истории клуба (которому 6 лет всего хаха) и прочее. В общем все сделано для того, чтобы зрители не скучали в перерыве на своем месте или же в очереди за очередным пивом или бургером.

Во втором тайме матч продолжился по прежнему сценарию: хозяева владеют инициативой и всячески опасничают в штрафной, а гости бегают в контратаки. Забить никому больше не удалось и матч так и закончился победой хозяев со счетом 2:1.

В итоге можно сказать, что этот поход на футбол нам точно запомнится - первый неевропейский футбольный матч в жизни как-никак :) Хочется сказать одно : футбол, стань здесь собой, а не жалкой тенью и “соккером” - ты на правильном пути !

До встречи на следующем матче, любите футбол во всех его проявлениях !

https://www.instagram.com/saienkoo/