13 мин.

В выходные стартует новый сезон бывшего ITM Cup

Что вообще такое Mitre 10 Cup

После напряженного и крайне запутанного сезона Super Rugby, когда на носу The Rugby Championship, в котором снова схлестнутся лучшие из лучших регбистов Южного полушария, вполне закономерен вопрос: зачем отвлекаться еще и на Mitre Cup? И все-таки время на него стоит найти, потому что это соревнование – вершина регионального новозеландского регби, ристалище, на котором загораются новые звезды, а знакомые нам герои выходят защищать клубные цвета, позволяя взглянуть на все другими глазами.

Современные черты соревнование начало обретать в 2006 году, когда 14 команд (те же, что и сейчас) впервые разыграли трофей, тогда известный под именем Air New Zealand Cup. С тех пор турнир несколько раз менял формат и название, но новейшая его история теперь ведет отсчет с того сезона. Если в NPC (национальное первенство, проводившееся с 1976 по 2005 годы) доминировал Окленд, выигравший 15 титулов из 30, впоследствии наступила «эра» Кентербери, первенствовавших в семи сезонах из десяти.

Кентербери с трофеем ITM Cup

С 2016 года соревнование получило нового титульного спонсора – Mitre 10 и является профессиональным клубным чемпионатом Новой Зеландии, в котором принимают участие как члены Олл Блэкс, представители франшиз Super Rugby, так и легионеры, привлеченные каким-то образом командами, не только с островов, но и из Европы. Новый телевизионный контракт позволил установить низшую планку сезонного контракта для Mitre Cup на уровне 18 тысяч долларов, что вполне достойно, например, в сравнении с игроками, подписавшимися на регби-7 и вынужденными колесить по всему свету.

Регламент соревнования нынче следующий: 14 команд разделены на 2 дивизиона (Премьершип и Чемпионшип), проводят в течение 9 недель 10 туров – 6 против всех команд из своего дивизиона и 4 против представителей другого дивизиона, а по их итогам определяют по четыре команды, которые попадают в полуфиналы. Матч между победителем Чемпионшипа и худшей командой Премьершипа больше не проводится, что повышает градус борьбы за выживание.  Кстати, чтобы не запутаться: бонусное очко будут давать за 4 и более попыток – не путать с Супер Регби.

Изменения в правилах

В этом году турнир вызывает интерес вовсе не сменой названия, а тем, что на нем будут опробованы новые правила. World Rugby в последнее время активно занимается поиском изменений, которые бы сделали регби юньон понятнее, динамичнее, интереснее – все ради расширения аудитории. Так на Кубке наций применили новую систему подсчета очков: 6 за попытку (8 за штрафную попытку без необходимости ее реализации), 2 за штрафной, дроп-гол и реализацию. Но для нынешней версии новозеландского NPC приготовили что-то особенное, а именно использование двух рефери на поле и коренное изменение правила рака.

Второго рефери в поле добавить хотят преимущественно для отслеживания корректной игры, когда мяч находится на земле, на этом едва ли стоит заострять внимание. Что касается борьбы за такой мяч, то теперь следует говорить не о раке, а о брейкдауне (breakdown): если для формирования рака требуется, чтобы хотя бы двое соперников, находящихся на ногах, производили борьбу за мяч, то для брейкдауна достаточно, чтобы над мячом (на земле) находился один игрок атакующей команды – при этом открытая игра считается оконченной, а с ней и использование рук. При этом размывается понятие «ворот», через которые раньше можно было присоединяться к раку, то есть из-за спины самого дальнего игрока своей команды в раке – теперь в брейкдаун можно входить с любой стороны, но только из-за метровой линии от самого дальнего игрока своей команды в раке. Это означает, что теперь нельзя будет произвести захват соперника и, повалив его на землю, сразу бороться за мяч – требуется отойти за линию брейкдауна и только после этого снова присоединяться к игре.

По мысли World Rugby, указанные нововведения должны сделать игру динамичнее и проще для судей, но среди новозеландских фанатов высказываются опасения о постепенном смещении в сторону регбилиг, впрочем, не увидев это правило в действии, было бы опрометчиво говорить о его воздействии на суть игры. Очевидно, что роль и навыки фланкеров, которые чаще всего первыми встречают соперника из схватки, могут измениться, да и спортсменам и тренерам потребуется время для понимания и обучения новым правилам, что открывает возможности для изобретения эффективных методов использования правила в свою пользу. Так или иначе, World Rugby ожидает обратной связи с различных турниров, на которых будут опробованы новшества, прежде чем примет решение об изменении правил игры. А глобальный календарь подождет.

Реклама 18+

Вперед, кантабрийцы!

