14 мин.

Виталий Рогожкин: «Это только название — юниорская Лига. А так все по-взрослому»

«БЫЛО ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, ЧЕГО МЫ СТОИМ В ЭТОЙ ЖИЗНИ»

— В вашей тренерской карьере прошлый год получился, наверное, самым насыщенным.

— Я не скажу, что карьера у меня продолжительная, но минувший сезон у меня выдался в первую очередь интересным. В плане приобретения опыта он стал одним из основных как для наставника. И одновременно непростым. Тем не менее хочется, конечно, чтобы каждый сезон был таким.

— В этом году квалификацию Лиги чемпионов будете с особым чувством смотреть?

— Конечно. Кто попробовал вкус этого турнира, пусть даже на юношеском уровне, хочет вернуться туда еще и еще. Правильно футболисты говорят: он как наркотик – хочется почувствовать снова и снова. Причем не зависимо, тренер ты или игрок. Я даже ребятам в какой-то степени завидую, ведь мне не довелось в качестве футболиста окунуться в эти соревнования. Но попробовал на вкус как тренер.

— Вы узнали, что будете руководить командой после того, как БАТЭ попал в группу Лиги чемпионов?

— Скажем так, мы знали, что в случае выхода основной команды в групповой этап юноши БАТЭ 1996 года рождения и младше также примут участие в турнире. А так как я руководил дублем, в котором 11 человек подходили под регламент, вытекало, что именно я буду у руля команды. В итоге руководство и доверило мне представлять БАТЭ в этом турнире.

— Какие чувства после назначения возникли: страх, осознание огромной ответственности?

— Точно не страх. Наверное, интерес: чего мы стоим в этой жизни. Ясно, что волнение присутствовало, но оно было приятно. Хотелось побыстрее окунуться в этот турнир.

— Работать начали сразу же после попадания в группу?

— Да. Ясно, что будут играть ребята 1996 года рождения. Но в то же время понимали, что у нас будут травмы, будем выступать на два фронта. И у ребят, которые постарше, может, зависть небольшая присутствовала. Наш тренерский штаб объяснял, что от нашего желания тут ничего не зависит – все подчинены регламенту. А чтобы расширить состав, мы в заявку включали ребят и 1997 года рождения.

 Не было трудностей с информацией об игроках младших возрастов?

— Нет. Тренерский штаб дубля постоянно ходит на игры лицензирования. Эти футболисты были для меня не новы. И переходя сразу в дубль, они сталкивались с новыми требованиями, новыми условиями, скоростями. Но я рад, что справились они достойно.

— Вы говорили, что хотели создать не команду звезд, а команду-звезду. Удалось?

— Вполне. Если до турнира о нас не знали, то в конце уже все считались. И это отметил даже тренер донецкого «Шахтера». Было приятно услышать его мнение. Создание такой команды – это в первую очередь заслуга ребят, но и мы им помогали. И в итоге БАТЭ доказал, что тоже умеет играть в футбол. Мы максималисты, и в плане результата все могло быть лучше. А касаемо самой игры матчи с «Атлетиком», например, были лучшими в нашем исполнении, несмотря на счет на табло.

— Тяжело было перестраиваться с Лиги УЕФА на внутренний чемпионат?

— Я ребятам еще до того сказал, что никто с нас не снимает задач в Беларуси. Мы все самолюбивы, амбициозны, хотели победить. На втором этапе чемпионата заняли второе место. Ясно, что в связи с тем, что работали на два фронта, может, чего-то не хватило.

— Сил, свежести?

— Может быть. Хотя могу сказать, что в плане физики мы даже в последней игре 10 декабря выглядели очень хорошо. Тренерский штаб был очень доволен тем, как ребята выглядели, двигались. Уже декабрь, сезон позади, скоро Новый год, но желание играть у них никуда не исчезало, были голодными до футбола. Это меня радовало. Поэтому, даже уходя в отпуск, я попросил ребят просто отдохнуть, даже в мини-футбол не играть.

«КОНЕЧНО, ХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ С ГРАНДАМИ»

— С кем хотелось сыграть на групповом этапе?

