5 мин.

«Газпром» выделил «Томи» 660 млн. За 11 лет клуб получил более 5,2 млрд госденег

Но стал ли лучше?

Обращения болельщиков «Томи» к Путину – крепкая классика русского футбола. История тянется с конца нулевых, когда сформировался и окреп бесспорный лозунг «Футбол не должен уходить из региона!». Но в итоге «Томь» взяла на себя куда более серьезную роль – федерального масштаба. 

Примерно с 2008-го клуб ежегодно напоминает стране, что бывает, когда государственный денежный вентиль открывают ради спасения «самобытного футбольного клуба». Деньги просто улетают, сливаются – клуб стоит на том же месте, что и 10 лет назад. Кто-то может назвать эту роль карикатурной, но это совсем не так. Без «Томи» вы бы гораздо реже писали в комментариях, что футбол должен быть самоокупаем и даже прибыльным, а у Сергея Семака было бы чуть меньше аргументов в его смелом манифесте. Так что «Томь» несет в себе важную социальную функцию. Когда кто-то рядом дает пример, как жить не надо, то гораздо быстрее понимаешь, к чему нужно стремиться. 

При этом важно уточнить: разумеется, почти весь русский футбол живет по примеру «Томи», проблема клуба только в том, что он очень быстро утомляет тех, кто ему помогает. 

Во вторник утром в «Томь» пришли очередные хорошие новости: «Газпром» пообещал выделить 660 млн рублей в 2020-м. Ниже – вся экономическая история современной «Томи» пунктиром. Кажется, сейчас ее стоит проговорить снова. Зачем? Ответ в абзаце выше.

• Первые большие проблемы у «Томи» появились в 2009-м, когда команду могли снять после первого круга. В ситуацию вмешался министр спорта Мутко, а потом и премьер Путин – он поручил подчиненным «поработать» с компаниями, которые могут помочь «Томи». Тогда сформировался знаменитый пул спонсоров, куда вошли «Газпромнефть», «Роснефть», НК «Альянс», «Сибур», «Транснефть», Холдинг МРСК и «ИнтерРАО» – несложно понять, что все спонсоры работают в Сибири и специализируются на добыче, переработке и использовании природных ресурсов. Вместе они должны были выдать клубу примерно 315 млн рублей (здесь и далее для удобства подсчета поступления от спонсоров выделены маркером). 

• Договоренность продержалась год. В 2010-м гендиректор клуба Юрий Степанов искренне возмущался: «По непонятным причинам нам отказался помогать один из спонсоров». А губернатор Томской области Виктор Кресс в феврале 2011-го намекал, что пул помощников ведет к бардаку, нужен один-два, но надежные. Несмотря на шаткие гарантии, клуб все равно заложил в бюджет 650 млн рублей спонсорской помощи на сезон и на всякий случай сделал новый тревожный звонок Путину. В итоге «Томь» получила только 480 млн, поставила антирекорд чемпионата России (11 поражений подряд) и вылетела в ФНЛ.

• В 2012-м губернатором области стал Сергей Жвачкин, который почти сразу обратился к Путину с очередной просьбой «поспособствовать». Это сработало: «Томь» переформатировали, в учредители клуба вошли два гиганта: «Роснефть» и «Газпром». В сезон-2012/13 «Томь» вошла как участник ФНЛ с бюджетом 770 млн рублей. Вместе с заменой губернатора произошла и замена гендиректора – место Степанова занял Руслан Киселев. 

Владимир Путин и Сергей Жвачкин

• Выйдя в РПЛ, в «Томи» заявили, что на следующий год планируют бюджет 870 млн рублей (третий бюджет снизу), но отдельно уточнили, что 70 млн заработают сами: получат долю от продажи ТВ-прав и выведут продажу атрибутики на новый уровень. Результат соответствовал вложениям – клуб финишировал 13-м и вылетел через стыковые матчи. 

• Незадолго до вылета Сергей Жвачкин встретился на Петербургском экономическом форуме с Александром Дюковым (гендиректором «Газпромнефти») и заручился денежной поддержкой на ближайший сезон. Бюджет клуба после вылета сократился незначительно – до 750 млн рублей, но вернуться в РПЛ оперативно не получилось, и в 2015-м Сергей Жвачкин с сожалением говорил о сокращении бюджета до 600 млн рублей и необходимости «изыскания» новых партнеров. В феврале 2015-го «Роснефть» вычеркнула себя из списка учредителей.  

• В мае 2016-го «Томь» все же вернулась в Премьер-лигу. Жвачкин поздравил команду и пообещал новые деньги от «Газпромнефти». Клуб поверил и усилился под РПЛ: арендовал Кирилла Комбарова, Виталия Дьякова, договорился с Кириллом Ковальчуком и другими крепкими футболистами.

• А дальше – катастрофа. Через полгода Комбаров признался, что ни разу в «Томи» не получил зарплату, команда пригрозила бойкотом матчей, а многие разорвали контракты. У клуба на тот момент даже не было денег, чтобы оплатить легионеру Анте Пульичу операцию на крестообразных связках – легионер подал в суд. Зимой из «Томи» ушли все топовые футболисты, включая Комбарова и Дьякова. На сборы в итоге полетели два игрока из ПФЛ, два ливийца и 8 игроков из молодежки. Выяснилось, что у клуба накопились гигантские долги не только перед игроками и персоналом, но и перед налоговой службой – всего более 600 млн рублей. Весной на помощь все же пришла «Газпромнефть» и перечислила сначала 200, а потом еще 380 млн рублей. После вылета из РПЛ в «Томи» наконец-то выдохнули. 

• У клуба опять сменился гендиректор – Татьяна Смирнова, она регулярно отчитывалась о погашении долгов. А к зиме сообщила, что «Газпром» пообещал перечислить в 2018-м 600 млн рублей. Из этих денег планировали рассчитаться вообще со всеми.

• После нескольких месяцев тишины снова громыхнуло: к осени игроки отказались выходить на матч с «Сочи» из-за новых долгов, которые суммарно составили 300 млн рублей. Снова начались разрывы контрактов, жалобы и запреты на регистрацию новых игроков. 

В январе 2019-го «Томь» получила от «Газпромнефти» 400 млн рублей – этого хватило, чтобы год обошелся скандалов.

• После первой половины нынешнего сезона «Томь» идет на десятом месте ФНЛ, на счет клуба летят новые 660 млн рублей (уже напрямую от «Газпрома»), а за команду играют пять футболистов из системы «Зенита». 

Комментарий гендиректора Смирновой – классический: «Мы в первую очередь расплатимся с долгами, которые были накоплены к данному моменту. Другая часть денег пойдет на текущую деятельность клуба до конца нынешнего сезона». 

У этой истории точно будет продолжение. 

«Томь» – единственный клуб в России с живым талисманом (белым конем). Но теперь он не нужен: все из-за долгов и нового маскота

Фото: РИА Новости/Яков Андреев, Алексей Дружинин, Дмитрий Кандинский