Тут (в блоге) мы, разумеется, собираемся болеть за Кентербери – регион, который в Супер Регби представляют Крусейдерс, и за который в свое время выступали Дэн Картер и Ричи МакКоу. Команда при этом является действующим чемпионом (тогда еще) ITM Cup. С 2013 года возглавляет команду Кентерберийского регбийного союза Скотт Робертсон (бывший в 2015-16 по совместительству также и тренером национальной юниорской команды Baby All Blacks) – этот же человек поведет в бой в новом сезоне Сейдерс. Можно сказать, Mitre Cup 2016 – своего рода «проба пера» и разминка перед Супер Регби. Общего у Кентребери и Крусейдерс, разумеется, очень много. Впрочем, решение совместить за один год работу главного тренера  молодежной сборной, Кентербери и планирование нового сезона Крусейдерс – огромная ноша, с которой Робертсон может и не справиться, как в свое время не справился Крис Бойд.

Скотта Робертсона ждут великие дела

Сайт у Mitre Cup дико неудобный, по моему мнению (или я просто не разобрался, как там толком все работает), в разделе статистики накоплена информация, судя по всему, еще за 2015 год, но навигации я не вижу и не пойму, где все эти данные достать, когда начнется уже новый сезон. Что мы имеем: самым плодотворным (на турнире вообще) в плане набора очков в команде стал Том Тэйлор, теперь играющий в Европе и для Кентербери потерянный; лучшим по количеству заносов (в чемпионате – наравне с Джорджем Моалой) – Роб Томпсон, покинувший Крусейдерс перед началом прошедшего сезона ради Хайлендерс; лучшим «спринтером» - Джонни МакНиккол, который ударно потрудился в 2016 и заработал себе контракт в Скарлетс; оффлоады преимущественно были «заботой» Райана Кротти (но тут он далеко не лучший в соревновании); а захваты – Мэтта Тодда, Люка Уайтлока и Бена Фаннела. В целом Кентерберри (как и Крусейдерс) отличает приличная статистика успешности захватов, схваток, раков, так что и в этом году мы, наверное, вправе ожидать от них чего-то похожего – доминирования в линии нападения, владения территорией, но тут следует сделать важную оговорку: Робертсон не Блэкеддер, а Кентербери не Крусейдерс. Хотя главные звезды команды представляют именно эту франшизу, занятость в сборной целого ряда лидеров может заставить искать совершенно другой рецепт успеха. Ко всему прибавляются и эксперименты с правилами, о которых сказано ранее. Так что продукт, который на выходе получится у Робертсона, будет только промежуточным – своего рода наметки будущего облика Крусейдерс.

Главный тренер заявил следующий состав:

Столбы

Ли Рой Аталифо (28 лет, Фиджи, Сборная Фиджи); Уайатт Крокетт* (33 года, Крусейдерс, Олл Блэкс); Оуэн Фрэнкс* (30 лет, Крусейдерс, Олл Блэкс); Алекс Ходжман (23 года, Блюз (с 2017)); Оливер Ягер (18 лет, Ирландия, резерв Крусейдерс); Даниэль Линерт-Браун (23 года, Хайлендерс); Джо Муди* (27 лет, Крусейдерс, Олл Блэкс); Сиате Токолаи (24 года, Тонга, Чифс)

Хукеры

Бен Фаннел (26 лет, Крусейдерс); Коди Тэйлор* (25 лет, Крусейдерс, Олл Блэкс); Нэйтэн Велла (26 лет)

Замки

Доминик Берд (25 лет, Чифс); Хэймиш Дэлзелл (20 лет, резерв Крусейдерс, сборная НЗ до 20 лет); Митчел Данши (20 лет, резерв Крусейдерс, игрок НЗ U-20 в 2015); Дэвид МакДулин (27 лет, Австралия, экс-игрок Редс); Люк Романо* (30 лет, Крусейдерс, Олл Блэкс); Сэм Уайтлок* (27 лет, Крусейдерс, Олл Блэкс); Скотт Бэрретт (22 года, Крусейдерс)

Свободные форварды

Джед Браун (25 лет, Крусейдерс); Билли Хармон (21 год); Рид Принсеп (23 года, резерв Крусейдерс); Киран Рид* (30 лет, Крусейдерс, Олл Блэкс); Том Сэндерс (22 года, Чифс); Мэтт Тодд* (28 лет, Крусейдерс, Олл Блэкс); Люк Уайтлок (25 лет, Хайлендерс); 

Скрам-хавы

Митчелл Драммонд (22 года, Крусейдерс); Эре Энари (19 лет); Джек Стрэттон (21 год, резерв Крусейдерс)

Флай-хавы

Ричи Мо'Анга (22 года, Крусейдерс); Бен Волавола (25 лет, Фиджи, Крусейдерс, сборная Фиджи)