— Как и всем футболистам, хотелось грандов. Но могу сказать, что и выпавших соперников можно вполне назвать грандами. В Лиге чемпионов слабых команд нет, туда случайно не попадают. Пройти такое сито и попасть в группу дорогого стоит. И пусть команды типа «Реала», «Барселоны» или «Баварии» нам не попались, все равно было очень интересно сразиться с нашими противниками. У этих клубов очень сильные академии, и мы убедились в этом.

— Как вы считаете, стоит ли для юниорской Лиги УЕФА сделать отдельные квалификационные раунды?

— Насколько я знаю, что-то подобное хотят организовать в новом розыгрыше турнира. Точно не знаю регламент, но новшества будут. И это дает еще больший стимул для ребят попасть в турнир, поиграть с европейскими командами. Хочу сказать, что на групповом этапе ребята с каждым матчем понимали, что они не хуже, что они могут играть наравне с европейскими дружинами, добиваться результатов. В матче с «Атлетиком» дома мы упустили победу, я считаю. Были хорошие моменты в первом тайме, но в итоге проиграли. Возможно, из-за недостатка опыта, волнения.

— После определения соперников в группе какие задачи были поставлены перед командой?

— В Беларуси у нас одна задача – быть чемпионами, поэтому и в Лиге УЕФА иных целей никто не преследовал. Мы тоже хотели выйти из группы, несмотря на то, что дебютировали в турнире. А почему нет? И ребят мы на это настраивали. И даже по прошествии турнира я могу сказать, что мы вполне могли выполнить задачу.

— Как вы просматривали игры соперников? Никто не летал на их матчи?

— Мы живем в 21 веке. Спасибо нашей пресс-службе, которая находила видео. Ясно, что перед первым туром никакого материала у нас не было, то есть фактически мы выходили на матч вслепую. А перед следующими играми записи наших соперников были, определенной информацией владели.

— Может, было бы лучше проводить матчи основной команды не в один день с юниорами?

— Нет, я считаю, что нынешний регламент правильный. Наверняка в УЕФА и финансовый вопрос учитывали – все-таки команды летают одним самолетом.

— Перед стартом группового турнира какие-то рекомендации от УЕФА приходили?

— Они, наверное, распространяются сразу на две команды: нет расизму, уважение на поле. Так что все одинаково.

«ОДИН ЧЕЛОВЕК ПОДДЕРЖИВАЛ НАС И В БИЛЬБАО»

— Жили вы в одной гостинице с основной командой?

— Нет. Чтобы никто друг другу не мешал готовиться и отдыхать, селились в разных отелях. У них – свое расписание, у нас – свое. Прилетали, заселялись, обедали. Потом – предыгровая тренировка на поле, где будет проходить матч. Возвращались в гостиницу. Затем матч, и после – вылет домой.

— Как обстояли дела в плане предоставления услуг, тот же лед в раздевалках?

— Каждая команда перед вылетом отправляла принимающей стороне свои требования. У каждого клуба они свои. Все, как и в Лиге чемпионов, обговаривается заранее, чтобы не было никаких накладок. То же касается и транспорта. Его предоставляла принимающая сторона.

— Футболисты не с открытыми ртами на все это смотрели?

— Нет. Наверное, в мою бытность это все воспринималось бы с удивлением, восторгом. А для нынешних футболистов в этом нет ничего сверхъестественного. Как я уже говорил, в 21 веке живем.

— Тем не менее игроки не упускали возможности сделать селфи на фоне стадионов.

— Время идет, и оно уже диктует эти селфи, интернет. Никто не запрещает. И взрослые футболисты этим занимаются, тренер Мексики фотографировал себя на «Борисов-Арене». Так что я к этому нормально отношусь. Со своими ребятами стараюсь общаться на равных, на одном языке, в то же время соблюдая субординацию.

— Недавно в интернете появилось расписание матча Лиги чемпионов, где все действия расписаны буквально по секундам.

— В юниорской Лиге УЕФА то же самое. Это же серьезный турнир. Нам перед игрой приносили расписание, в котором было обозначено время, когда мы должны выйти на разминку, вернуться, во сколько должны стоять в тоннеле. Были в расписании такие моменты, как время фотографирования команд по отдельности и вместе. А также во сколько должен прозвучать свисток.

— Сопровождение команде предоставлялось?

— Был переводчик и представитель клуба, которые с нами постоянно находились.

