8 мин.

Рангник говорит, что увеличил стоимость своих команд на миллиард евро. Проверяем

«Локомотив» наконец-то дал пресс-конференцию, на которой объяснил свою стратегию. Там выступил весь топ-менеджмент, в том числе и Ральф Рангник.

Один из главных тезисов Рангника: «Цель моей команды в том, чтобы «Локомотив» развивался и модернизировался. Повысить рыночную стоимость команды, заниматься трансферами. Чтобы вырастить стоимость игроков, нужно брать их раньше и через два-три года продавать. Так мы действовали и в «Хоффенхайме», и в «Зальцбурге», и «Лейпциге». Мы создали стоимость больше миллиарда евро. И это не говоря о результатах».

Рангник не уточняет методику подсчета, но в презентации «Локо» использовал данные Transfermarkt (подробнее о минусах базы данных), поэтому мы тоже можем ориентироваться на эти условную стоимость игроков.

Давайте проверим, как в предыдущих клубах Рангника работала эта схема. Для начала зафиксируем стоимость команд в момент прихода и ухода немца (в млн евро):

«Хоффенхайм» (2006-2011): 10,4 → 98,4

«Зальцбург» (2012-2015): 38,4 → 67,6

«Лейпциг» (2015-2020): 35,3 → 561,9 млн

А теперь посчитаем, сколько клубы вкладывали в составы при Рангнике и сколько зарабатывали на трансферах.

«Хоффенхайм»

Рангник принял «Хоффенхайм» летом 2006 года – возглавил команду из Региональной лиги и фактически был кем-то вроде Грегга Поповича для деревенского клуба – регулировал всю спортивную деятельность.

•‎ В первый сезон в региональной лиге клуб потратил почти 900 тысяч евро. Для понимания: остальные 17 клубов потратили 350 тысяч евро на новичков. При этом «Хоффенхайм» ничего не заработал, всех отпустили свободными агентами. Но для региональной лиги того времени это было практически нормой – только два-три клуба продали футболистов за деньги.

При этом «Хоффенхайм» хоть и пробрался во вторую Бундеслигу, но стал лишь вторым, уступив скромному «Веену» первую строчку.

•‎ Во второй Бундеслиге «Хоффенхайм» буквально сыпал деньгами. Потратили на новичков почти 16 млн (практически половина от трат всей лиги – 34 млн). Среди них был Карлос Эдуардо – 7 миллионов евро, рекордный трансфер на тот момент. И побил рекорд через 8 лет… «РБ Лейпциг», заплатив 8 млн за Дэви Зельке. 

Если открыть топ самых дорогих трансферов второй Бундеслиги, то в топ-10 будут 2 игрока «Хоффенхайма», хотя уже прошло 14 лет с момента той закупки. И еще пятеро – из «Лейпцига» 14-16. В отличие от восточногерманского клуба, с «Хоффенхаймом» получилось выйти в Бундеслигу с первой попытки.

•‎ С выходом в главную лигу Германии «Хоффенхайм» потратил всего 12 миллионов – но несмотря на это, команда стала зимним чемпионом и покатилась вниз только после травмы лучшего бомбардира Ведада Ибишевича, который шел на рекорд Герда Мюллера. С трансферами на выход снова грустно – всего 125 тысяч евро.

• Во второй сезон в Бундеслиге траты подросли – до 16 миллионов, при этом на выход опять по минимуму: 225 тысяч, из них 200 – за аренду кипера Рамазана Озкана, которого забрал «Бешикташ» в Турцию: там ужесточили лимит, а у австрийца Озкана были турецкие корни.

В основном «Хоффенхайм» брал молодых игроков 18-23 года, но тут пришлось пойти против своей системы – 7 млн отвалили за 31-летнего Йосипа Шимунича, чтобы через два года отпустить его бесплатно. И траты не очень помогли – всего 11-е место, на 4 ниже, чем в первый сезон.

•‎ Ну и в последний сезон Рангника, когда он покинул команду посреди сезона, «Хоффенхайм» наконец-то начал зарабатывать. 

Правда, это все привело к разногласиям менеджера с владельцем клуба Дитмаром Хоппом – Рангник протестовал против продажи того же Луиса Густаво в «Баварию», но вскоре после ухода Рангника футболиста отпустили за 17 млн евро. Удачно «Хоффенхайм» и спихнул в «Рубин» за 20 миллионов Карлоса Эдуардо, а Демба Ба принес клубу всего 3 миллиона.

Зато в тот сезон «Хоффенхайм» совершил мощную закупку на будущее: Роберто Фирмино (4 млн), Гильфи Сигурдссон (5,2 млн), Себастьян Руди (4 млн), Кевин Фолланд (700 тысяч). Всем было 18-20 лет, и через 3-4 года все, кроме Руди, ушли суммарно за 70 млн евро. То есть при Рангнике клуб не заработал на трансферах, но наследие осталось.

