13 мин.

Золота партии. Почему чемпионами России станут они

В последнем туре на титул чемпиона России претендуют трое. Sports.ru рассказывает, кто и, главное, почему.

ЦСКА

ЦСКА начал играть в свой привычный футбол, вернув себе прошлогоднее чемпионское настроение, только в середине марта, после 20-го тура, – и за то, что этого хватило для первого места к последнему туру, нужно – просто ради справедливости – сказать спасибо конкурентам. Три из четырех команд, которые в начале марта шли выше ЦСКА, принялись увольнять тренеров. «Зенит» с Боашем выдал победную серию, но перед этим приехал к ЦСКА с тренером Семаком (то есть вообще без тренера) и угрюмо проиграл 0:1, хотя при Спаллетти не знал в Москве проблем с ЦСКА – даже в их чемпионский сезон. «Спартак», свергнув Карпина, просто развалился и стал тонуть, а «Динамо» без Петреску за три игры потерпело больше поражений, чем с Петреску – за последние семь. Другой конкурент, летом казавшийся самым опасным, по сути снялся с чемпионата еще в августе – и учитывая все эти драматичные истории, ну честное слово, грех было не ввязаться в чемпионскую гонку. Вернее – грех было потерять надежду на чемпионство, видя, как конкуренты почти еженедельно сами себе усложняют жизнь.

Легко сказать – не потерять надежду. Самострел конкурентов, конечно, воспламенил веру в то, что еще не все потеряно, но ЦСКА и самому нужно было перестать терять очки. Точнее – вообще не терять их до конца чемпионата. А такая задача казалась сентиментально отчаянной, учитывая, что в первой части сезона ЦСКА уезжал без побед, например, из Екатеринбурга, Грозного и Ростова. Но в том-то и дело, что в весну ЦСКА вступил совсем другой командой – не той, что мучилась осенью на зиловском болотце, и малом черкизовском ковре. Выздоровели Фернандес, Эльм и Думбия, которые осенью заскакивали на поле разве что по пути от одного врача к другому, и больше не нужно было мучить на чуждых позициях Миланова и Мусу и залеплять правый фланг Набабкиным или Караваевым. В марте-2014 состав ЦСКА впервые с мая-2013 оказался максимально приближен к чемпионскому виду. С одним исключением. Позиция центрального атакующего полузащитника осталась без Вагнера и Хонды, но какое это имеет значение, если выздоровел Думбия, пропустивший почти весь чемпионский сезон, и с позиции нападающего за полтора месяца отдал больше голевых передач, чем Хонда – за весь прошлый сезон, – да еще и забил девять мячей.

Другое сходство с чемпионским сезоном – ЦСКА попер наверх после провала в еврокубках. Тогда ЦСКА еще в августе лишил себя роскоши колесить осенью по эйндховенам и днепропетровскам, и спокойно провел чемпионат в привольном недельном цикле. Теперь ЦСКА занял четвертое место в ЛЧ-группе после проигрыша в Пльзене и весной, не отвлекаясь на зарубежные поездки, танком проехался по заключительной трети чемпионата. Участившиеся провалы в еврокубках – конечно, предельно грустная, но все-таки отдельная история. К чемпионату она относится только в том смысле, что здорово экономит силы.

Важно и вот еще что. Перед чемпионатом мира на пик формы вышли русские игроки (если, конечно, вывести за скобки второй тайм игры с «Динамо»). Игорь Акинфеев выдал весной больше всех в чемпионате матчей на ноль. Василий Березуцкий, через которого во многом осуществляется выход из обороны, отдал четыре голевые передачи и больше всех точных передач среди защитников премьер-лиги (Игнашевич по этому показателю – четвертый). Щенников, насмотревшись на Фернандеса, стал активнее ходить в атаку и в игре с «Рубином» дважды имел шанс забить, а в кубковой игре с «Тереком» забил победный мяч в овертайме.