— То есть все по-взрослому?

— Конечно. Этот турнир только называется юниорской Лигой, а так все сделано по-взрослому.

— Единственное отличие, по-моему, в том, что не звучал гимн Лиги чемпионов.

— На «Городском» в Борисове его всегда включали. За это огромное спасибо работникам стадиона. А вот перед гостевыми матчами, насколько я помню, действительно не было.

— БАТЭ не был обделен и поддержкой в турнире.

— Очень приятно было, что за нас болели в каждой игре: будь то Борисов, Порту или Моршин. Еще могу сказать большое спасибо одному человеку, который нас поддерживал в Бильбао. В одиночку пытался перекричать весь стадион. Большой ему респект, передаю привет. Ребятам было действительно приятно играть при такой поддержке. Мы же выходим на поле для болельщиков.

— Футболисты ни с кем майками не обменивались?

— Нам, в принципе, не запрещали этого делать, но и со стороны соперников особого рвения к обмену мы не заметили. Ребята очень спокойно к этому относились. Да и нам наши майки тоже очень дороги, тем более с эмблемой. Оставили на память эту форму. Дай бог, футболисты еще успеют поменяться майками во взрослой Лиге чемпионов.

«ЗДЕСЬ СУДЬИ ТОЖЕ СМОТРЯТ НА ИМЯ»

— Многие болельщики, глядя на команды в Лиге УЕФА, ориентируются на силу основной дружины.

— Это неправильно. Посмотри на ту же «Баварию». Ведь их юниоры не вышли из группы. Можно еще много примеров приводить. Да, все смотрят на имя. Ясно, что у грандов селекция лучше налажена, больше возможностей для развития. Если у нас только белорусы занимаются, то в тех же «Шахтере» и «Порту» много футболистов из других стран. Просто все они работают в академиях этих клубов. Соответственно, больше талантливых ребят. Но, опять же, никогда не стоит соотносить юношеские команды с основными. Это разные коллективы.  

— Что лично вам дал турнир?

— Информации много – выбирай какую хочешь. С тренером «Шахтера» хорошо пообщались, обменялись телефонами, он мне много чего интересного рассказал. Одним-двумя словами нельзя сказать, что мне дал турнир. Время покажет.

— Методы работы останутся те же?

— Есть определенные моменты, где можно сделать поправки. Нельзя ехать на старом багаже. Определенные изменения будут внесены, в тот же тренировочный процесс.

— Не считая поражений от «Шахтера» (1:4) и «Атлетика» (4:0), БАТЭ если и проигрывал, то с разницей в 1-2 мяча.

— Я ребят просил во всех матчах быть единым целом, именно командой. Наверное, поэтому мы много не пропускали. Футболисты очень хорошо слушали тренерский штаб и выполняли, в принципе, все, что мы просили. Ясно, что был определенный брак. Но играли мы все-таки очень организованно.

— В каждом матче можно отметить интересные моменты. «Порту» – БАТЭ 2:0 – два пенальти.

— Это была первая игра, тем более эти два 11-метровых.... К тому же необязательных. Второй «точки» вообще не должно было быть – раз 10 пересмотрели эпизод. В первом случае мяч попал в руку Петрусевичу. Два гола именно с пенальти придали поражению особенную горечь. Пропускать никак не хочется, но, думаю, если бы нам забили с игры, были бы другие ощущуения.

— Не приходилось успокаивать ребят после этого матча?

— Было пару игр, когда некоторых футболистов приходилось успокаивать. Были слезы. Но, наверное, это даже приятно. Футболистам обидно, что не получилось выиграть, ведь они делали для этого все возможное. Радует, что они были неравнодушны, и эти слезы говорят о многом.

— БАТЭ – «Атлетик» 1:2 – второй мяч пропустили на 87-й минуте.

— Мы много моментов не реализовали в начале игры при счете 0:0. А пропустили второй мяч из-за собственных ошибок в середине поля. Мы ребятам указали на них. Но ничего не сделаешь – это игра. Когда сравняли счет на 70-й минуте, захотели большего, было желание выиграть. Может, мне надо было в тот момент немного ребят успокоить. Соперник нас наказал.

— БАТЭ – «Шахтер» 1:4 – два мяча подряд на 29-й и 31-й минутах.

