14 мин.

«У нас есть талантливые люди с интересными решениями для хоккейной индустрии»

Алексей Стельмах - основатель сайта и бессменный автор обзоров хоккейной экипировки на ресурсе https://icehockey360.ru.

Все, что нужно знать об особенностях и деталях при выборе формы, доносится доступно и популярно. За время работы на сайте собрался обширнейший материал по всем элементам хоккейного обмундирования.

Перед тем, как прочитать интервью, если вдруг не знаете этот ресурс, обязательно пробегитесь по разделам.

Флекс, грип, полнота, mid kick, формовка – все это на доступном языке. Энциклопедия для любителя и возможность получить ответ на самый примитивный вопрос в «директе».

- По большому счету, твой ресурс и твои старания направлены на аудиторию любителей. Как, на твой взгляд, с любительским хоккеем в стране?

Да, основная аудитория моего проекта – это любители, как и я сам. Однако на сайт заходят и спортшкольники, а также родители юных хоккеистов, которые хотят посоветоваться по вопросам приобретения экипировки.

Что касается любительского хоккея в стране, то можно по-разному смотреть на ситуацию. В моем детстве оставалось только мечтать о возможности свободно тренироваться и играть в ледовом дворце. Тогда это был удел профессионалов и учащихся спортивных школ. Остальные могли оказаться внутри только в качестве зрителя, а играть в хоккей в лучшем случае возможно было в так называемых дворовых «коробках», которые заливались в зимнее время года. Сегодня для всех стали доступны специализированные спортивные сооружения, позволяющие заниматься хоккеем круглый год, и обладающие высоким уровнем комфорта и сервиса. За последние 8 лет только однажды я принимал участие в турнире на открытом воздухе - к хорошему быстро привыкаешь и лично мне уже сложно отказаться от всех благ площадок с искусственным льдом.

С другой стороны, желающих всерьез заниматься хоккеем становится все больше и очевидно, что на всех льда не хватает и данный дефицит не лучшим образом сказывается на стоимости его аренды. Говоря о своем регионе, могу точно сказать, что далеко не каждый желающий может себе это позволить. И дело даже не в дорогостоящей экипировке, а именно в очень высоких тратах на тренировки. Тарифы за 8 лет выросли почти в два раза, при этом средняя заработная плата в лучшем случае не упала. Если динамика сохранится, то хоккей станет спортом исключительно для людей с высоким заработком, а многие желающие останутся за бортом.

- Судя по всему, хоккей все-таки не спорт №1 в стране. Почему так?

Не задумывался над данным вопросе и даже не знаю, по какому критерию определяется популярность спорта. Деньги, вращающиеся на профессиональном уровне? Или количество зрителей, которые посещают стадионы и смотрят трансляции по телевизору? В масштабах всего мира спортом номер один бесспорно является футбол. Думаю, что основная причина сводится к его доступности. По сути все, что нужно для игры в футбол – это мяч. Для хоккея необходимы многочисленные элементы дорогостоящей экипировки и специальная игровая площадка. В итоге получается дорого, а значит это спорт не для всех.

- Как, на твой взгляд, обстоят дела с хоккеем в стране в целом?

Не хочу вдаваться в длительные рассуждения на эту тему. Если говорить о национальной сборной, то в отношении нее в настоящее время очень сильно преувеличены ожидания. У нас всегда была сильная команда, которая входила в элиту мирового хоккея и приучила нас к победам. Но нет ничего постоянного и нужно понимать, что сейчас просто не наше время. В Канаде и ряде других стран выросло богатое на талантливых игроков поколение, что и дает им возможность доминировать на мировой спортивной арене. 

- Если бы стал президентом ФХР, первые 3 приоритета, за которые бы взялся?

Даже не представляю. Думаю, что в первую очередь это было бы развитие детского хоккея. Это основополагающий фактор, который позволит вырастить высококлассных игроков. Есть смысл не просто повсеместно строить ледовые площадки, но и создавать при них специализированные бесплатные школы с профессиональными тренерами, для которых будут созданы достойные условия труда. Разумеется, занятия для детей в этой школе должны быть бесплатными, как и экипировка. Квалифицированные тренеры достаточно быстро могут понять, стоит ребенку дальше заниматься этим видом спорта или нет. Это даст возможность большему количеству ребят попробовать себя.

- Что думаешь про КХЛ? То, что мы имеем в виде ведущей лиги страны, тебе интересно?

