3 мин.

Почему формат Кубка мира далек от идеального

Закончился крайне неоднозначный "Тур де Ски" - 2014. Второй по значимости старт сезона был проигнорирован целым рядом ведущих спортсменов, прежде всего ради подготовки к первому по значимости. И если у мужчин состав участников более или менее боевой, а на репрезентативность результатов повлияло прежде всего нефорсирование формы рядом лыжников, то в женской части ситуация совсем иная.

Традиционно, когда речь заходит о женских дистанционных лыжах, вспоминают Бьорген, Йохауг и Ковальчик. Порядок можете поменять, суть одна - именно эти три спортсменки чаще всего разыгрывали первые три места в последние годы. Я бы добавил к ним ещё Шарлотту Каллу и Юлию Чекалёву, которые в этом году также демонстрировали приличный ход. И из этих пяти топовых лыжниц до конца многодневку прошла лишь Йохауг.

Теперь посмотрим на дальнейший календарь Кубка мира. Следующий этап - чисто спринтерский, Нове Место. Потом Польша, Шклярска-Поремба, которая пересекается с чемпионатом Норвегии. Соответственно, норвежская сборная этот этап пропустит, а Юстина Ковальчик легко выиграет запланированный там классический масс-старт. Потом пауза и Тоблах, 1-2 февраля, за неделю до Олимпиады. Его пропустит уже Ковальчик, что анонсировалось перед сезоном. Восьмого февраля все сильнейшие наконец-то соберутся. На Олимпиаде, в скиатлоне. 

Возникает вопрос: нормальна ли ситуация, когда, помимо главных стартов, всех ведущих спортсменов мы можем видеть лишь в открытии сезона, когда ещё не все находятся в оптимальной форме, и в закрытии, когда в битве за хрустальные глобусы обычно всё (почти) ясно? По-моему, не совсем. Для сравнения предлагаю биатлон. Даже несмотря на то, что на каждом этапе кто-нибудь да отсутствует, ощущения "пустоты" нет. А на женском и отчасти мужском "Тур де Ски" оно было. Хотя где рядовой биатлонный этап и где "Тур де Ски"?

Изучим календарь вообще. Всего в сезоне запланировано одиннадцать (!) спринтерских гонок и два (Драммен всё же исключаю) чисто спринтерских этапа. Не слишком ли много? Даже пресловутых масс-стартов (не считая марафон в Осло) всего два, а скиатлон... лишь один, на закрытии сезона в Фалуне (?!). Эстафета тоже лишь одна, лиллехаммерская. Зато две эстафеты спринтерские, причём обе до Олимпиады. Не возникает ли дисбаланс?

Увы и ах, погоня за зрелищностью и поиск удобного формата для телевидения привела к тому, что массовые пропуски этапов лидерами стали обыденностью, а бесконечные спринты уже порядком опостылели. И хотелось бы вспомнить принцип "Лучше меньше, да лучше". В биатлонном Кубке мира всего девять этапов, и каждый из них с точки зрения спортивной борьбы вполне интересен. В лыжном Кубке мира соревновательных недель (этапами тут мерять сложнее) в полтора раза больше, но репрезентативны из них лишь стартовые (Куусамо, теперь Лиллехаммер и Давос), закрытие сезона в Лахти-Осло-Фалуне, иногда "Тур де Ски" и очень редко один-два этапа в середине.

Да, главные старты тут оттеняют Кубок мира в большей степени, чем в биатлоне. Так зачем нужен этап в Тоблахе за неделю до Сочи? Всё равно туда половина лидеров не приедет, что скажется и на интересе среди аудитории, и на релевантности результатов этого этапа. Зачем нужны чисто спринтерские этапы, которые постоянно игнорируются дистанционщиками? При всём уважении к спринтерам и спринтерским дисциплинам, самыми престижными всё равно остаются дистанционные гонки. И внимание к спринтерским этапам заметно понижено.

Так что пусть лучше будет восемь-девять этапов, но полноценных. Эстафет должно быть как минимум три, спринтов максимум пять-шесть. Если уж делать спринты на всех этапах, то с половинным (а то и вовсе с нулевым) зачётом в общий Кубок мира. Зрелищность зрелищностью, а традиции традициями.

*   *   *

И отдельное слово о формате этого "Тур де Ски". Почему нельзя было предновогодний спринт в Швейцарии переделать в классический, раз уж погодные условия в Оберхофе вынудили пасьют классикой заменить на спринт коньком? А лучше было бы сделать дистанционную гонку: не зря же количество спринтов уменьшали! И всё насмарку.

Есть вопросы и к форматам самих гонок. Но об этом как-нибудь в другой раз.