6 мин.

«Большинство детей – в состоянии вечной холодной войны». Каково быть учителем футбола в обычной школе

Никита Матвеев, футбольный тренер из общеобразовательной школы, рассказывает Sports.ru о современных детях.

Я всегда интересовался тренировочным процессом в футболе. Подмечал на студенческих тренировках какие-то моменты и упражнения, которые улучшали технику, помогали быстрее разогреться, восстановиться или просто быстрее проснуться. Так появилась идея объединить IT, статистику и аналитику с подготовкой футболистов на детско-юношеском уровне.

Возможность заняться организацией тренировок появилась пять лет назад, когда в рамках непрекращающейся реформы в московских школах ввели дополнительное образование. Узнав о возможности осуществить свою мечту, я пришел в школу с идеей организовать секцию по мини-футболу. На первое занятие бежал, как на праздник. Ждал, что ребята скажут, как они счастливы, что теперь у них будет секция по футбику. Когда я вошел в спортзал, моя челюсть самопроизвольно открылась: 20 мужиков, хаотично разбросанных по залу. Хотелось к каждому заглянуть в свидетельство о рождении: ну не бывает таких детей в 9-м классе.

Я поздоровался, представился и начал рассказывать про структуру образовательной программы, методику, ведение статистики, которую можно будет сравнивать по годам. Выдвинулся парень небольшого роста и сказал: «Мы сюда приходим погонять мяч, ты приходишь сюда посидеть. В следующий раз свисток можешь не брать – не нужен». Они начали играть в футбол, а я бегал вдоль бровки, отвешивая свистящие трели, на которые никто не обращал внимания.

Думал, это конец.

Конечно, я был поражен тем, как изменились школьники. Много татуированных, картинки достаточно банальные – «розочки», надписи латиницей, животные. Один семиклассник сказал, что хочет сделать себе татуху «очень крутую, и пока это секрет». Отдельно отметил, что согласие мамы уже получено. Под обещание никому не говорить парень сдался и выдал мне: «Дракон».

Наверное, не мне их осуждать. Они стараются бить на себе свои принципы, пытаются выделиться как умеют. Думаю, что ответственность за каждого такого «дракона» должно разделить и наше образование. Оно сейчас очень статичное, нет сквозных школьных проектов, нет рабочих групп, в которых могли бы участвовать ребята различных возрастов с различными ролями. Ребятам приходится искать альтернативные способы себя идентифицировать. Мы можем надувать щеки и говорить: «Ай-яй-яй, так нельзя, это плохо!». А что ты ему предложил взамен? Поржать над твоей надутой физиономией, больше ничего.

Уходя с первой тренировки, я решил, что второй не будет, – все, умываю руки, воспитывайте их сами, у меня статистика-аналитика-прочие высшие материи, а надзирателем я быть не хочу. Но, чем дальше, тем отчетливее понимал: блин, их пришло 20 человек, это очень много, они меня недолго, но слушали. Я хочу попробовать еще раз.

Пошел налегке, без подготовки и без свистка. Ребят было меньше, чем в первый раз, зато их было нечетное количество. Я предложил сыграть с ними и вышел в составе четверки отвергнутых. Моя команда – это какая-то издевка судьбы. Первый – тип, который постоянно на взводе. Он никогда не сидит и комментирует все, что происходит вокруг, короткими сухими фразами: «Уборщица опять убрала зал поздно. Пол не высох. За что ей только платят?! Ты тоже вот учишь нас. Типа учишь. Тоже непонятно, зачем тебе платить». Как только он получает мяч, сразу бьет по воротам. Второй – товарищ с лишним весом, который живет в мире с пятиминутным запозданием. Если он играл в атакующей позиции, то на свою половину площадки не возвращался даже, когда соперник начинал с центра поля. Третий – парень с бородой, какой я даже у своего деда не видел.