Засмотреться на Фернандеса и правда можно. Половину времени он проводит на позиции правого нападающего, при этом, например, в игре с «Томью» пять раз отобрал мяч на своей половине поля, а вообще в одиннадцати последних турах совершил больше всех отборов в лиге и отдал больше всех обостряющих передач среди защитников (среди игроков всех амплуа лучший весной – Зоран Тошич). Про то, что Думбия за два месяца забил в чемпионате больше, чем Смолов – за всю жизнь, уже известно, но есть еще Дзагоев, после отсидки забивший важные мячи «Рубину» и «Амкару», есть хрупкий, но резвый Миланов, автор победного гола «Зениту», и есть пара Вернблум – Эльм, которые страхуют, отбирают, тактично фолят, перехватывают и начинают атаки.

А еще есть Леонид Слуцкий. Зимой самому неусидчивому тренеру страны построили в ЦСКА психологическую теплицу. Евгений Гинер убрал из клуба всех, с кем у Слуцкого испортились отношения – спортивного директора Евменова и второго тренера Шустикова. Новым спортивным директором стал близкий друг Слуцкого, Олег Яровинский, а вторым тренером – кумир армейских трибун Сергей Овчинников, который уже заметил, что пришел за два дня до игры с «Динамо», так что это не считается, а вот потом ЦСКА с ним ни разу в чемпионате не потерял очки – так что кадровые перестановки тоже придется отнести к слагаемым лидерства ЦСКА.

Смешно, конечно, что в нашем чемпионате можно начать играть с 21-го тура и успеть выйти на первое место, но это ведь не проблема ЦСКА, а награда. Награда за то, что там продолжали верить в тренера после неудачных концовок двух его первых полных чемпионатов и провального старта третьего. За то, что там никогда, даже в годы рыночного озверения «Зенита» и «Анжи», не тратили на игроков больше 10 миллионов евро. За то, что после введения лимита на легионеров не участвовали в совращении российских игроков аномальными контрактами. За то, что там нет адских премиальных за какую-нибудь пышную победу в девятом туре, а премии выдают только за решение сезонных задач. За то, что там не создают дисбаланса в зарплатах, а больше всех платят ветеранам клуба. Вот поэтому ЦСКА заслужил.

«Зенит»

Авторитет Спаллетти был огромен. Казалось, в любых спорных ситуациях клуб был на его стороне. Но поздней осенью «Зенит» остановился, а зимой Лучано поругался с Широковым. Итальянцу дали время, чтобы реанимировать команду, но он не смог. Стареющего философа заменил одаренный ученый, только-только перезарядивший батареи после неудач в Англии.

Андре установил рекорд для тренеров-дебютантов, выиграв шесть стартовых матчей. Он с серьезным видом рассказывал о том, что увеличил интенсивность тренировок, но при этом его футболисты летают по полю. Виллаш-Боаш будто нашел на тренерском пульте сочетания клавиш, которые когда-то знал, но позабыл Спаллетти, и «Зенит» снова стал побеждать.

Команды, менявшие тренеров, никогда не выигрывали чемпионат России. Все так, но ситуация для смены тренера в «Зените» была близкой к идеальной. У клуба лучший состав в чемпионате, до первого места – всего пара очков, а на рынке безработных тренеров скучает человек, который неплохо знает Данни, Витцеля, Нету и у которого Халк провел лучший сезон в карьере.

У Спаллетти были проблемы с ветеранами, которые никак не могли взять в толк, чего он от них хочет. К марту-апрелю в «Зените» не стало ни Спаллетти, ни большинства ветеранов, так что и внутренняя проблема, сказывавшаяся на мотивации и результатах, исчезла.

«Зенит» ловко обновил свою российскую обойму. Легенду клуба Малафеева вытеснил из основы найденный в седьмой команде Греции Юрий Лодыгин, который быстро перескочил из греческой молодежки в дублеры Акинфеева в сборной России. В стартовом составе обжился Олег Шатов, благодаря которому об уходе Широкова уже и забыли. Подходящий сменщик вырос и у Анюкова. Игорь Смольников – один из самых надежных в «Зените»: по количеству отборов он второй в команде после Ломбертса.