За КХЛ практически не слежу. Предпочитаю смотреть NHL и уже много лет болею за любимый клуб из Колорадо. Мне кажется, что за 10 лет КХЛ не особо сдвинулась с места и с каждым сезоном чемпионат становится все более предсказуемым. В лиге стало слишком заметным расслоение в финансовых возможностях команд, что неизбежно сказывается на результате. Богатые клубы имеют возможность неконтролируемо скупать сильнейших игроков, устраивать красивые перфомансы перед матчами, собирать полные стадионы. Другим повезло куда меньше и они участвуют в чемпионате для галочки, не более. Другое дело в NHL, где итог в каждом матче, в каждом сезоне непредсказуем.

- Ты сам из Ярославля, акцентируешь на этом внимание и всегда упоминаешь свою малую Родину, за что тебе отдельный респект. На Локомотив ходишь? Абонемент на сезон?

Не скажу, что постоянно акцентирую на этом внимание, но и не скрываю, что я из Ярославля. Мне очень нравится мой родной город. Здесь так же, как и в других городах, есть свои проблемы, но он инфраструктурно развит, достаточно уютен и, что для меня особенно приятно, у нас очень любят хоккей. Мне комфортно здесь жить.

В моем детстве профессиональная команда «Торпедо» выступала в ДС «Автодизель», который располагался под окнами моего дома, и мы часто ходили с отцом на игры. Близкое расположение к арене позволяло всегда занять удачное место в очереди и получить хорошие билеты. Сейчас «Локомотив» играет на площадке «Арена 2000» и, признаться, непосредственно на хоккее я был всего один раз, а в основном оказываюсь там на тренировках либо концертах.

- Гавриков, ушедший в СКА на большие деньги, предатель? Или не стоит драматизировать, человек просто поменял место работы?

Вообще не понимаю такой категоричности. Современный спорт – это бизнес, а спортсмены по совместительству являются бизнесменами и стремятся оптимально использовать свой ресурс. Куда интереснее тот факт, что все сильнейшие и перспективные игроки уходят в небольшую группу клубов. Становится ли от этого чемпионат интереснее? Ответ - нет.

- Но Гавриков был кумиром для многих мальчишек Ярославля, свой парень, возможность стать местной легендой. Но тут его просто перекупают за деньги, а мальчишкам говорят, что Ярославль хорошо, но деньги, карьера и перстни чемпионов, пардон, важнее. При этом он не уезжает в лучшую лигу мира, а становится одним из чуть ли не 14 защитников СКА. Это к тому, что современные спортсмены – это еще и социальная нагрузка и ответственность.

Может и так. Но эти же мальчишки вырастут и поймут, что мир не идеален и если они планируют связать свою судьбу со спортом, то должны принять эти правила игры. Такова жизнь спортсмена и никто не может знать наверняка, насколько тяжело ему далось это решение. Остается с уважением принять его выбор и пожелать удачи в реализации своих планов, которые он разумеется строит. 

- А на Шиннике бываешь?

С футболом дела обстоят так же, как и с хоккеем – играть люблю больше, чем смотреть. Был только на трех матчах «Шинника». В рамках чемпионата России на играх с «Зенитом» и «Спартаком», но самые яркие воспоминания о матче в рамках еврокубка, когда к нам приехала испанская «Валенсия». Во время матча разверзлись небеса и начался такой ливень, что поляна превратилась в настоящее болото. Помню, как пластиковые сиденья наполнились водой, и мы сидели просто в луже. Но никто и не думал уходить. Был полный стадион и невероятно, но «Шинник» выиграл со счетом 1:0. Испанцы были просто в шоке от состояния газона и не могли играть. Праздник длился недолго: на выезде нашу команду обыграли с крупным счетом и она вылетела из розыгрыша.

- Не могу не спросить. Ты, наверняка помнишь 7 сентября 2011 года. Как узнал о трагедии?

Помню, как сейчас. Я уже подходил к дому, когда мне позвонил вратарь нашей команды и сообщил о том, что, вылетая из аэропорта «Туношна», разбился самолет с нашим «Локомотивом». Если честно, я не поверил и подумал, что это чья-то не самая удачная шутка. Но, оказавшись через несколько минут дома и включив телевизор, ужасная новость подтвердилась экстренными выпусками. Помню чувство шока от того, что эта трагедия произошла в реальности. В тот день у нас должна была состояться тренировка, но мы разумеется не стали выходить на лед, а к ДС «Торпедо» нескончаемым потоком потянулись люди с цветами.

- Ты знал кого-то из ребят лично?

