15 мин.

«Бывает, вижу на эмблеме «ПСЖ» Эйфелеву башню и думаю: «Боже, сколько же тут смысла». Любимые логотипы Sports.ru

Все говорят про минимализм, Глеб Чернявский – про животных.

Матвей Медведев, дизайнер Sports.ru – за бессмертие «Гамбурга» и тбилисского «Динамо»  

Логотип «Гамбурга» крутой, потому что такой лаконичной графики в футболе больше нет. Он выглядит свежо в любое время – и в 1960-е, и 2020-е. Это его главная особенность. 

Композиция знака хорошо уравновешена: обводка черного квадрата толще обводки белого внешнего квадрата. Если бы обводки были одной толщины, знак бы превратился в гипнотический фрактал. А так – симпотная квадратная композиция. Похожа на женскую грудь. 

У семейства «Динамо» потрясающая графическая франшиза. Уткин однажды сказал: «Все, что осталось у московского «Динамо» – литера «Д». Действительно, как бы дерьмово ни играли в футбол (баскетбол, хоккей) динамовцы, у них всегда останется великая рукописная «Д» на эмблеме. Тбилисский вариант крут своей нативностью. Не теряя кириллической формы, «Д» выглядит очень по-грузински.

Кирилл Воробьев, босс соцсетей – за легкость «Вердера» 

Почти в каждом топовом чемпионате есть команда, которой я симпатизирую. Где-то причиной стала любовь отца (он поддерживал «Челси» и ЦСКА, я перенял симпатии), где-то – поездки (смотался на Канары и стал следить за «Тенерифе»), где-то – FIFA (рубился в режиме карьеры за ПСВ и теперь нежно желаю им всех благ в Эредивизи). 

Еще мне очень нравился чемпионат Германии, но я почти никого оттуда не знал. Видел «Баварию», потому что постоянно мелькала в «Свободном ударе» и других программах, где-то натыкался на «Шальке», но у половины школы были пеналы с этим синим логотипом – фу, мейнстрим. Я начал новую карьеру, подобрав красивую эмблему: пролистал почти всю Бундеслигу, а потом наткнулся на «Вердер». 

Меня сразу примагнитил яркий зеленый цвет. Это не грязная «Томь» и не кислятина выездной формы «Барсы» – это был офигенный зеленый. Кроме того, очень мало команд играют в зеленых цветах. Есть «Вольфсбург», есть «Гройтер Фюрт», есть (тогда еще не было) «Краснодар» – и в голову сразу больше ничего не приходит.

И эмблема. Она очень выделялась на фоне остальных. Строгий ромбик, двойная обводка, W с дурацкими помпонами – и сразу понятно, о какой команде идет речь. Нижняя часть буквы образовывает еще один мини-ромбик внизу. Кайф.

Эмблему легко повторить: рисуешь прямоугольник, внутри – букву с завитушками, и готово. Зачем нужны эмблемы, которые невозможно повторить от руки? Минимализм правит миром.

Денис Смирнов, футбольный автор – за уют «Коло-Коло» 

Индеец «Коло-Коло» излучает теплый свет и напоминает о ламповых временах пиксельных персонажей из видеоигр на Dendy. Да, логотип «Коло-Коло» выполнен в актуальном сейчас минимализме, но, например, у «Юве» за этим скрывается корпоративность и желание продавать себя по всему миру. У чилийцев есть и глубина, и наивность.

В эмблеме зашифрована грандиозная – чистое кино – история. Принято считать, что индеец на ней – это Колоколо, вождь племени мапуче, который в XVI веке поднял свой народ на борьбу с испанцами в Арауканской войне. Все так, но еще эмблема выражает вечный траур Давиду Арельяно – основателю «Коло-Коло», погибшему в 24 года.

Реклама 18+

В 1925-м Давид устроил бунт в «Депортиво Магальянес» (руководство задерживало зарплату и не желало избавляться от ветеранов) и уговорил восьмерых партнеров уйти.