«Зальцбург»

В июне 2012-го Рангник стал спортивным директором «Зальцбурга» (попутно отвечая и за развитие «Лейпцига»). 

• После позорного вылета из квалификации ЛЧ от люксембургского «Дюделанжа» (0:1, 4:3) Рангник перестроил команду. Подписал 20-летнего Садьо Мане (4 млн евро), 21-летнего Кевина Кампля (3 млн), 19-летних Валона Беришу и Ховарда Нильсена (оба по 2,8 млн). Всего на первую закупку ушло около 16 миллионов, а средний возраст новичков составил 20,8 лет. Для сравнения, сезоном ранее клуб потратил меньше трех миллионов.

• Сезон-2012/13 команда завершила на втором месте, зато в следующем «Зальцбург» стал чемпионом аж за 8 туров до финиша. С 106 голами после 34 туров команда установила рекорд австрийской Бундеслиги, а в Лиге Европы уверенно выиграла группу с шестью победами и прошла «Аякс» в 1/16 финала. При этом клуб уже не тратился так сильно (около 5 млн), но продолжал усиливаться молодежью (средний возраст новичков – 21,3 года).

• В третьем сезоне пришло время для первой отдачи: Мане продали в «Саутгемптон» за 23 млн, Кампля в «Дортмунд» – за 12 млн. Еще 11 млн китайский «Гуанчжоу» заплатил за бразильского форварда Алана.

А ведь в том сезоне «Зальцбург» еще учился грамотно находить замены уходящим лидерам. Так клуб совсем дешево нашел вылетевшего из французской Лиги 2 Наби Кейта (2,5 млн) и вылетевшего из японской высшей лиги Такуми Минамино (800 тысяч). Оба затем уйдут за гораздо большие деньги: 29 и 8,5 млн соответственно.

«Лейпциг»

В «Лейпциге» Рангник работал не только спордиректором, но еще дважды приходил в качестве главного тренера. Там он тестировал другую модель. В 2016-м клуб отдал за того же Кейта 30 млн, хотя он оценивался в 11. Да, заплатили родственному «Зальцбургу», но немецкий клуб показал, что готов переплачивать. За Вернера, Ольмо, Огюстена, Упамекано, Кунья переплатили по 13-14 млн.

• Сделаем уточнение: в сезоне-2019/20 Рангник сменил должность и курировал в основном «Нью-Йорк Ред Буллз» и «Ред Булл Брагантино». Но мы все равно посчитали этот год, так как он оставался консультантом в «Лейпциге». За 5 лет клуб потратил на трансферы 329,9 млн, а заработал с продаж 144,6 млн. Почти половина от прибыли – трансфер Кейта в «Ливерпуль» (60 млн евро).

• Сезон-2018/19 стал единственным, когда «Лейпциг» вышел в плюс – потратил 65,6 млн, а заработал 72,8 млн евро: Кейта за 60, Бернардо в «Брайтон» за 10, еще 6 футболистов ушли за копейки.

• Мощный минус случился в сезоне-2016/17 когда клуб потратил 95 миллионов и почти ничего не заработал. Но тогда «Лейпциг» вышел в Бундеслигу и был обязан усиливаться. Клуб с ходу занял второе место, так что инвестиции себя оправдали.

Подбиваем итог

Клубы Рангника суммарно подорожали при нем на 643,8 млн евро (внимание! В эту цифру уже включены игроки, которые подорожали при Рангнике, но не были проданы при нем), при этом суммарный трансферный баланс -185,5. От подорожавшего состава отнимаем расходы на него и получаем 458,3. Не миллиард, но половина!

Какой путь выберет «Локо»? Слово Рангнику

– Можно создать спортивный успех и увеличить стоимость. Я ездил в Париж общаться с Бека-Бека, он не хотел ехать в Россию. В «Лейпциг» и «Зальцбург» было проще звать игроков. Упамекано, Айдара и другие.

А здесь надо найти свой путь. Такая цель должна быть в ближайшие два года. Академия с тренерами для подготовки российских игроков. А в плане легионеров – пожилых игроков не стоит привлекать в Россию. Почему футболисты приезжают в Россию? Из-за красивого города, денег и налогов.

Мы поменяли эту стратегию в «Зальцбурге», так должно быть и здесь. Чтобы игроки хотели развиваться. Мне непонятно, почему Россия выступает хуже Греции, Португалии. Если вы хотите войти в десятку или шестерку в Европе, то нужно думать стратегически и меняться.

«Из паровоза мы хотим сделать сделать «Сапсан». «Локомотив» объяснил статус Рангника, как искать и продавать игроков, зачем на скамейке Цорн

Первое выступление Рангника – разочарование. Мало конкретики, много странностей, а вопросов теперь еще больше

Фото: Gettyimages.ru/Alex Grimm/Bongarts; globallookpress.com/Roger Petzsche via imago-images.de, Hannah Wagner/dpa