20 мин.

Нижний Новгород. Жизнь большого футбола после ЧМ 2018

Отгремел Чемпионат мира по футболу в Нижнем Новгороде, оставив после себя только самые приятные впечатления. Город покинули последние футбольные туристы и Нижний вновь зажил своей обыденной жизнью, напоминая о былом чемпионате лишь плакатами, билбордами, станцей метро "Стрелка" с изображением Роналду и новым красавцем-стадионом, который будоражил десятками тысяч голосов на протяжении месяца.

 Что же будет с большим футболом в моем родном городе после ЧМ? Что будет сделано для того, чтобы он не впал в спячку? 

К сведению: "Спорт-Инжиниринг" оценило эксплуатацию стадиона "Нижний Новгород" в 2018 году в 71,5 млн рублей. Правительство РФ планирует финансирование содержания объекта на 70% в 2019-2023 годах, остальное бремя ляжет на регион. Ежегодная стоимость содержания объекта оценивается в 316 – 343 млн рублей.

 Без проблем, Глеб Сергеевич! Но каких-либо официальных данных о планировании и организации стратегии развитии футбола или стадиона  в ННО я еще не встречал, но надеюсь, стратегия появится. 

Кто и как помогает не уснуть большому футболу в ННО? Правильно – Российский футбольный союз, который подарил нам два суперматча: 27 июля на стадионе состоялся матч за Суперкубок России между «ЦСКА» и «Локомотивом», а 11 сентября 2018 года на стадионе «Нижний Новгород» сыграет молодежная сборная России по футболу. На арене пройдет отборочный матч чемпионата Европы — 2019 (U-21). Россия сыграет против Сербии. 

Матч за Суперкубок – это, то самое событие, пройти мимо которого было практически невозможно. Сильнейшие команды РПЛ выясняли отношения на слиянии Оки и Волги.. для нижегородского зрителя – это была очередная фантастика, хоть игра и была скучновата, но зато стадион, заполненный до отказа, гремел тысячами голос фанатов Локомотива и ЦСКА, последние из которых, к тому же, устроили шикарный перфоманс. К тому же это был настоящий серьезный экзамен для организаторов и, в принципе, самого города, который скорее всего позабыл, как принимать армии фанатов других российских клубов. Почему же был выбран Нижний? 

 

Другой важный матч, который будет проведен на стадионе «Нижний Новгород» - это матч молодежной сборной России, которая 11 сентября 2018 года сыграет против Сербии в рамках отборочного цикла чемпионата Европы — 2019 (U-21). 

 

В итоге Нижний Новгород сначала получил огромный опыт по проведению международных матчей (спасибо FIFA), а 27 июля получил бесценный опыт по проведению матчей уровня центрального дерби РПЛ. О чем еще можно мечтать нашим организаторам? Теперь просто необходимо взять и применить весь полученный опыт на проведение матчей ФК «Нижний Новгород».

Представляю всеобщему вниманию нашу команду – ФК «Нижний Новгород». И как же можно обойти стороной историю о смене названий нашего клуба?

 ..Ранее существовала команда с названием «Волга-Олимпиец», являвшаяся фарм-клубом нижегородской «Волги». Принимала участие в соревнованиях, в том числе в Любительской футбольной лиге: в сезоне 2013 как «Волга-Олимпиец», в 2014 году — в объединении с пешеланским «Шахтёром» («Шахтёр-Волга-Олимпиец»), сезон 2015 — «Олимпиец-ДЮСШ», с 8 июня стала называться «Нижний Новгород-Олимпиец-ДЮСШ» (под этим же названием клуб выступал и в сезоне 2012), к концу года окончательно войдя в структуру футбольного клуба «Нижний Новгород». 1 июня 2015 года появился футбольный клуб «Региональный центр подготовки футболистов „Волга-Олимпиец“». 15 июня «Волга» объявила о расформировании Вслед за этим, ФК «Волга-Олимпиец» исключил из своего названия «Волга». (почему «Волга» была переименована в «Олимпиец». Это произошло из-за скандала – игрокам не возвращали честно заработанные деньги. Так что пришлось вмешаться спортивному суду в Лозанне. В итоге ФК «Волга» был обанкрочен, а его место занял «чистый» «Олимпиец»).  Министр спорта Нижегородской области Сергей Панов заявил, что ФК «Олимпиец» будет преемником «Волги».