Центры

Жорди Бэрретт (19 лет, сборная НЗ до 20 лет); Райан Кротти* (27 лет, Крусейдерс, Олл Блэкс); Инга Финау (22 года); Джек Гудью (21 год, Крусейдерс, игрок НЗ U-20 в 2015); Роб Томпсон (24 года, Хайлендерс)

Трехчетвертные

Джордж Бридж (21 год, резерв Крусейдерс); Нэйтэн Ирл (21 года, Англия, экс-игрок Сарацин); Милфорд Кересома (24 года, игрок НЗ U-20 в 2012); Джонни МакНиккол (25 лет, Скарлетс (с 2016)); Маршалл Саклинг (26 лет); Поаса Ваканибау (22 года, Фиджи) 

Бросается в глаза явный дисбаланс между сильными (вероятно, сильнейшими, особенно в части глубины состава) форвардами и сырыми или весьма посредственными бэками. Количество игроков, либо ранее представлявших Олл Блэкс или до сих пор туда призываемых, в кентерберийской схватке просто зашкаливает: Крокетт, Фрэнкс, Муди, Тэйлор, Берд, Романо, братья Уайтлоки, Рид, Тодд. Прибавьте сюда Скотта Бэррета, Алекса Ходжмана, Тома Сэндерса, старшего Линерта-Брауна и получите подбор форвардов, которым позавидовал бы тренер любой ведущей сборной, что и говорить о командах Mitre Cup. Проблема заключается в том, что большинство этих регбистов будут доступны Робертсону не ранее последнего тура (а если иметь в виду перелеты и необходимость отдыха – к полуфиналам), в сумме мы имеем целых девять человек. С одной стороны, это мощнейшее усиление к полуфиналу/финалу, где Кентербери могут быть смертоносны, с другой, необходимость вписать в игру уставших после Чемпионшипа спортсменов в ущерб отыгравшим регулярный сезон парням.

Реклама 18+

Впрочем, проблем с выбором в линии атаки у Скотта Робертсона все равно быть не должно: столбы Ходжман, Линерт-Браун и Токолаи имеют немалый опыт игры в Супер Регби, хукер Бен Фаннелл отыграл более полусотни матчей за Сейдерс; Скотт Бэррет, наверное, когда-нибудь наденет черную футболку, а Доминик Берд ее уже примерял, Люк Уайтлок и Том Сэндерс тоже в отдельном представлении не нуждаются. Плюс к этому имеется ряд восходящих звезд, например, Хэймиш Дэлзелл, один из лидеров молодежной сборной Новой Зеландии, хоть и не добившейся успеха на КМ-2016, но показавшей там хороший потенциал. Совсем юные Ягер и Хармон имеют отличную прессу, а Данши, вероятно, мог бы уже заявить о себе, если бы не травма, выбившая его в 2015 году.

Намного сложнее подобрать правильные сочетания и выстроить игру защитников. Успешное решение этой головоломки будет стартовой площадкой для Робертсона и в Сейдерс, чьей «ахиллесовой» пятой в прошедшем сезоне стал как раз недостаток класса задней линии, отсутствие X-фактора, а потому изрядная однообразность в атаке. Связка Драммонд – Мо'Анга выглядит вполне надежной, тем более они вместе провели на поле немало минут. Учитывая, что лучшие «девятки» и «десятки» Новой Зеландии будут заняты в Чемпионшипе, да и вообще Перенара, Аарон Смит, Сопоага и Круден будут выступать в другом дивизионе, Митчел и Ричи – это сильная связка, а не слабое звено. Центр Роб Томпсон провел неплохой сезон за горцев, а Жорди Бэррет сейчас – одна из самых обсуждаемых фигур в юниорском регби. Если вы не видели его на последнем КМ, то многое пропустили, так как парень обладает прекрасным видением поля, великолепно играет ногами и обладает поставленным ударом по стационарному мячу – еще не факт, что штрафные и реализации доверят Мо'Анга, а не ему. Если чего от грядущего Mitre Cup и ждут, так это расцвета звезды Жорди Бэррета, который, скорее всего, будет связан в новом году с Крусейдерс. Правда, Робтертсон уже высказал намерение использовать Жорди не на привычном месте 12-го номера, а в качестве фуллбека (по сути, закрыть он может вообще любую позицию на поле, чему подтверждением недавняя разогревочная игра с Веллингтоном).