— Мне потом, кстати, тренер донецкой команды рассказывал, что при подготовке к поединку изучал нашу команду. Он высказал мнение, что «Атлетику» мы должны были как минимум три мяча забивать. А что касается встречи с «Шахтером», то тут сказалось мастерство соперника. Мы пропустили два мяча, Саша Джигеро отквитал один еще в первом тайме. А вот перерыв, считаю, не пошел нам на пользу. Я видел по своим ребятам, что они могут сравнять счет, донетчане поняли, что легко не будет. Но пропустили третий мяч, где-то даже спорный, по-моему. Хотели забить, отыграться, но в итоге пропустили в концовке еще один.

— Джигеро же был капитаном команды. По какому принципу выбирали?

— Я сам назначал. У Саши много лидерских качеств, человеческих и футбольных, у него светлая голова, ребята к нему с уважением относятся. Я не видел причин, почему он не может быть капитаном. И в тех играх, когда он выводил команду на поле, справился на все 100, был действительно лидером.

— «Шахтер» – БАТЭ 1:0 – удаление Павловца на 66-й минуте.

— Игра в нашем исполнении была очень хорошая, мы организованно оборонялись. И даже после удаления шли вперед, имели моменты.Тренер «Шахтера» после матча подошел и сказал: «Если бы был Климович, точно дожали бы нас. Потому что мои уже сдали в конце поединка». Для обеих дружин игра получилось непростой как в физическом, так и в психологическом плане.

— Я слышал мнение, то БАТЭ пропустил лишь один мяч, потому что «Шахтер» выставил неоптимальный состав.

— Это говорили люди, которые не владеют информацией. Достаточно сравнить составы в первой игре и в этой – они идентичны. Вот в матче, где «Порту» встречался с «Шахтером», у украинцев играли резервисты, потому что команде уже ничего не нужно было.

— За счет чего БАТЭ удалось сыграть с «Порту» вничью – 0:0?

— Мы после «Атлетика» были злые, что не смогли выиграть дома. И в матче с португальцами я видел, как ребята хотели заработать первые очки в Лиге. Вроде уже и игру показываем неплохую, опыт какой-то получили. В общем, пора было. Соперник больше контролировал мяч, но и мы имели моменты, особенно в начале игры. Но ничейный результат у нас никто не отнимет, как никто и не скажет, что мы его не заслужили.

— «Атлетик» – БАТЭ 4:0. Самый крупный проигрыш на групповом этапе.

— Играя на равных 75 минут, имея хорошие моменты, получить первый мяч с пенальти (нелепое попадание в руку после удара из-за пределов штрафной) – все-таки это немного подкосило, из колеи выбило. Ребята побежали забивать, у нас появились большие дыры. Но это присуще юношескому футболу. Наверное, он этим и интересен. Мне больше всего было обидно за вратаря Дениса Щербицкого. Он тогда показал просто феерическую игру, но, к сожалению, в концовке его буквально расстреливали с двух-трех метров, у защиты случился стопор.

— Как вам уровень судейства в юниорской Лиге?

— Есть команды с именем, и даже на таком уровне все-таки это ощущается. То есть судьи тоже на имя смотрят. Может, во мне играет какая-то обида, но это не только мое мнение. Тем не менее, рефери же там тоже молодые, поэтому и им свойственно ошибаться. Они так же, как и мы, учились.

— Может, кто-то из ребят открылся с новой стороны на этом турнире?

— Не хочется выделять кого-то. Все футболисты проявили свои лучшие качества. Дай бог, чтобы это помогло им идти дальше в карьере, прогрессировать. А выделять не хочу, потому что, как я уже сказал, у нас, действительно, собралась не команда звезд, а команда-звезда.

— Кто-нибудь разочаровал?

— Пусть это останется в пределах тренерского штаба. Мы сами сделаем определенные выводы.

— Подводя итог, можно сказать, что и для вас, и для игроков, и для клуба в целом участие в юниорской Лиге УЕФА – это огромный плюс?

— Конечно. Это даже не обсуждается. Что еще есть престижнее для юношей, для клуба, чем участие в таком турнире? Ничего. Вот в этом и ответ.

Дмитрий Руто, Offside.by

Фото: fcbate.by, ru.uefa.com, offside.by