 Но прошел предчемпионатомировский сезон и название снова необходимо было сменить, потому что мало кому понятно, с чем вообще связано такое имя команды. (прим. от Комсомольской правды - болельщики отмечают, что таким образом себя «увековечил» и.о. замгубернатора региона Дмитрий Сватковский, который является олимпийским чемпионом).

 Институт проблем социального управления под руководством социолога Максима Лубяного 15 мая провел собственное исследование о том, как же назвать «Олимпиец». Для чего экспертами в футбольной тематике (!) были предложены различные названия команд (к слову, врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин предлагал название "Минин") и задан вопрос: «Как вы считаете, какое название должна носить новая футбольная команда?» В итоге 38,1% нижегородцев ответили «Нижний Новгород». Возможно, в руководстве клуба прислушались к мнению горожан и переименовали «Олимпиец» в «Нижний Новгород» ссылаясь на мнения большинства, а может быть у них просто не было выбора.

 

Ведь изначально хотели переименовать Олимпиец в Волгу, но в последствии отказались и вот почему. Почему не выбрали название «Волга»? Ведь бренду в этом году исполнится 55 лет, а то, что команда уже выступала под этим названием в Премьер-лиге, может служить только плюсом. Оказывается проблемы «Волги» до сих пор не решены. Арбитражный суд Нижегородской области продлил процедуру банкротства ФК «Волга» до 28 июля 2018 года. Общая сумма долгов по приблизительным подсчетам исчисляется уже несколькими сотнями миллионов рублей и кредиторы по-прежнему требуют возврата своих денег. Получается, что возвращение названия «Волга» - это большой репутационный риск. В любой момент может состояться очередной суд и очередной скандал. Нужно ли это Нижегородской области и новому главе региона? (взято из газеты Комсомолка) Официальное заявление гласит: «Для нижегородской команды также рассматривался вариант "Волга", но такая команда уже играет за Ульяновск».

   В итоге летом 2018 года наблюдательный совет ФК «Олимпиец» совместно с руководством клуба на очередном заседании приняли решение об изменении названия команды. ФК «Олимпиец» направил обращение в Футбольную Национальную Лигу «о переименовании ФК «Олимпиец» в ФК «Нижний Новгород» и 29 июня 2018 года пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области сообщила о завершении смены названия ФК "Олимпиец" на ФК "Нижний Новгород".

  А теперь главный вопрос: как встречал стадион своего зрителя?

  После посещения первого домашнего матча (ФК «НН» - ФК «Тюмень»), впечатления остались двоякие. Очень тяжело выбросить из головы впечатления от ЧМ2018 и невольно сравниваешь, как было тогда и как стало сейчас. От сравнения на сердце скребут кошки. Но всё же не так все плохо. Начну с того, что не особо понравилось не только мне, но и другим болельщикам.

  Билеты:

  Непосредственно в день матча работало всего 2 кассы из 9, из-за чего образовалась огромная очередь, за что клуб, кстати, извинился в этот же день (жирный плюс к карме). Да, многие пишут о том, как в эпоху технологий можно вообще идти за бумажным билетом, когда проще купить на кассире, переплатив всего 4о рублей, и пройти на свой сектор по штрих-коду на билете просто-напросто приложив экран смартфона с изображением электронного билета в формате pdf к считывающему устройству.. Но не забывайте, что есть тот тип болельщиков, которые пользуются телефоном исключительно для звонков, а у некоторых и вовсе нет смартфонов, либо те, кто оказались здесь и сейчас, либо в самый последний момент решили пойти на стадион.

 

   Клубная атрибутика

Нигде не было клубной атрибутики, по слухам она появится ближе к сентябрю. Вот это большое упущение, ведь на эмоциях, которые не успели остать после ЧМ 2018, многие (и дети, и взрослые) захотят купить кто майку, кто шарф своей родной команды. И пока эмоции не угасли, на старте продаж можно было бы выручить немалые деньги.