Бэрретт новейшего поколения
Реклама 18+

Главная головная боль Скотта Робертсона на посту тренера Кентербери и Крусейдерс – подобрать игроков в заднюю линию: в Кентербери из шести человек только трое имеют опыт игры за клуб, в Сейдерс все еще хуже, так как из высококлассных исполнителей в распоряжении Скотта Робертсона оставался только Дэгг (подписали Дигби Иоане, но полезность этого приобретения непонятна, хотя об этом стоит поговорить как-нибудь в другой раз). Признаюсь, ничего предметного о последней линии защиты Кентербери сказать не могу: да, МакНиккол провел феноменальный (по своим меркам) сезон, даже здорово смотрелся в проваленном четвертьфинале против Львов, но его напарники – люди, едва ли широко известные за пределами региона. Что из этого выйдет – очень интересно посмотреть.

Состав без учета игроков Олл Блэкс: Ходжман, Фаннелл, Линерт-Браун – Берд, С. Бэрретт – Сэндерс, Браун, Л. Уайтлок – Драммонд, Мо'Анга – Гудью, Томпсон – Саклинг, МакНиккол, Ж. Бэррет.

Оптимальный состав для плей-офф: Муди, Тэйлор, Фрэнкс – С. Уайтлок, Романо – Тодд, Л. Уайтлок, Рид – Драммонд, Мо'Анга – Кротти, Томпсон – Саклинг, МакНиккол, Ж. Бэрретт.

Против кого играть

Хотя Кентербери – действующий чемпион и обладатель семи титулов, к тому же так широко представленный в сборной Новой Зеландии, это не означает, что остальные клубы собраны только для массовки и неспособны оказать сопротивление. Там тоже хватает звезд. Традиционно силен богатый на таланты Окленд, прошлогодний финалист турнира и, пожалуй, главный противник Кентербери. Лидеры Блюз (Фаумуина, Ту'Унафаси, Туипулоту, Каино, Луатуа, Моала, Нанаи), усиленные представителями других франшиз (Талени Сеу, Плезантс-Тэйт, Фатиалофа, Фекитоа, Асо), а также неудачливыми олимпийцами братьями Иоане, представляют сбалансированную и звездную команду, способную вернуть трофей спустя девять лет. Состав Таранаки – триумфаторов позапрошлогоднего розыгрыша – намного менее представительный, но они могут рассчитывать на волшебство Бодена Бэррета, а это уже немало. Правда, все-таки есть сомнения, что даже феноменальный Бэррет в состоянии продержать планку на необходимой высоте после Чемпионшипа, но если все-таки сможет, это будет непередаваемо круто. Кроме прочего, Таранаки рискнули заявить Чарли Натаи, который не до конца еще оправился от травмы, вследствие чего не попал даже в расширенный состав сборной.

Если бы МакКинзи не позвали тренироваться со сборной, Вайкато были бы способны на что-то любопытное, но без своего лидера, а также отбывшего в состав АВ из-за травмы СБУ Линерта-Брауна вождям будет тяжеловато. «Темной лошадкой» в высшем дивизионе можно назвать Хокс Бэй, цвета которого защищают Броди Ритэллик, Рики Рисителли, Брэд Уэббер, Ихайя Уэст, Сэм МакНикол и Израэл Дэгг. Год назад Хокс Бэй в драматичном финале вырвали победу у Веллингтона и заработали место в Премьершип, но имеют потенциал к борьбе за плей-офф. Тасманцы, наверное, тоже в состоянии прилично выступить в регулярном сезоне – они были в полуфинале год назад и только Сквайра (а теперь еще и Хэймса) делегировали в сборную, а в обойме имеют классных исполнителей почти во всех линиях (Халануконука, Кристи, Бэнкс, Фонотия, Лоув). Чего же ожидать от Манукау в свете травмы их главной звезды – Сонни Билла Уильямса – совершенно непонятно (впрочем, будь СБУ здоров, когда ему в NPC играть-то?). На самом деле, ярких звезд хватает с излишком и во втором дивизионе Mitre Cup – Чемпионшипе, но там отдельный зачет и борьба за путевку в элиту, хотя календарь перемешает все команды вне зависимости от подгруппы.

Реклама 18+

Ближайшая игра: 20 августа Кентербери – Окленд, AMI Stadium, Крайстчерч

Ближайшая игра Кентербери, которой они откроют сезон – против Окленда на поле стадиона в Крайстчерч. Таким образом, римейк финала 2015 года случится уже на старте и, надо полагать, сразу подкинет дровишек в топку борьбы за победу в регулярном чемпионате, так как оба клуба на меньшее и не рассчитывают. Вспоминая об изменении правил, сильно влияющих на динамику игры вообще, а также понимая, что пока команды не могли толком к нововведениям адаптироваться, ждать можно чего угодно. Хотя Кентербери в последние годы почти не проигрывают Окленду, их противостояние можно назвать одним из центральных матчей всего регулярного сезона. Так как Mitre 10 Cup входит в один телевизионный пакет с матчами АВ и Супер Регби, хочется надеяться, что с поиском трансляций для просмотра соревнований проблем не будет.