8 мин.

По итогам летнего Гран-при 2013 г. Часть 4

Последняя часть обзора Летнего Гран-при 2013 года

ОГЛАВЛЕНИЕ четвертой части

1.Введение

2.Как начисляются баллы

3.Классические метры

4.Можно ли измерить форму прыгуна?

5.Мужчины и женщины

6.Взаимосвязь между ветром и баллами

7.Увеличение компенсации за попутный ветер на 21%

8.Заключение

Первая часть обзора Летнего Гран-при 2013 года

Вторая часть обзора Летнего Гран-при 2013 года

Третья часть обзора Летнего Гран-при 2013 года

1.Введение

Пока российские фанаты биатлона с нетерпением ждали начала зимнего сезона – 24 ноября, во воскресенье, для меня же зимний сезон начался уже в пятницу (22 ноября) результатами тренировок в Клингентале. В какой стране находится тот самый Клингенталь, биатлонные фанаты вряд ли знают, наверное…

Какое счастье! Что у меня несколько самых любимых зимних видов спорта, а не один, как у тех фанатов… Но ближе к делу.

В данной части обзора приведены теоретические результаты, которые, думаю, будут небезынтересны многим любителям прыжков.

2.Как начисляются баллы

Каждый, кто интересуется прыжками, должен знать как минимум, как начисляются баллы спортсменам.

Классическая система начисления очков:

1

Жёлтым цветом выделены баллы, которые вошли в итог.

Красным цветом – максимальная и минимальная оценки не вошли в итог.

И = Д + С + 60,

где И – это общая сумма баллов;

Д – очки за дальность прыжка;

С – очки за стиль прыжка.

Очки за дальность прыжка начисляются так:

Д = (М – К)*Ц,

Где М – это количество метров прыжка;

К – это мощность трамплина или точка К (например, К90, К95, К120);

Ц – это цена одного метра (например, на К95 – 2 балла за метр, на К120 – 1,8 балла за метр).

Очки за стиль прыжка начисляются так:

Пять судей дают спортсмену за стиль прыжка в соответствии с методической таблицой. Максимальная и минимальная оценки не учитываются. Затем остальные три оценки суммируются.

На полетных трамплинах базовое количество баллов – 120 (а не 60), дальность - 1,2 балла за метр. В лыжном двоеборье на больших трамплинах – 1,5 балла за метр.

Система компенсаций

2

И = Д + С + 60 + Вш + Вт,

где Вш – это компенсация в баллах за вышку; Вт – компенсация за скорость ветра.

По сути, система компенсаций – это классическая система плюс поправки.

Если скорость ветра положительная (встречный ветер), то поправка отрицательная. Отрицательная (попутный ветер) – наоборот.

Если вышку поднимают, то поправка отрицательная, если же опускают вышку пониже, то поправка положительная относительно первоначальной вышки.

Очень полезно всем будет заглянуть на официальный сайт Международной федерации лыжных видов спорта и скачать оттуда протоколы соревнований. Там же можно узнать сверху направо, сколько баллов начисляется на трамплине К125 в Клингентале. Например, вот протокол квалификации:

Gate (вышка) = 7,56 балла за метр;

Wind (ветер) = 10,80 балла за метр в секунду.

Снизу налево можно узнать расстояние вышки и исчислять баллы между вышками номер 24 и 26 (0,90 м * 7,56 = 6,8 балла).

Со нового сезона было введены новые правила:

А) была увеличена компенсация за попутный ветер на 21 %;

Б) Если тренер решит поменять вышку пониже, то спортсмен обязан достигнуть 95 % от размера трамплина (HS), чтобы получить поправку.

3.Классические метры

Берём самый первый прыжок Янне Ахонена в летнем сезоне в Хинтерцартене:

3

Обратите внимание!

92,8 классических метра – это прыжок, который теоретически мог бы сделать Янне Ахонен при отсутствии ветра и с первоначальной вышки.

Классическими метрами называется количество метров прыжка при условии полного штиля и с одной и той же вышки.

Несложно будет вычислять классические метры, если знать, что:

Трамплин К125 в Клингентале:

Gate (вышка) = 7,56 балла за метр;

Wind (ветер) = 10,80 балла за метр в секунду.

ИЛИ!

Gate (вышка) = (7,56/1,8)= 4,2 метра за каждый метр расстояния между вышками;

Wind (ветер) = (10,80/1,8)= 6 метров за каждый метр в секунду.

Иными словами, скорость ветра в 2 метра в секунду «стоит» прыгуну 12 метров на данном трамплине.

Таким образом, при системе компенсаций официальные результаты протокола, выраженные в общей сумме баллов каждого прыгуна, вычисляются при условии полного штиля и одинаковой вышки. Вот только классические метры не были указаны в протоколе.

