У вас тоже в детстве был пенал «Баварии»? А мешок для сменки «Боруссии»? Ностальгия
На одной из планерок в редакции Sports.ru кто-то неожиданно вспомнил, что ходил в школу с пеналом в цветах мюнхенской «Баварии». И понеслось. Оказалось, что у всех в детстве была какая-то вещь, связанная с Бундеслигой: мешки для сменки, рюкзаки, пеналы, всякие канцелярские принадлежности. «Бавария», «Боруссия», «Кельн», «Вердер», «Кайзерслаутерн» – их цвета всплывают в памяти не из-за того, что мы помним, в каких футболках они выходили на поле, а из-за того, что эти цвета были вокруг нас.
Почему именно из Германии? Не сказать, что в 90-х и начале 2000-х немецкий чемпионат был самым сильным в Европе. В России его показывал только платный «НТВ-Плюс» (с 1996 года), специальной истории противостояния между немецкими и российскими клубами не было. Тем не менее атрибутика «Арсенала», «Манчестер Юнайтед», «Барселоны» и «Реала» оставалась редкостью, а пеналы «Баварии» мелькали едва ли не в каждом классе – даже у тех, кто совсем не интересовался футболом.
В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к нескольким людям, которые хорошо помнят, как было устроено потребление 20 лет назад. Россияне одевались в основном на рынках – именно они определяли уличную моду. На рынках одежда появлялась благодаря челнокам – они мотались на чартерных рейсах и привозили одежду в огромных клетчатых сумках-баулах.
Так вот, по словам одного из челноков, проблемы выбора не стояло. Что давали, то и брали: «Турция одна, Стамбул один, что им нравилось самим, то они и продавали, а российские челноки не понимали, что такое рынок и ассортимент, поэтому брали то, что нравилось туркам. Следовательно, это все нравилось и всем нам».
Еще один мелкий бизнесмен, продававший одежду на рынке, вспоминает, что вещи ввозились не только из Турции, но и из Польши, а на вопрос о немецких клубах ответил: «Зачем делать разнообразие, когда и так все сметалось?»
Турецкая и польская диаспоры в Германии – самые многочисленные. По данным на 2015 год, в ФРГ жили больше двух миллионов поляков (из них почти 40% – в регионе Северный Рейн – Вестфалия; не потому ли у нас были пеналы «Кельна»?) и 2,8 миллиона турок (данные 2018 года).
На самом деле, и поляков, и турок в Германии больше, чем показывает официальная статистика: кто-то ездит на временные работы, кто-то находится в стране нелегально. Мигранты из этих двух стран были в Германии почти всегда, но именно с 90-х годов их количество резко возросло: в случае с Турцией это было связано с либерализацией законодательства о гражданстве, в случае с Польшей – с распадом Восточного блока, а впоследствии – со вступлением Польши в ЕС.
Верно и обратное: Германия последние десятилетия активно инвестировала в ту же Польшу (на нее приходится до 20% всех прямых зарубежных инвестиций в страну) и чуть поменьше – в Турцию (6,1%). Вместе с инвестициями распространялся и интерес к Германии, в том числе и к футболу.
Удивительно, но, кажется, всем этим геополитическим изменениям российские школьники и обязаны своим пеналам и мешкам для сменки.
Дополнение к тексту. В комментариях к этому посту пользователь Pitts (спасибо!) обратил внимание на то, что большинство вещей произвел немецкий канцелярский гигант Herlitz. В 1997 году он заключил с Бундеслигой контракт на производство атрибутики клубов и занялся активной дистрибуцией этих товаров. Очевидно, экспансия Herlitz дошла и до российского рынка.
* * *
Давайте устроим вечер воспоминаний! Вдруг у кого еще остались старые вещи с символикой немецких клубов? Присылайте нам на почту polivanov@sports.ru, директом в инстаграме, оставляйте ссылки на картинки в комментариях, там же пишите истории про эти вещи.
Магазин, где можно купить форму «Баварии»
Фото: twitter.com/@Klshk, TommyShelby2, DASoroko, VaclavKorunka; avito.ru
И кого ты пинал?
Ребята в комментариях писали, отчего их было так много. Я думаю причина проста: в 97-м Боруссия выиграла ЛЧ и, возможно, решила на волне популярности активизировать продажу мерча. А может причина и в другом чем-то.
Ну и пеналы - это была отдельная история. Удивительно, но баварских не видел, но с БВБ, Шальке, Ганзой и Глагбахом были повсеместно.
Большое спасибо за пост, поностальгировал😌👍🏻
Турецкие рынки объясняют массовость товаров на российском рынке, но плохо объясняют почему именно Бундеслига.
На самом деле у DFB и у 15 клубов Бундеслиги был маркетинговый договор с производителем канцелярии Berlin Herlitz AG. Последними под это дело была создана специальная компания Herlitz Merchandising GmbH. В 1999 году оборот компании был аж 100млн. дойчемарок (более 50млн евро), что по тем временам нереально много. И уже тогда сетовали на обилие контрафакта в самой Германии.
Так что пеналы и мешки для обуви в рюкзаках российских школьников это результат очень крутой коллаборации (не люблю это слово, но...). Настолько крутой, что пройдя через жернова турецкого контрафакта, конечные пользователи зачастую даже не были в курсе что это за символика.
жду аналитики по синим спортивным штанам с надписью NBA, каждый второй их носил, казалось)
Гештальт по Кёльну недавно закрыл - жена, которая поехала в Северную Рейн-Вестфалию, привезла мне кружечку, из которой дома с удовольствием каждый вечер пью чай