Лично знал только Виталия Аникеенко. Хотя многие ребята учились со мной в одной школе (сейчас эта школа переименована в честь Ивана Ткаченко), поскольку близость к ледовой площадке определила наличие спортивных классов для хоккеистов. 

- ОК, твой проект. Каким хотел бы видеть его будущее?

На данный момент не все задуманное получилось реализовать, что заставляет постоянно ставить перед собой новые цели и стараться их достигать. Очень надеюсь, что подобный подход в будущем позволит проекту выйти на новый уровень. Самое главное для меня - это удовлетворенность посетителей ресурса. Хочется, чтобы читатели находили полезную и интересную для себя информацию и знали, что они всегда могут обратиться ко мне за советом.

- Что за идеи? Их можно как-то анонсировать?

Что-то можно, а что-то предпочту оставить при себе. Сейчас для меня очень важно выпускать обзоры на весь спектр экипировки, представленной на рынке. Чтобы каждый мог зайти на мой ресурс и найти информацию о любом элементе защиты, посоветоваться на ее счет и понять, насколько это удачное вложение средств. Ни для кого не секрет, что в настоящее время у населения есть сложности с финансами и многие ищут интересные предложения среди старых моделей, чтобы сэкономить. Именно поэтому на своем сайте я хочу собрать максимально полную базу обзоров и помочь в выборе оптимального защитного комплекта. Понимаю, что неплохо было бы выпускать обзоры на новинки более оперативно, все-таки есть люди, заинтересованные в покупке всего самого нового и передового. В этом направлении стоит работать. Также в голове есть достаточно амбициозный проект, который пока будет очень сложно реализовать, но я очень надеюсь, что в итоге все сложится.

- Сколько времени ты тратишь на проект?

Я им живу и на него уходит колоссальная часть времени. Вся моя жизнь крутится вокруг хоккея. Я шесть раз в неделю выхожу на лед, каждый день захожу на свой сайт и в социальные сети, чтобы ответить на вопросы читателей, помочь им в выборе или решить какую-то проблему. При этом каждый день я уделяю время на создание нового контента. Многие полагают, что все это очень просто, но это не так. Во-первых, нужно договориться о предоставлении экипировки. Какие-то представительства охотно идут на сотрудничество, а с кем-то почти нереально выстроить конструктивный диалог. Приходится искать обходные пути. Во-вторых, получив экипировку, нужно сделать большое количество фотографий, из которых только самые удачные будут обработаны и использованы в обзоре. В-третьих, написать интересный текст и несколько раз перепроверить, чтобы материал был максимально доступным. Сейчас стараюсь делать к обзорам ролики и у меня это вызывает большие трудности. Плюс монтаж видео, в котором я новичок, что сказывается на времени подготовки. Кроме того,  экипировку необходимо в течение продолжительного времени протестировать в «боевых» условиях. Только так можно выявить все ее сильные и слабые стороны. В итоге работаю я каждый день и намного больше, чем законные 8 часов. Но мне нравится то, чем я занимаюсь, и именно это позволяет так много времени уделять своему детищу.

- Ты рассказывал, что побывал на мероприятии (закрытом?) Bauer в РФ. Как ты туда попал? Ты и твой ресурс интересен ведущим производителям экипировки?

Попал туда по приглашению представительства Bauer в России, как и остальные участники. Было очень интересно посмотреть новинки, но больше всего ждал возможности попробовать одним из первых их фирменный сканер для определения семейства и размера коньков. Два дня, которые шло мероприятие,  были насыщенными и очень познавательными. Удалось узнать много нового по теме хоккейной экипировки. Понравилась идея проводить в конце мероприятия матч, в котором команде Bauer противостоит сборная гостей. Жаль, что в итоге проиграли с разницей в несколько шайб и не удалось показать лучшей игры. Но очень надеюсь, что в следующий раз получится взять реванш.

Что касается интереса представительств к проекту. Как и писал выше, кто-то охотно идет на контакт, всячески помогает в создании контента, а есть те, кто лишь отмахивается. Важную роль играет человеческий фактор. В Bauer, если уж речь зашла о них, сейчас очень контактная команда, понимающая важность интернет-сообщества. Есть еще несколько брендов, которые настроены позитивно и ведут созидательный диалог. Есть и их абсолютные антиподы. Повторюсь, тут нужно говорить не об интересе бренда, а о взглядах людей, отвечающих  за маркетинг в России. 

- Были к тебе предложения о «заказных» статьях: нахвалить одних или разнести в пух конкурентов?