4.Можно ли измерить форму прыгуна?

На польских форумах, например, часто можно было читать: «... без формы», «... есть в форме!» (вместо пропусков - фамилия прыгуна).

А можно ли измерить как-то прыжковую форму каждого спортсмена?

Раньше, при классической системе, форму прыгуна можно узнать чаще всего по косвенному признаку, как позиция в таблице. Сколько кубковых очков набрал прыгун, чем больше, тем лучше. А вот измерить форму чаще всего невозможно.

Но система компенсаций всё же дает эту возможность приближенным образом.

Например, вот форма Янне Ахонена летом сего года:

4

Желтым цветом указана самая нижняя вышка, на которую были пересчитаны прыжки других раундов.

Интересные факты можно выудить из этой таблицы. Например, Ахонен прилагает максимальные усилия на финальном раунде двух этапов. На одном этапе он провалился, ещё на двух выступил примерно на одном уровне.

Вот таким образом можно анализировать форму каждого прыгуна и сравнить с формами других прыгунов.

А вот ещё одна таблица:

5

Это средний уровень формы всех прыгунов, принимавших участие в раунде.

Ранжировка по цвету – по горизонтали.

Средний уровень формы финального раунда всегда выше из-за отсеивания слабых спортсменов. То же самое с первым раундом по сравнению с  квалификацией.

На тренировках видна небольшая разница в форме (почти одинаковая). На квалификациях средний уровень формы всегда больше, чем на тренировках.

Интересно, что разные вышки и большие отличия условий ветра на разных раундах не помешали определить средний уровень формы и выявить общие закономерности.

6

А вот есть ещё одна таблица. Она показывает средний уровень каждого прыгуна на решающих раундах летнего Гран-при.

Знакомые все лица, не правда ли? В таблице действительно все сильнейшие «летние» прыгуны.

Почему в процентах? На разных трамплинах разный хилл сайз (HS) (или размер). Поэтому самый лучший результат в классических метрах сначала вычисляется в процентах от HS, затем определяется разница в процентах. Далее вычисляется средняя разница от лучшего результата.

Для чего эта таблица? Она как бы заменяет средний метраж прыжка каждого прыгуна. Исчислять среднее количество метров каждого прыжка, увы, практически невозможно.

5.Мужчины и женщины

Способны ли женщины конкурировать с мужчинами в прыжках?

Были соревнования на К95 в один день в Хинтерцартене: квалификация у мужчин и лучшие прыжки у женщин.

Вот что получилось:

7

Сара Таканаси заняла бы предпоследнее место (если не считать упавшего словенца) и не прошла бы квалификацию вообще.

Разница между вышками номер 21 и 31 составляет (78,15 м – 83,05 м)*6,48 = - 31,8 балла.

Наибольший интерес может вызывать грядущие этапы в Лиллехаммере, где будут на одном трамплине соревноваться прыгуны, прыгуньи и двоеборцы.

6.Взаимосвязь между ветром и баллами

В Excel есть средство вставки графиков. Например, точечные графики с линиями тренда.

Приведу пример подобного графика – квалификация в Хинтерцартене:

8

На первом графике четко видна взаимосвязь между скоростью ветра и баллами без поправок. Для большего удобства добавлена линия тренда.

На втором графике скорость ветра уже не влияет на баллы с поправками. Это дает возможность понять, как работает система компенсаций.

В большинстве своем наблюдаются графики подобного рода. Но встречаются исключения, такие, как обратная зависимость, или имеет место зависимость скорости ветра на баллы с поправками.

К сожалению, не мог разместить таблицу со всеми раундами, т.к. некоторые понятия требуют объяснений в виде рисунков. Т.е. можно вместо графиков привести данные в виде чисел, характеризующих линию тренда.

Возможно, в будущем планирую вернуться к этому вопросу.

7.Увеличение компенсации за попутный ветер на 21%

Недавно было принято решение увеличить компенсацию на попутный ветер на 21 процент. Оправдано ли такое решение?

Изучая приведенные выше графики тех раундов, которые имеют равное (или близкое к равному) количество случаев скорости встречного и попутного ветра, сделал вывод, что увеличение компенсации оправдано и, как ни странно, мало влияет на результаты спортсменов.

8.Заключение

Пятой части обзора не будет, т.к. уже начался новый сезон.

Обзоры по прыжкам и двоеборью планирую опубликовать после конца периода календаря Кубка мира.

Например, 3 период: Клингенталь – Энгельберг (23 ноября – 22 декабря)

То есть где-то после 22 декабря будет новая статья по статистике результатов.

Надеюсь, что у меня будет достаточно времени для подготовки материала.

P.S. Скандал на первом этапе Кубка мира в Клингентале заставил меня поменять планы.

Думаю, статья по итогам первых этапов будет опубликована после Куусамо.