  

text

 А программки.. Ребята, где программки? Я пытался найти их на стадионе, а они, оказываются продаются где-то в кассах.

Немедля сделайте хотя бы отдельные палатки с программками на территории стадиона.

Развлечения для "кузьмичей"

Практически нет развлечений для публики, которая пришла на стадион за час или два до матча, при условии, что на первый матч пришло очень много людей с детьми всевозможных возрастов, которым крайне необходимо тратить свои килотонны детской энергии. А ведь это одна из самых важных задач -  превратить стадион «Нижний Новгород» в досуговую точку на карте города, потому что если рассчитывать на максимальную заполняемость стадиона, одним футболом здесь не отделаешься. Важно, чтобы зритель/болельщик мог себя развлечь тем или иным занятием до матча.

  Из предложенного были: концерт, аниматоры, работали аквагримеры, а детишки могли поиграть в футбол с футболистами ФК "Нижний Новгород", не попавшими в заявку.  

http://fcnn2018.ru/upload/iblock/df4/df4f1373b11f6e30290443a89517568d.jpg

   

http://fcnn2018.ru/upload/iblock/e0e/e0e43942d486f7e9fc4c58594b8e5697.jpg

  

   Нижегородский маскот?

http://fcnn2018.ru/upload/iblock/024/02484effaf56b365b7b1b78dbc780f31.jpg

   Или этот?

  Или этот?))

http://fcnn2018.ru/upload/iblock/0d1/0d184a7a200d6fea68db6ab5452012df.jpg

   А вот и всё угощение..

http://fcnn2018.ru/upload/iblock/529/529286363cd6d4b7272e9c09dc6a5e68.jpg

  

Чтобы зритель пришел на стадион, сладкой ватой и зеленым ковром с мелкими воротами, к сожалению, его не заманишь. Здесь нужны все возможные маркетинговые ходы, которые, как говорится, еще вчера должны были быть реализованы или хотя бы разработаны.

 Например, мне, как любителю футбола, интересно идти на стадион смотреть только футбол. Если я иду с друзьями, можно по фану поучаствовать в паре каких-нибудь челленджах. Если я иду с девушкой, то ей, несомненно, нужно где-нибудь пофотографироваться, что-нибудь скушать и приятно провести время до игры, а если кто-то идет с детьми, то их точно надо будет развлекать.

 Что еще можно предложить из того, что реализовано в других городах и странах:

 1. Челленджи:

- соревнования на точность удара (ворота можно поменьше и огородить специальной конструкцией);

 - текбол;

- футбольный волейбол/ Притом для общего ажиотажа на текбол и волейбол против болельщиков можно выставлять воспитанников клуба или игроков, не попавших в состав.

 - соревнования на play station по FIFA и т.д. (вот тут точно для привлечения внимания нужен футболисты команды ФК "НН", которые будут играть против болельщиков, выбранных, например, жребием).

- полоса препятствий, где участник должен будет, к примеру, пробежать челнок, обвести пару фигур, пробежать по лесенке, ударить по воротам с мишенью и бежать обратно. Всё это на время, которое будет на секундомере и топ 30 участников будут вывешены на доску почета на этой локации и на оф сайте команды. Также для сравнения будут вывешены результаты команды ФК «Нижний Новгород». Думаю, такую локацию можно соорудить без проблем.

2. Автограф сессия

Автограф сессия тех игроков, кто не попал в состав или, например, травмирован. Для пущего эффекта нужен смотрибельный клубный журнал. А эпиком будет журнал с наклейками (дети точно раскупят).

3. Мастер классы 

Можно приглашать фристайлеров (например, топового фристайлера Бориса Емельянова, который уже феерил в Москве на открытие ЧМ), которые будут давать мастер класс, собственно, по фристайлу для всех желающих. Либо проводить любые другие мастер классы, связанные с футбольной тематикой.

 

  

Важно: Если со стороны публики будет активность, то это ни в коем случае не останется без внимания спонсоров (это работает абсолютно везде), и они непременно проявят свою активность с целью привлечения новых клиентов (читать болельщиков).