Чтобы так прямо сказали – нет. Может, были завуалированные попытки, но я всем говорю одно и то же: «Если Вы не уверены в своем продукте, то не стоит его присылать на тест». Были случаи, когда предлагали продвигать что-то непонятное, но это меня не интересует. Если и браться за рекламу, то только продукции крупных брендов или того, что сам попробовал и реально понравилось. Нужно быть честным с аудиторией: фальшь и обман сразу чувствуются, а я не хочу выглядеть глупо в глазах читателей. Лучше стараться расти до уровня топовых брендов, которые имеют положительную репутацию. Их рекламировать не только более престижно и выгодно, но, что наиболее важно, за их продукт редко бывает стыдно, а значит не нужно идти на компромиссы с совестью.

- Почему в РФ до сих пор нет достойного хоккейного бренда? Заряд пока оставим за скобками.

А кто захочет рисковать своими деньгами, которые нужно вложить в бизнес с очень туманной перспективой, если есть куда более привлекательные направления с почти гарантированной прибылью? На мировом рынке существуют топовые бренды, с которыми невозможно просто взять и начать играть на равных. Для этого нужна долгосрочная стратегия, а бизнесмены в основном нацелены на быстрый заработок, чтобы здесь и сейчас.

- Я думаю, что если бы было что предложить рынку, то деньги бы нашлись. Мы, как страна, можем что-то новое предложить рынку?

Я уверен, что в нашей стране есть талантливые люди, которые могут придумать интересные решения, способные конкурировать с лучшими образцами от ведущих брендов. Но сразу всплывают несколько проблем, решить которые невероятно сложно. Например, нужен инициатор, который поднимет этот вопрос, соберет команду профессионалов и найдет финансирование под проект. А еще я очень переживаю, что конечная стоимость продукта может получиться неадекватной: примеры наших массовых решений в других отраслях всем известны - предлагаются «отсталые» характеристики с  абсолютно неконкурентоспособной ценой. Так что это интересный, но, на мой взгляд, маловероятный сценарий. 

- Тебе было бы интересно поучаствовать в чем-то подобном в РФ?

Поучаствовать было бы интересно, но я не верю, что найдется человек, который проявит инициативу в данном направлении и которым будет двигать желание создавать отечественный продукт нового образца, а не желание наживаться на этом проекте. Мое мнение, что в этом направлении может выстрелить лишь частный бизнес.

- Твои мысли про проект Зарипова. Технологии, маркетинг, будущее.

Испытываю, как минимум, огромное уважение к этому человеку и его команде за то, что не испугались трудностей и объема работы, который нужно проделать. Им уже удалось из ничего наладить в России производство такого высокотехнологичного элемента, как хоккейная клюшка. 

Лично меня удивляет реакция многих на попытку развивать это направление. Понятно, что все привыкли жить с мыслью, что у нас в стране ничего путного не производится и все самое лучше может быть только импортным. Но не стоит быть столь категоричными. В России немало примеров удачных проектов частного бизнеса и одним из них может стать Заряд. Ведь на кону стоит репутация уважаемого спортсмена и на развитие своей идеи тратятся личные средства. Кто в здравом уме при таком раскладе будет халатно относиться к качеству выпускаемой продукции и ее игровым свойствам? Логично, что работа ведется на положительный результат. Уже сейчас клюшки Заряд используют профессиональные игроки в МХЛ, ВХЛ и КХЛ. Никто же не думает, что профессиональный хоккеист, который зарабатывает себе на жизнь своей игрой, будет рисковать возможным падением результативности или отказываться от привычного игрового инструмента. Прибавьте сюда еще часто встречающееся у игроков суеверие и все станет ясно.

- И про топовые бренды. Bauer (Nike) и ССM (Adidas) уже никто никогда не догонит?

Почему же? Уже сейчас можно наблюдать очень интересную картину. Бренд True, который только несколько лет назад вышел на рынок, уже смог оттянуть на себя внушительный процент у ведущих брендов в клюшках и коньках. Полагаю, что это только начало и они продолжат набирать обороты. Конечно их сложно назвать новичками на рынке: данный бренд много лет занимался разработкой спортивных продуктов из композитных материалов и металлов, в том числе и хоккейных клюшек. Мало кто знает, но они разрабатывали и производили клюшки для нескольких ведущих брендов. Я уже успел опробовать их и они действительно наделены очень высокими характеристиками, способными отвлечь внимание от продукции упомянутых выше брендов.