2 мин.

Россия – сборная не от народа. Матч с Турцией это показал

Товарищеский матч против Турции – репетиция чемпионата мира и для сборной, и для ее тренера, и просто для страны.

У сборной не получилось – один удар в створ (он же гол Самедова), пожарная игра Кутепова, отрезанность Смолова от остальной команды и жесткие разговоры игроков внутри поля. Описывая каждого футболиста России для аргентинских журналистов, я добавлял, что в клубе это звезда, боец Лиги чемпионов, заслуженный батя или кандидат для Европы. Но вместе они не становятся смелее и интереснее – даже креатив Головина гаснет перед третьим составом сборной Турции.

Поэтому не получилось и у Черчесова – несмотря на активность у бровки (три отдельных разговора с Дзюбой, которого он так и не выпустил; много мата после неудачных атак; жаркое общение со штабом), его в этой команде пока не видно. Если перед Евро-2008 была сборная Хиддинка (шустрая и улыбчивая), перед Евро-2012 – сборная Адвоката (атакующая, но слишком вальяжная), перед ЧМ-2014 – сборная Капелло (сердитая и закрытая), то перед домашним чемпионатом мира – она никакая. Сборная всегда играет по-разному, все еще использует больше трех замен и не выглядит сильной ни в одной из схем.

Наконец у страны – 27 тысяч болельщиков во вторник вечером (а у экранов собралось ещё почти пять миллионов болельщиков, наблюдавших за трансляцией  матча в «Одноклассниках»)  – получилось чуть лучше. Они проводили сборную баннером в «Добрый путь», неожиданно мощными зарядами (особенно после тихих матчей сборной в Лужниках) и теплом в отношении футболистов. Когда объявляли клубных звезд – Миранчука, Головина или Зобнина – им аплодировали. Без свиста и грубого «Позор», как после поражения от Уэльса, болельщики напоминали, что скоро чемпионат мира, иногда стоит улыбаться и радоваться мелочам вроде спасений Акинфеева и появления Марио Фернандеса.

Трибуны выглядели ярко – от атрибутики и российских флагов. Фотографы фиксировали долгожданную насыщенность на заполненном стадионе ЦСКА, а гости чемпионата мира радовались, что в России умеют болеть. Аргентинцы сказали, что в России на футболе есть «амбьенте», то есть атмосфера. В Латинской Америке – ключевое слово для оценки футбола.

Правда, на русский «амбьенте» ни игроки, ни тренер, ни в целом сборная не ответили. Люди шли провожать их на главный турнир, травмированный Георгий Джикия, сидя на первом ряду, бодрил разминавшихся друзей, болельщик «Спартака» Антон весь матч переживал за Кутепова: «Илюха, спокойно, ты молодец». Но после матча – будничное прощание с трибунами, выход в раздевалку и переглядывание только с родственниками и друзьями. У Зобнина попросили футболку, он грубо ответил: «Да как я тебе ее отдам?».

Черчесов постоянно говорит, что сборная стала открытой. Но открытость – это не только больше одного футболиста в смешанной зоне и минимум хамства на пресс-конференции. Это еще и взаимная любовь к тем, кто производит эту любовь на трибунах. Болельщики пришли на веселые проводы в армию, а попали на протокольный парад победы.

Что из этого выйдет – ответы после 14 июня.

Автор: Евгений Марков