После матча с «Томью» ранней весной Спаллетти жаловался на отсутствие проникающих передач. «Зенит», обладающий крутыми атакующими игроками, умудрился упростить игру настолько, что даже скромный аутсайдер легко отмахивался от Халка и компании. Виллаш-Боаш с этой проблемой справился в два счета. Его «Зенит» не приемлет перерывов в игре. Интенсивность, устроенная португальцем на тренировках, нашла отражение в матчах: игра «Зенита» практически лишена пауз, а количество передач назад и поперек поля по сравнению с недавним прошлым сильно сократилось.

Виллаш-Боаш нашел точное применение Витцелю, которого критиковали даже больше Халка. Спаллетти гордился тем, что заставил Витцеля отрабатывать в обороне. Бельгиец пахал и плакал: известно, что с мячом он выглядит куда интереснее, чем в поисках его. Виллаш-Боашу удалось внести в игру Акселя гармонию. Из опорника Витцель превратился в бокс-ту-бокс полузащитника, демонстрирующего лучший показатель в лиге по точности передач и один из лучших – по количеству выигранных единоборств.

«Зенит» стал намного быстрее и качественнее переходить из обороны в атаку, но еще важнее, что обратная перестройка происходит не менее успешно. Потеряв мяч, Рондон, Халк, Данни немедленно вступают в отбор, и уж если не возвращают владение «Зениту», то как минимум существенно притормаживают наступление соперников. У тех же Витцеля и Данни отбор никогда не был самым сильным местом, но с помощью партнеров даже главные креативщики «Зенита» все чаще упрощают жизнь защитникам.

И, наконец, «Зенит» вновь стал командой с устрашающей атакой. Халк и Данни приняли в свою компанию Саломона Рондона, и только весной забили более полутора десятков мячей. А вообще Данни с Халком забили вдвоем за сезон больше мячей, чем некоторые команды из нижней половины таблицы.

«Локомотив»

После эпохи Славена Билича, при котором «Локомотив» планомерно опускался на дно под вечные фразы в духе «нам не хватало удачи», в команду резко вдохнули новую жизнь. Расхлябанным игрокам, которые порой уже не представляли, что нужно делать на поле, Кучук сразу предъявил строгие требования и начал буквально на пальцах показывать, как и куда надо бежать, какую ногу соперника держать и куда потом отправлять мяч. Это ни разу не преувеличение: Кучук буквально 85 минут каждого матча управляет командой в ручном режиме, особенно заметно это было во время игры со «Спартаком» на пустом стадионе, где все подсказки звучно долетали до любого участка поля. Для выхода из системного кризиса «Локомотиву» нужны были именно понятные требования, плотная работа над деталями игры и полное перестроение командных взаимосвязей, которые были разрушены предыдущими сезонами. Наглядным примером здесь можно считать линию защиты, которая по составу осталась точно такой же, как в прошлом сезоне, но внутри пережила такое стремительное перерождение, что пропустила меньше всех остальных команд премьер-лиги.

Именно с обороны Кучук начал строительство новой команды. Не получив второго центрального защитника вместо нестабильного Дюрицы, тренер начал по-новому раскрывать в «Локомотиве» инструмент подстраховки: каждый раз, когда у словацкого защитника что-то складывалось не так, рядом появлялся уверенный Чорлука. При этом Дюрица сам постепенно прибавлял и в выборе позиции, и в надежном ведении борьбы – теперь Ян выглядит гораздо мощнее, чем всего год назад. Роль крайних защитников стала еще более значимой в контексте выхода из обороны – быстрейшие забеги Виталия Денисова позволяли левым полузащитникам смещаться в штрафную, а Шишкин или Янбаев своими подключениями справа развязывали руки Самедову. При этом команда не забывала о подстраховке и очень редко пропускала атаки за спину. «Локо» действовал организованно и четко, лучше всего об этом говорят простые цифры: меньше, чем в этом сезоне, он в последний раз пропускал аж в 2005 году. Высший результат почти за 10 лет.

Как и годом ранее, «Локомотив» в самом начале сезона столкнулся с проблемой выбора основного вратаря: из-за травмы вновь выбыл Гильерме. Вспоминая о печальных выступлениях Крешича, который вдобавок привез гол в июльском матче с ЦСКА, красно-зеленые тут же бросились искать спасения на трансферном рынке. Бюджетный вариант был найден в «Волге» – Илья Абаев тут же вписался в основной состав и позволил игрокам и болельщикам не хвататься за сердце каждый раз, когда мяч летел в сторону ворот. Этот трансфер стал одной из главных удач «Локомотива» во всем сезоне: за минимальные деньги был получен довольно надежный голкипер, который почти весь год был в полном порядке – если не считать некоторые ошибки в весенней части.