 Еда

Вот это то направление, без которого не обходится ни одно мероприятие. Нашему стадиону точно не помешают разнообразные локации с фастфудом (от хот-догов и бургеров до салатиков и пирожных), с различными мини-кофейнями и иже с ними. И, конечно же, нужна адекватная стоимость на предлагаемую продукцию, а не так: 200 рублей стоит билет на футбол и 200 рублей - это цена хот-дога, на качество которого жалуются через одного, либо 200 рублей стоит 0,6л Пепси или 150 рублей - цена 0,5л воды без газа.

Здесь обязательно нужно снижать стоимость предложенных блюд и открывать больше точек, особенно снаружи стадиона. Многие команды, как в России, так и за рубежом, на первых парах приглашали рестораторов на минимальную или вовсе бесплатную аренду, за счет чего точки раскручивались, а потом уже увеличивали цены.

 Чем еще можно привлечь зрителя кроме развлечений?

Лимитированные промокоды (подсмотрено у ФК Зенит): За ранний приход на стадион болельщики получали промокод, по которому можно было получить билет на один из следующих домашних матчей. В итоге в среднем на матч по условно бесплатным билетам приходило от двух до пяти тысяч человек, или 5–12 процентов от общей посещаемости (статистика ФК Зенит).

 Распространение билетов в местах наибольшего скопления людей. Например, Билеты на матчи "Реала" продаются в главных туристических местах Мадрида, почему бы не попробовать реализовать и такой проект: открыть продажу билетов в центрах с максимальной проходимостью. К тому же стадион "Нижний Новгород" стал настоящей достопримечательностью города.

 Атлетико в свое время запустил буквально вирусную рекламу в соцсетях, предложив всем, кто использует при покупке билетов определенный хэш-тэг, 50-процентную скидку. К тому же вирусная реклама - это один из сильнейших двигателей продаж (если удачно попадешь). Например, как Марта, стюардесса из Southwest Airlines, которая рассказывает правила техники безопасности пассажирам. Эта вирусная видео реклама стала популярной именно благодаря своей комедийной и бодрой стюардессе. Этот вирусный ролик создавал более 6 миллионов просмотров каждую неделю на YouTube. 

 

 Почему бы не привлечь специалистов и не создать парочку вирусных видео, от которых пользы будет, возможно, в разы больше, чем от классических маркетинговых приемов.

 

Интернет-поколение

 Современное поколение - это поколение гаджетов и если у ФК "Нижний Новгород" нет видео с сотнями тысячами просмотров на youtube-канале (хотя бы видео со скиллми игроков, либо "день из жизни игрока" и так далее), аккаунтов в instagram и twitter, то вся эта гаджет-армия будет проходить мимо. Ведь напрямую знакомиться с командой, гораздо проще в пару "тапов", а не кликов.

 Желание по youtube-каналу: делайте почаще видео про жизнь внутри команды (нужно болельщиков знакомить с игроками, чтобы те знали всю команды, как родных), про отдельных игроков, анонсы к играм под эпическую музыку (тут просто, хайлайты с матчей + красивые ракурсы города, где будет проходить игра) и т.д. Простая статистика касательно youtube-канала ФК "Нижний Новгород": обыденный ролик с интервью после игры набирал 300-500 просмотров, сняли видео-приглашение на новый стадион (еще во времена ФК "Олипийца") и на тебе - 3,7 тысяч просмотров. Вот тут только печалька в том, что в ФНЛ нет такого количества камер, как в РПЛ, но все же без крутых видосов - никуда.

 

 Также нужен смотрибельный сайт уровня ФК "Локомотив" или ФК "Краснодар", где красиво, ясно и понятно (опять же это мое личное мнение). Обязательно нужно разработать нормальное мобильное приложение: с составом команды, расписанием матчей, интернет-магазином и прочим. А самое главное мобильное приложение за счет push-уведомлний будет напоминать о покупке билета, либо о грядущих событиях на стадионе. К тому же приложение в режиме он-лайн всегда расскажет о том, какие есть локации на стадионе, что можно посмотреть, во что поиграть и что поесть. Instagram также необходимо включать в обойму, а Twitter сделать более "живым".

