6 мин.

Football’s Coming Home – песня, под которую в сборную Англии снова поверили. Ее пели в России-2018 и поют прямо сейчас

Была неофициальным гимном Евро-1996.

Уже три года мы слышим от болельщиков сборной Англии одну и ту же песню – Three Lions, неофициальный гимн Евро-96, сочиненный фронтменом ливерпульской инди-группы Lightning Seeds Яном Броуди и комедийной парочкой Бэддиэл и Скиннер.

It’s c-o-mming home.

It’s c-o-mming home.

Football’s c-o-ming home.

Смысл давно оторвался от первоначального: Евро-96 проводили в Англии, и тогда футбол действительно вернулся туда, где его придумали (хотя Англию вполне можно считать хозяйкой Евро-2020 с 8 матчами на «Уэмбли», разве нет?). Слова песни несут оптимизм и надежду, что настал тот момент, когда все, наконец, переменится. У сборной Англии есть на это шанс – Кубок Европы всего в двух победах. 

Англичане привозили Three Lions на Евро в Польшу и Украину в 2012-м, потом во Францию, но начиная с ЧМ-2018 – это просто помешательство. Кодовые It’s coming home поднимаются над стадионами, где играет Англия.

Three Lions – любимая песня английских болельщиков. Она появилась, когда все было хорошо.

Весной 1996-го люди из FA предложили Яну Броуди написать гимн домашнего для Англии Евро. Он подключил Дэвида Бэддиэла и Фрэнка Скиннера, раздолбайский дуэт ведущих ТВ-шоу Fantasy Football League. Так родилась Three Lions – не совсем обычная песня о футболе, которая не только допускает, что все пойдет не по плану, а настаивает: скорее всего, так и будет.

They’ve seen it all before,

They just know, they’re so sure,

That England’s gonna throw it away

(«Они видели это прежде. Они просто знают, они так уверены, что Англия вот-вот вылетит…»).

Ребята в строгих костюмах из Футбольной Ассоциации не могли поверить, что они в самом деле слышат это. Футболисты тоже недоумевали, но Полу Гаскойну, самому отрывному игроку поколения, все понравилось, он врубал песню в автобусе, и со временем к ней привыкли. Дальше дело было за фанатами.

Броуди объяснял, почему Three Lions запали всем в душу: «Мне было важно, чтобы она отражала, что значит быть футбольным болельщиком. Даже самые успешные команды не всегда побеждают, но по-прежнему вы не перестаете верить – неважно, болеете вы за «Манчестер Юнайтед» или «Рочдейл». В самые эмоциональные моменты люди поют вместе, будь то похороны или футбольный матч. В Three Lions есть что-то из этого – это наше общее, мы все готовы мечтать. Даже если все вокруг говорят: «Да пошло оно».    

Самое главное – в то время людям хотелось во что-то верить. Сумрачные для Англии годы прошли, ярко светило солнце, а трагедии «Эйзеля» и «Хиллсборо» казались страшным сном. Расцвел брит-поп, Oasis и Spice Girls вышли на пик мировой популярности. Страна не вылезала с музыкальных фестивалей, погрузившись в культурный ренессанс и наслаждаясь моментом, когда в определении Cool Britannia не было ни капли иронии.

Three Lions впитала этот оптимизм, она идеально совпала с настроением и хорошей игрой сборной (дошли до полуфинала). Потому-то никто не удивился первому месту в британском хит-параде. Через два года Броуди, Бэддиэл и Скиннер перезаписали Three Lions под ЧМ во Франции – обновленная версия тоже взмыла на верхушку ротаций (в истории британских чартов всего три песни повторили успех уже с другим текстом, две другие – это Mambo No. 5 и Do They Know It’s Christmas?).

«В какой бы паб я ни заходил, каждый начинал петь ее для меня. Это было приятно, как-то даже нереально», – отматывает время назад Броуди.

Чемпионат мира-2018 дал песне вторую жизнь – она даже побывала на вершине британского чарта

За пару дней до начала ЧМ-2018 стриминговый музыкальный сервис Deezer зафиксировал: прослушивания Three Lions ‘98 подскочили на 173 процента. Хороший рост показали и другие нестыдные футбольные композиции – World in Motion (гимн сборной Англии на ЧМ-90 от New Order) и слегка психоделическая Vindaloo – но до творения Броуди, Бэддиэла и Скиннера они не дотянулись.

Привычная картина перед крупными турнирами, когда Англия еще не успела растерять все шансы и приглушить патриотизм своих болельщиков.

Только вот у этого было продолжение.

Комментарии на ютубе – не лучший способ замерить настроения, но в случае Three Lions это вполне подходит. Кое-что из того, что люди писали под оригинальным клипом:

• «Спустя 22 года это по-прежнему лучшая английская песня о футболе»

• «2:1, затем 6:1. Да, это всего лишь Тунис и Панама, но…»

• «Если Англия выиграет Кубок мира, с меня пицца каждому»

• «Это единственная песня, которая в исполнении группки пьяных парней звучит лучше изначального варианта»

• «В последний раз Англия прошла дальше Германии на Кубке мира… в 1966-м. It’s coming home!»

В колонке для Daily Mail Бэддиэл описывал ощущения: «Дело в том, что с Евро-96 я не видел, чтобы Англия играла с (я говорю это шепотом) удовольствием. Фрэнк [Скиннер] живет рядышком, и я пошел к нему посмотреть игру с Панамой. Каждый из шести голов мы праздновали как сумасшедшие».

В официальном песенном чарте Великобритании (хит-парад формируют данные по загрузкам, продажам дисков и винила, а также прослушиваниям на стриминговых платформах) Three Lions в июле 2018-го заскочила на первое место.

Когда Англия вытащила серию пенальти с Колумбией, в сеть улетело 127 тысяч твитов с упоминанием песни, а на трибунах загудели: «It’s coming home». Это было не желание поскорее вернуться домой и покончить с этим, а признание: они вновь готовы верить, как верили в 1996-м.

После проигрыша Хорватии в полуфинале чемпионата мира Three Lions рухнула на 97-е место в чарте (спустя всего неделю, проведенную на вершине).

Прямо сейчас Three Lions слегка вернули позиции и расположились на 22-м. Можно забраться и повыше – но для этого надо обыграть Данию на «Уэмбли». 

Первая версия текста написана в 2018 году во время чемпионата мира.

Фото: REUTERS/Carlos Barria, AI Project, Andrew Boyers; commons.wikimedia.org; Gettyimages.ru/Alex Morton, Matthias Hangst, Alan Crowhurst