Парни основали свой клуб, Давида назначили капитаном еще несуществующей команды: он нашел потенциального инвестора, неделю вел переговоры у себя дома и договорился о создании клуба. Арельяно топил за уважение к коренным народам Чили, поэтому клуб назвали «Коло-Коло». Давид бился с инвесторами за размещение индейца на логотипе, но они выбрали выбрали щит с полосой, который выглядел как болванка из Pro Evolution Soccer.

За новый клуб Давид отыграл всего полтора года: в 1927-м в матче с «Эйриньей» соперник мощнейше лягнул его в живот – носилки, больница, перитонит. На следующий день капитан скончался от осложнений, но стал вечной легендой «Коло-Коло».

Сначала в память о Давиде на эмблему с щитом добавили горизонтальную черную полосу. А в 1950-м клуб устроил ребрендинг и на лого появился долгожданный профиль вождя Колоколо. Вроде это логичная синхронизация нейминга с эмблемой, но тут есть более глубокий посыл: это тот самый вариант лого, о котором мечтал Арельяно. Колористика тоже не случайна – белая повязка и черные волосы отсылают к первой форме «Коло-Коло», которую придумал Арельяно. 

С новой эмблемой «Коло-Коло» жил на виражах – от победы в Кубке Либертадорес-1991 до почти банкротства в начале нулевых. Игра и результаты бывали посредственными, но логотип – никогда.

Руслан Копылов, фронтмен Трибуны Sports.ru – за витальность «Майами» 

В английском языке есть отличное слово fresh. Обычно его в лоб переводят как «свежий», но в случае с дизайном лучше подходит «актуальный». 

Эмблема «Майами» именно такая: переплетенные ноги цапель как символ единства, кольцо, отсылающее к индейскому племени Теквеста, и еще примерно десяток элементов – а также сочетание розового и черного цветов, которое смотрится по-настоящему классно. 

Скрепные фанаты наверняка закатили глаза, увидев «немужественный» оттенок – но тем лучше для молодого клуба: можно сразу отсеять болельщиков, которые клеймят клуб за цвет на логотипе. 

«Камон, на дворе 2020 год. Будьте проще и просто болейте за нас».

Александр Головин, патриот Sports.ru – за неадекватность «Коламбуса»

На Новый год-2007 мне подарили PSP с тремя играми в комплекте. Две я запустил примерно через год – настолько затянула FIFA. После Euro-2004 на компе я балдел от разнообразия клубов, 90% из которых не знал. Правда, вытаскивать «Барнет» из второго английского дивизиона и выигрывать с ним Лигу чемпионов быстро наскучило – тогда начались поиски чего-то более взрослого. Так я набрел на «Коламбус Крю». 

МЛС бесила закрытым внутренним сезоном без еврокубков и средним рейтингом игроков в районе 60, но эмблема перевесила любые минусы. В 12 лет очаровывают странные вещи, да. Но мне не нравились сложные и традиционно футбольные кружки и гербы, нарисованные 100 лет назад, где каждый элемент – символ чего-то важного. Нравилась неожиданность, будто под чем-то создавали. 

Три мужика в касках на сером фоне, над ними надпись Crew (команда, бригада) – то что нужно. Трудно рационально объяснить выбор ребенка, но сказывалось, что в те времена я активно рубился во Flashpoint, а люди в масках напоминали мне солдат. 

В 2015-м «Коламбус» организовал ребрендинг – в новом лого, конечно, просчитали каждую деталь, в клубе им гордятся. Старое, наоборот, называют ужасным. «Предыдущий логотип был одним из худших в лиге. Ничего интересного, захватывающего или сложного. Дрянная иллюстрация мужчин в касках, которая выглядела как эффект постеринга в фотошопе», – писали в медиа, расхваливая новую эмблему и уничтожая прежнюю. Но с ней не все так просто. Старое лого, разработанное adidas в 1996-м, значило тоже немало: главным образом символизировало корни «Коламбуса» – города рабочего класса, который стоит плечом к плечу. К 2015-му логотип оставался старейшим в МЛС –  все остальные уже пережили редизайн. 

Реформа «Коламбуса» началась с владельца, который объяснил, что город уже 20 лет как не рабочий: «Я не думаю, что строительная бригада действительно репрезентативна. Колумбус не промышленный город. Это умный, молодой, прогрессивный университетский город с бизнесом мирового уровня. Это город белых воротничков». 