 

Интерактив с болельщиками

Здесь нм поможет European & Safety Management Association:

 По итогами исследования ESSMA  более половины футбольных клубов общаются со своими поклонниками раз в месяц, причем большинство из них участвует в разговоре с фанатами в дни матчей. Онлайн-платформы, такие как социальные сети (84%) и клубный сайт (73%), являются наиболее распространенными платформами, используемыми для общения с болельщиками. Однако нельзя недооценивать важность регулярного общения клубов с болельщиками.

 ESSMA обратилась к футбольному клубу Сток Сити с желанием узнать, как клуб собирает те или иные данные, в итоге большая часть исследований клуба была проведена путем взаимодействия с болельщиками и многие решения принимались с учетом отзывов болельщиков. Данный ход увеличил приток болельщиков в связи с прозрачной работой клуба в отношении болельщиков.

 Поэтому получение обратной связи от болельщиков (касательно отзывов и предложений), особенно в случае ФК "Нижний Новгород", когда клуб находится на этапе становления - это очень важный аспект в работе клуба. 

 Также по данным ESSMA клубы собирают информацию с различных направлений: покупка билета, контроль доступа (типа нашего FAN ID), безналичную оплату, фан-магазин и мобильные приложения. При тесном взаимодействии с болельщиками через онлайн-платформы рост уникальных пользователей клубов составил более чем 50%, а базы e-mail адресов увеличились на 150%.

 В нашем случае обратная связь от болельщиков приходит только в комментариях на официально странице ФК "НН" вконтакте https://vk.com/fcnn2018, либо на официальном сайте в разделе "Вопрос-Ответ". Чтобы получить как можно больше пожеланий со стороны болельщиков и узнать реальную оценку работы клуба, необходимо расширять саму политику получения обратной связи. Например, поставить на территории стадиона пару стоек с надписью "Нам нужно ваше мнение, чтобы сделать футбол в Нижнем Новгороде лучше" и огромным QR-кодом, который как раз приведет на специальный раздел сайта. Либо в местах с большой проходимостью можно разместить плакаты также с QR-кодом (можно на каждой станции метро расклеить эти плакаты). Если отбросить в сторону QR-код, можно обратиться к старой доброй рассылке, например через группу vk.com, либо используя e-mail тех, кто зарегистрировался на сайте.

 

Знакомство с футболом и стадионом.

 Для гостей города, жителей и, самое главное, для школьников со всей области можно реализовать программу экскурсий по стадиону и тренировочной базе (где в своё время проживала команда Уругвая). Участникам экскурсии дадут возможность побывать в раздевалках команд, походить внутри самого стадиона, возможно даже дать шанс пройтись по газону и пнуть по мячу. Естественно программа должна быть насыщена эпическими рассказами о ЧМ, что, как и где было, кто приезжал и так далее. Наверняка (тут статистики нет), если кому-либо понравится экскурсия, то возможно эти люди и купят билет на футбол, либо дети потащат родителей на стадион. При этом (как я уже отмечал выше) стадион «Нижний Новгород» стал настоящей достопримечательностью города, это можно судить по тому, что каждый раз, когда я прохожу в районе стадиона, кто-то непременно его фотографирует или фотографируется на его фоне.

 Думаю, что также необходимо проводить специальные мероприятия с футбольной тематикой вне стадиона и вне матчевых дней ФК «НН». Например, проводить в школах и других учебных заведениях бесплатные мастер классы с учениками во время уроков физкультуры. В частности в школу может приехать тренер (футбольной секции, относящейся к ФК «НН») со своими учениками и весь день будут проводить совместно с физруком уроки физкультуры, составляя программу из упражнений, которые выполняют непосредственно футболисты. Плюсы от этого: популяризация футбола и привлечение новой аудитории на стадион. Всем учениками будут раздавать, например, промокоды для покупки билетов со скидкой, либо скидкой на клубную атрибутику, либо какую-нибудь недорогую атрибутику.