Этим же летом «Локомотив» провел, пожалуй, самую мощную и затратную трансферную кампанию в своей истории – на развалинах старого «Анжи» были куплены Буссуфа и Диарра, которые быстро стали для полузащиты железнодорожников новой движущей силой. Буссуфа дал «Локомотиву» то, чего у него не было уже несколько лет – толковую игру в пас в центре поля и нацеленность на обостряющие передачи. Диарра же осенью выдал впечатляющий отрезок, когда он больше походил на человека-трактора или человека-танка, чем на обычного футболиста. Эффективность Ласса зашкаливала: он изящно отбирал мяч, мчал вперед и исполнял такие обводки, что трибуны стадиона «Локомотив» просто взрывались от восхищения. Именно Буссуфа и Диарра дали команде ту дополнительную мощность, которая позволила ей планомерно идти вперед в первой части чемпионата, не допуская продолжительных сбоев, наблюдавшихся у «Зенита» и ЦСКА. Правда, весной и Диарра, и Буссуфа пропустили приличное количество матчей из-за травм и не смогли стабильно помогать «Локо», но тут нужно учитывать, что без их осенней активности команда вообще едва ли добралась бы до нынешних вершин.

За короткое время Кучуку удалось наладить не только игру в обороне, но и выстроить стремительный выход в атаку. «Локомотив» всячески демонстрировал любовь к скоростному нападению – срабатывали и умело использовавшиеся забросы Чорлуки, и забеги крайних защитников (очень успешен здесь был Денисов), и налаженное взаимодействие связки центральных полузащитников Тарасов – Диарра. Особенно удачным у Кучука получилось расширение игровых функций Тарасова: на Дмитрия были возложены не только отборы и перехваты сзади, как раньше, но и прессинг на чужой половине, длинные и короткие передачи на набегающих игроков. Из среднего игрока «Локомотива» Тарасов всего за несколько месяцев вырос в едва ли не лидера команды и полноценного кандидата в сборную.

При Кучуке «Локомотив» научился еще и дожимать соперников в концовках матчей. Используя физическую мощь, красно-зеленые добывали три очка в выматывающих матчах с «Волгой», «Тереком» (дважды), «Краснодаром» (дважды) и «Рубином». Итого – 18 очков в играх, где «Локомотив» часто балансировал на грани ничьей или даже поражения. Здесь сказывалась ценная часть работы Кучука – замены, которые раскачивают уставших противников. К примеру, в первом круге игроки, вышедшие по ходу матчей, забили аж четверть от общего количества голов «Локо». А ведь были еще и сдерживающие замены, благодаря которым Кучук осложнял жизнь соперникам: особенно показательны выходы Тигорева в сложных играх с «Рубином» и «Динамо», где белорусский опорник позволял команде получить пространство для развертывания атаки.

Особенно важной чертой «Локомотива» весной стало умение выживать, лишаясь самых важных игроков. «Локо» шел вперед без Диарра, Буссуфа, Майкона и даже Чорлуки – и иногда, смотря на поле, было сложно поверить, что команда, в основе которой выходят Оздоев, Михалик или Ткачев, всерьез борется за чемпионство. Однако «Локо» каждый раз переступал через эти потери и выжимал почти максимум: Михалик довольно успешно заменил Чорлуку в матче с «Зенитом», Янбаев вообще справился с активностью Халка, когда выбыл Виталий Денисов, Миранчук забил «Краснодару», когда был дисквалифицирован Буссуфа, а Шешуков и Оздоев в меру возможностей помогали справиться с отсутствием Диарра и Тарасова. Еще осенью такие кадровые потери считались бы для «Локомотива» катастрофическими, но благодаря стойкости, которой красно-зеленые не отличались уже очень давно, все проблемы удалось смягчить.

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Виталий Белоусов; Fotobank/Getty Images/Epsilon