Возможно, логичное объяснение. Но, камон, когда я сдую пыль с PSP и врублю на ней новую FIFA, играть за вас я больше не буду. 

Реклама 18+

И за народность МЛС 

Лучшая эмблема футбольной лиги в Европе – в АПЛ. Найти еще двух кандидатов для топ-3 трудно, потому что все остальные одинаковы в своей унылости. Если отвлечься от истории и забыть про сентиментальность, даже лого Бундеслиги устарело на десятилетия. Оно работает слишком в лоб, в нем нет простора для фантазии. Похожая история была в МЛС до 2014-го: мяч, бутса, зеленый клочок поля, ничего не значащий голубой горизонт и название лиги – элементы, которые сложит в эмблему даже младенец.

Шесть лет назад в лиге решились на ребрендинг: хотели простоты, но узнаваемости. Так, чтобы футбол считывался без мяча и бутсы, но лого несло в себе не только игру, но и дополнительные смыслы. Ориентиром служил минимализм Apple. 

Итог – гениальный. «Минималистский новый логотип не кричит «футбол». На самом деле, он ничего не кричит. Вместо этого он предназначен для тонкой фиксации приоритетов и идеалов лиги», – писали медиа. И это так: щит в цветах США и Канады с тремя звездами (сообщество, клуб, страна) и диагональной линией. С одной стороны, она означает быстро меняющуюся природу игры, а внизу выходит за границы щита, чтобы придать динамики. С другой – она = слэш, косая черта, которая делит лого на две части (как матч на два тайма). Одна – со смыслами, другая – пустая.

«Что это за огромное белое поле? Они с ума сошли?» – писали в комментах взбешенные фанаты, не зная, что новый символ станет подвижным. Лига полностью отдала вторую часть лого клубам, каждый делает с ней, что хочет. Официально – на форме – белая область окрашивается в цвета команды. Неофициально болельщики предложили сотни вариантов, чем заполнить нижнюю половину.

Вот, например, варианты «Ред Булла» и «Сиэтла». В лого вписали самую широкую часть Space Needle – 184-метровую башню, главную достопримечательность города. 

Реклама 18+

Это – три варианта для «Портленда», города лесорубов. 

Клубы используют нестандартные варианты и меняют их в любой момент – лига не против. 

Кайф? 

Алексей Белоус, дизайнер Sports.ru и гендиректор Футбольной небесной лиги – за аскезу «Вольфсбурга», «Стьярнана» и «Ротора»   

Американский дизайнер Пол Рэнд говорил, что логотип не должен ничего символизировать, его функция – идентификация. В консервативном футбольном мире, где к эмблемам все еще примеряют геральдические законы, этот принцип редко используется. Функция должна определять эстетику, и поэтому я невероятно тащусь, когда вижу логотипы без лишних украшений, но с четкой узнаваемостью. Самые известные примеры – это немецкие клубы. «Вердер», «Шальке», «Нюрнберг», «Кайзерслаутерн», обе «Боруссии» – их логотипы построены по одному принципу: буквы и цифры внутри определенной формы – но каждый этот принцип реализует по-своему. 

Мой любимый образец – «Вольфсбург». По сути логотип состоит из одной буквы и круга, но форма отпечаталась в памяти еще в детстве и развидеть это невозможно. Так и должна работать айдентика.

Кому этого мало, можно погрузиться в аскетичный мир скандинавской эстетики. Личный лайфхак: если хочется найти какой-то неизбитый прием, поищи что-нибудь у никому не нужных шведских и датских команд. Настоящим кладезем логотипов стала для меня исландская лига: почти каждый – шедевр. Брутальные, лаконичные и в то же время по-хорошему наивные в плане исполнения – каждый нелогичный штрих хочется сберечь, а не исправить. Мой фаворит – «Стьярнан», в переводе «звезда». Приятная игра с символом и типографикой, логотип сразу ассоциируется с чем-то далеким и северным.