Мы проиграли. Ноги опухли от количества ударов, стыков и зацепов, но мы начали общаться. Удалось заинтересовать их и тактикой, и взаимодействием друг с другом. Впоследствии я играл с ними постоянно.

90% наших тренировок это вообще не про футбол, это, скорее, про футбол как площадку для общения и, может быть, воспитания. Я всегда с ними честен, стараюсь что-то объяснять на собственных примерах. Что и когда попробовал, чего никогда не пробовал и не собираюсь. Почему в семье нет врагов и, раздав однажды родителям черные метки, очень тяжело вернуться назад. Что такое русский язык и каков алгоритм утилизации пустой бутылки. Футбол оказался отличным союзником, который никогда меня не подводил.

Сейчас секция мини-футбола расширилась. Была организована вторая группа – 5-7 классы. Наша школа достаточно многонациональна, соотношение русских и ребят других национальностей – 50/50. Все очень взрывоопасно. Одна издевка с национальным подтекстом – сразу драка с дополнительным временем в арке рядом со школой. Стандартный конфликт начинается с удара по ногам вместе с мячом. В ответ: «*****, черножопый, ты куда, ****, бьешь?!». Сразу драка. Обзывают хачом, ухают, с именем Сирун, например, совсем туго приходится. Я понял, что детям не нужны причины для ненависти. Они легко подстраивают причины под уже имеющуюся агрессию. Есть нейтральные ребята, но большинство в состоянии вечной холодной войны – ходят группами, в команду не берут никого другой национальности и так далее.

Но работа в этом направлении реально дает результаты. С детьми надо разговаривать (и не только говорить, но и слушать), объяснять, как можно жить в такой ситуации. Как вместе решать проблемы и помогать друг другу. Мы ни разу не одинаковые, но это не мешает нам уважать ценности других.

Еще одна штука, над которой мы сейчас трудимся – свобода мышления. Чем больше учишь детей, как нужно делать, тем менее креативными они становятся. Сейчас мы уже не используем непосредственное навязывание «правильных» тренерских мыслей ребенку. Важно, чтобы то, что он задумывал, было логично и креативно. У меня занимался мальчик из 5 класса, который, атакуя защитника, часто убирал мяч назад против направления движения, наступал на него и падал. Когда я его спросил, что он хочет сделать, он ответил: перебросить защитника. На следующем занятии из видеоподборки он выбрал это видео.

Что-то подобное случается, когда ребенок выходит один на один на пустые ворота. Просто так он забить не может, ему это надо сделать феерично – и не дай Бог я потом не захлопаю. Но способность детей креативно мыслить нельзя ограничивать, надо создавать условия, в которых они будут развивать мышление. К сожалению, тотальное большинство воздействий на ребенка со стороны окружающей среды направлено на создание стен и коридоров для его мыслей. Во времена, когда нашу реальную свободу пытаются ограничить везде – на площадях, в школах, в магазинной очереди – ограничивать свободу мышления детей просто кощунственно.

Когда я пришел на первое занятие в этом учебном году, меня встретили словами: «Мы очень счастливы, что вы у нас работаете!». Было так трудно не показать слабость, хотя уголки губ предательски дернулись.

По просьбам ребят начинаем внедрять статистику и анализировать игры и прогресс в тренировках, хотя до сих пор занимаемся без свистка. Каждая минута, проведенная на тренировке, а не в подъезде, каждая невыкуренная сигарета, каждое приглашение ребенка секции в детско-юношескую спортивную школу – наша общая победа: школы, родителей, и, конечно, самого маленького героя. Я понимаю, что 99% этих ребят никогда не станут профессиональными футболистами, но наша задача не ограничивать их, а наоборот показать, что есть огромная футбольная семья, и они ее часть. Они у меня самые лучшие, умные и свободные.

Да, самое главное: это лучшая работа на свете. Я бы не променял ее даже на работу главного редактора Sports.ru

Автор – Никита Матвеев, руководитель факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA и тренер по мини-футболу в общеобразовательной школе