2 мин.

Кино недели / «Такая она, игра» (1976)

Спортивная драма, снятая Владимиром Попковым и Николаем Малецким в 1976-м, на мотив известных событий 1975-го: киевское "Динамо" выигрывает Кубок обладателей кубков и побеждает "Баварию" с Беккенбауэром в матче за Супекубок Европы.

В кадре прообразы Щербицкого, Лобановского, Базилевича и Зеленцова. Последний представлен в роли чудаковатого медика, который и физиотерапевт, и ревматолог, и в биомеханике, и в тренировочном процессе – мастак; еще он гипнотизер, что уже ни в какие ворота.

Все в цветных рубашках и галстуках, гладко выбритые и аккуратные; диалоги такие же – правильные и учтивые, выверенные до точки, – но обладающие тем обаянием, которое куда-то испарилось, когда не стало советского кино. Тренер Басов (Георгий Жженов), он же, по всей видимости, прототип великого Маслова, который отчислил Лобановского с Базилевичем из команды, – по задумке сценаристов олицетворяет собой все старое и регрессивное; отчего-то в образе не пьющего тренера-деспота с дисциплиной и порядком, что, во-первых, обиднее всего, неправда, во-вторых, получается иронично – напоминает самого раннего Лобановского. Впрочем, кино то ли сознательно маскируется и жонглирует фактами (например, инженер в фильме – Базилевич, и никакой "Шахтер" он и тренировать не думает), то ли априори не в силах преодолеть эту прилизанность в силу времени – как по цензуре, так и потому, что может только догадываться, какой кошмар приключится с киевлянами спустя год. Хотя когда прообраз Лобановского, будучи тренером команды первой лиги («Днепра», само собой), зашел перед первым матчем в судейскую, в наличии цензурных квот возникли радостные сомнения, но они быстро сгладились – судья оказался честным усатым грузином (ой, это кажется, спойлер).

Кстати, сам сыр-бор 1976-го, когда команда выходила на матч с "Днепром" без своих тренеров, в кино не показан. Все обрывается как бы невзначай – без хэппи-энда и ожидаемой(ых) в кадре восхитительной(ых) блондинки(ок) (Валентина Гришокина, Регина Разума) – зато с многозначительной фразой про умников.

Пора, пора уже что-то из того времени экранизировать сейчас. Такая фактура пропадает.