Реклама 18+

И бонус: совершенно гениальная эмблема волгоградского «Ротора» в 2016-2018-м. Команда не могла использовать свой исторический логотип и пришла к этому великому решению – до такой смелости в России еще никто не доходил и вряд ли в ближайшее время дойдет. Совершенно непонятно, почему волгоградцы не используют это сейчас в качестве какого-нибудь альтер-лого для мерча.

Халиль Гайнутдинов, дизайнер и фоторедактор Sports.ru – за эстетический баланс «Аякса» и нетленную логограмму «Интера»

В эпоху, когда логотипы стремительно превращаются в qr-коды, остается все меньше символов, в которых преобладание функции над эстетикой не становилось бы таким душетомительным. Все маркетологи твердят одно: у современного квазичеловека внимания хватает лишь на пару секунд, чтобы разглядеть через окуляры противогаза какую-либо информацию и считать ее. Но по-настоящему красивыми вещами хочется любоваться часами.

Вот эмблема голландского суперчемпиона – прекрасное творение из чистых линий, которое одним своим внешним видом манит покопаться в скрытых подтекстах. Оставим семантику героя из 11 ползущих червячков телевикторинам (футбольное число! сразу понятно, что голландцы лучше всех разбираются в футболе!) – приключения Аякса в Древней Греции намного веселее. Но больше всего в этом образе могучего непобедимого воина удивляет изящное дизайнерское решение: оно уверенно балансирует на грани визуального соответствия и с матричным антуражем цифрового концлагеря, и с безудержно прекрасной простотой детских каракулей.

Многие логотипы становятся культовыми, не имея при этом никакой художественной ценности. Любая загогулина, которая пропитана кровью сражений и ярким вкусом побед, становится олицетворением триумфа, его гербом. С символикой «Интера» наоборот: неитальянская группа, изгнанная из рядов «Милана», сразу вооружилась шедевральным хитросплетением аббревиатуры авторства Джорджо Муджани. А командные титулы и поцелуи звезд клубной нашивки после голов лишь благородно дополнили уже готовое произведение золотым отливом. С 1908-го лого пережил многие эксперименты, но всякий раз возвращался на грудь нерадзурри аутентичной идеограммой, актуальной на все времена. С такой эмблемой – хоть на модный показ, хоть на войну. Это вам, конечно, не «Ротор», но, согласитесь, в ней тоже есть что-то особенное.

Реклама 18+

Глеб Чернявский, летописец «Спартака» – естественно, за анимализм 

Очень завидую людям, которые рубят в дизайне и могут четко сказать: вот это стильно, а вот это колхоз. Я совершенно не представляю, как оценить, например, эмблему «ПСЖ». Иногда она мне кажется чем-то вроде современного искусства прямо из музея «Помпиду», а иногда – каким-то орнаментом на дешевой футболке с вьетнамского рынка. Бывает, когда вижу на эмблеме «ПСЖ» Эйфелеву башню, вспоминаю прогулки вдоль Сены и думаю: «Боже, сколько же тут смысла». Только потом выпиваю кофе и переобуваюсь: «Ну ведь Эйфелева башня – это же такая попса, а дух настоящего Парижа где-то на Монмартре около кабаре «Проворный кролик».

Нет, есть какой-то очевидный кошмар вроде лого ЦСКА, но чаще у меня полнейшее непонимание – красиво или нет. Единственное – мне явно нравятся эмблемы с животными. Не с лайвербердами, а с реальными. Как бык у «Торино» или волк у «Ромы». Но вне конкурса – «Катания»! В Катании есть Пьяцца дель Дуомо, а посреди нее – статуя слона. Этого слона перенесли на футбольную эмблему, добавили олдскусльный мяч и клубные цвета (жаль только, что они красно-синие). Получилось минималистично и аутентично. 

Так что выбираю «Катанию». Точнее, вот этого великого слона.

А в какие лого влюблены вы?

Ждем примеров и историй в комментариях!

Автор современного логотипа adidas – забытая легенда Nike. Он создал первые Air Jordan, но ушел из-за ссоры с Найтом

Умер дизайнер, который рисовал лого «Ромы», «Лацио» и Евро. Он создал эстетику итальянского футбола 80-х