 

Фан-сектор

 На текущий момент фан-сектор ФК «Нижний Новгород» заполнен фанатами бывшего ФК «Нижний Новгород» и молодежь из бывшего ФК «Олимпиец», которые согласились встать под цвета ФК «Нижний Новгород». Армию фанатского сектора, несомненно, надо увеличивать, для чего, как минимум» от клуба есть бесплатные билеты в фан сектор (вот пост об этом: vk.com/wall-125692020_1634)

 Дальше дело за лидерами фан-движения.

 

Поющий Нижний

 Шумовая поддержка со стороны фан-сектора (с учетом их небольшого количества) хорошая, а вот со стороны простых болельщиков не блещет. А дело в том, что никто не знает, что и когда кричать:

 

 Поэтому, уровень шумовой поддержки нужно непременно поднимать. Можно взять пример с ХК «Торпедо», где во время коммерческой паузы в третьем периоде включают песню «Нижегородская лирическая», и её голосит весь дворец спорта. Также можно сделать и на стадионе: привязать песню к определенному времени и пустить на экране слова, соответственно, начало песне положит фан-сектор, а затем, надеюсь, подхватит и стадион.

 Также необходимо увеличивать пул кричалок и, местами, менять концепцию - чтобы кричалки были мелодичными, чтобы их хотелось повторять, а не голосить по тысячу раз за матч - НИЖНИЙ НОВГОРОД!!!. Здесь можно брать пример с английских болельщиков, у которых достаточно мелодичные песни, кричалки и куплеты:

 

 

 либо 

 без этой легенды вообще не обойтись 

 да даже и этот отрывок хорош 

 Поэтому над этим компонентом работать нужно в обязательном порядке! Здесь можно либо самим сочинить песню посредством проведения конкурса среди болельщиков (даже если ничего не понравится, всегда найдется некоторая интересная идея, за которую можно зацепиться), либо отдать это дело в руки профессионалов.

 И сделать нужно не одну, а несколько песен, как у тех же англичан! У них вообще на все случаи есть свои куплеты. 

 Если будет разработано приложение и будут готовы пара-тройка песен, то проще всего приурочить песни к определенному времени, например 15-я, 50-я и 70-я минуты матча, а приложение будет напоминать, что скоро будет та или иная песня и подсказывать слова.

Картинка и музыка

Невозможно зарядить публику лучше чем с соответствующей музыкой (которую на домашней игре я не наблюдал, зато на матче за Суперкубок, бомбило так, что как будто к нам вернулся ЧМ) или эпическими нарезками из мира футбола, которые в обязательном порядке должны транслироваться на огромных экранах в чаше стадиона - этого тоже ничего не было. 

Абсолютное большинство требует показа повторов на мониторах во время матча,которых мы, видимо, никогда не дождемся. А самое печальное - это то, что эти огромные экраны под сводами стадиона не показывают ничего кроме картинки со счетом матча.

 

Немного о рекламе

 Я не видел ни одного рекламные дисплеи, которые в отличие от олд-скульных плакатов и баннеров увеличивает возможность рекламировать в разы больше продуктов, а объявления и предложения могут быть настроены и ориентированы на различные секции стадиона. Такое нововведение (замена плакатов на дисплеи) было проделано командой The Denver Broncos, что привело к росту прибыли от рекламы на 50%.

Итог:

Ждем второго домашнего матча и смотрим результат работы менеджмента клуба, касательно работы с болельщиками. Особенно если учесть, что в адрес клуба было направлено множество комментариев с предложениями и указанием на ряд недочетов, изменения имеют место быть.

А так.. надеемся на лучшее и верим, что футбол в Нижнем Новгороде будет только набирать обороты.

 

P.S. Сразу приношу извинения за пунктуацию и орфографию. К тому же наверняка я что-то упустил, о чем-то не рассказал или что-то не заметил, о чем прошу писать в комментариях. 

 

При написании статьи использовались материалы со следующих ресурсов

niann.ru, gorod-812.ru, life.ru, sport-express.ru, nterfax.ru, fantasticimago.com, vk.com/fcnn2018, youtube.com, trk7.ru, fcnn2018.ru, soccerex.com