4 мин.

На Украине запрещают трансляции ЧМ-2018. Что, серьезно?

Кто запрещает?

В середине мая депутаты Верховной рады Олег Ляшко (на фото), Олег Березюк, Игорь Мосийчук и Андрей Лозовой предложили признать незаконным показ матчей ЧМ на Украине и объяснили, зачем это нужно. 

«Актуальным и эффективным инструментом для недопущения популяризации в Украине государства-агрессора станет запрет трансляции в Украине официальных мероприятий в рамках чемпионата мира по футболу-2018, которые будут проводиться в Российской Федерации. В этих мероприятиях примут участие первые лица России, а средства массовой информации страны-агрессора используют такую возможность для всяческой популяризации Российской Федерации на международной арене, несмотря на осуждение цивилизованным миром агрессивной политики России и санкций против России».

Документ планировали рассмотреть еще 15 мая, но для включения в повестку дня не хватило голосов – за проголосовали 207 человек, против 7, воздержались 13, 115 человек не голосовали.

Через три недели комитет рады по вопросам свободы слова изучил проект постановления и порекомендовал его принять

«Это ограничение является вынужденным шагом и адекватным инструментом для недопущения популяризации в Украине государства-агрессора, которая использует высокий международный статус спортивного события в масштабной пропагандистской спецоперации по отбеливанию имиджа страны-агрессора», – написано в заключении комитета. 

В то же время в комитете поясняют, что сильно сомневались. 

«В процессе обсуждения вопроса Комитет взвешивал аргументы авторов и контраргументы, связанные с удовлетворением информационных потребностей достаточно большой аудитории футбольных болельщиков в Украине, и негативом, который может иметь такой запрет».

Запрет трансляций ЧМ – это уже точно?

Нет. Пока постановление не принято. Более того – первый заместитель председателя комитета по вопросам свободы слова и информационной политики Ольга Червакова пишет, что речь о «запрете в кавычках»

«Прочитайте постановление, в нем нет ни слова о запрете, поэтому слово «запрет» – в кавычках. Написано, что трансляции чемпионата «являются нарушающими законные права и интересы граждан Украины». Факт нарушения прав граждан, согласно принципа верховенства права, в Украине устанавливается судом, а не депутатом Ляшко. Поэтому правовые последствия принятия этого постановления – белый шум и не более».

И вообще не факт, что постановление будет принято. Для этого нужны голоса 226 депутатов.  

Как Украина планировала показать ЧМ?

Еще в 2010 году Национальная общественная телерадиокомпания Украины получила ТВ-права и планировала транслировать матчи на канале «UA:Перший». Но после начала вооруженного конфликта канал отказался от планов.

В конце мая (уже после внесения в раду проекта постановления) права выкупила украинская Inter Media Group. По словам руководителя группы Анны Безлюдной, это были долгие и сложные переговоры. Сейчас уже сверстана сетка: 56 матчей в прямом эфире (в том числе и игры сборной России) должен показать канал «Интер», 8 – НТН. В планах не только прямые трансляции, но и сюжеты украинских корреспондентов из российских городов.  

В пресс-службе канала пока не ответили на вопрос Sports.ru о том, изменилось ли что-нибудь после новостей из рады. Не исключено, что даже если запрет вступит в силу, «Интер» все равно не откажется от трансляций. 

Медиаэксперт украинского сайта «Слово и дело» Александр Поддубный сформулировал два возможных способа показать матчи, несмотря на запрет.

• Канал может сослаться на то, что он выкупил права, когда никакого постановления не было. 

• Начать показ матчей и дождаться предупреждения. Как правило, Украинский Нацсовет по вопросам теле- и радиовещания сначала предупреждает и наказывает только в случае повторного нарушения. 

«Чемпионат мира – это, грубо говоря, одноразовая информационная акция. Если «Интер» будет его транслировать, то получит предупреждение. Второго чемпионата мира уже не будет. То есть ограничатся одним предупреждением, и все», – сказал Поддубный.

Фото: globallookpress.com/Vladimir Sindeyeve/NurPhoto; REUTERS/Maxim Shemetov; globallookpress.com/Sergii Kharchenko/ZUMA Press; REUTERS/Tatyana Makeyeva