1 мин.

Как Новак Джокович выиграл свой десятый «Большой шлем»

Джокович забрал у Федерера пространство

Как метко заметил Пол Анакон, играть с Джоковичем и играть со всеми остальными – это совершенно разные вещи. Джокович настолько хорош в защите, что он лишает соперников пространства, в которое можно пытаться пробить навылет и при этом не нарваться на контратаку. Это заставляет соперников рисковать и ошибаться. Теннис Джоковича – это классический современный контратакующий стиль, доведенный до крайних степеней совершенства.

Новый Федерер забирает у соперников время – за счет игры по восходящему мячу, выходов к сетке, резкой смены направления полета мяча. По ходу US Open Федерер очень надежно играл с бэкхенда (своего самого слабого удара), его форхенд был все тем же безжалостным хлыстом, что 10 лет назад, а по корту он не бегал, а просто парил. В плане работы ног Федерер сейчас определенно один из лучших в туре.

Но уже второй финал «Шлема» подряд мы наблюдаем то, что Федерер не показывает ту игру, которую показывал на пути к решающему матчу. И он этого не делает именно под давлением Джоковича, который одной только своей репутацией заставляет его играть еще более рискованно и, что естественно, больше ошибаться.

В этом финале у Федерера не работало то, что сейчас приносит ему успех. Джокович большую часть матча не давал ему выходить к сетке за счет глубины ударов, а даже когда швейцарец туда добирался, то допускал много ошибок. За весь матч он выиграл там 66% розыгрышей (столько же, сколько Джокович), но ровно треть розыгрышей у сетки (13 из 39) он взял в четвертом сете.

Отличной иллюстрацией слов Анакона может служить розыгрыш из четвертого гейма второго сета, когда Федерер все же вышел к сетке, остро атаковал, но нарвался на совершенно безумную обводку с бэкхенда по линии. Естественно, это заставляет стремиться пробить совсем наверняка, а такое желание приводит к ошибкам.

Джокович, по сути, придушил Федерера. Это было заметно даже на подаче – Джокович часто использовал подачу в корпус, буквально лишая Федерера пространства для замаха и выполнения острого удара. В итоге у Роджера попросту не получалось стабильно играть в свой атакующий теннис. Да, он выдавал убойные отрезки, но большую часть матча Джокович держал его под контролем.

Джокович – скала

При этом серб сам не показывал идеальной игры. Наверное, в трети геймов на его подаче у Федерера были брейк-пойнты, но в самые ключевые моменты серб включал режим непробиваемого. Комбинации, которые до критических минут не строились, начинали проходить, появлялась подача. Да и Федерер помогал ошибками и срывами – например, во втором сете на одном из сет-пойнтов он не попал в уже пустой корт. А до этого пробил смэш прямо в руки Джоковичу и не справился с его ответом.

Это как раз тот случай, когда статистика однозначна и красноречива – из 23 брейк-пойнтов Федерер реализовал всего четыре. Джокович регулярно зажимался, когда выходил вперед, слабо проводил начало геймов на своей подаче, но Роджер не мог это использовать. Швейцарец не сумел додавить Джоковича, и, вполне вероятно, это стоило ему победы.

Джокович выиграл свой десятый турнир «Большого шлема» и стал всего вторым игроком, которому удалось больше одного раза выиграть три «Шлема» за сезон (первым был Федерер, который сделал хет-трик трижды). Он доминирует в туре уже пятый год – например, из последних 20 «Шлемов» он выиграл девять, что составляет 45%. И нынешний сезон показал, что для того, чтобы обыграть его в действительно большом матче, нужно стечение целого ряда обстоятельств – например, гениальная игра Вавринки и неожиданный приступ нервозности.

SABR

Коварная атака Роджера на последних турнирах наделала много шуму, но сегодня Джокович показал, как ей нужно противостоять. Во-первых, он целенаправленно к ней готовился – на предматчевой разминке, которую он проводил с Марио Анчичем, он отрабатывал ответ на SABR.

Как сказал наблюдавший это Джефф Таранго, команда Джоковича советовала ему обводить рвущегося к сетке игрока, но сам Таранго призывал кидать свечки, что Джокович по ходу матча несколько раз сделал настолько классно, что за Федерера становилось даже немного неловко. Плюс, Джокович оказался психологически готов к таким атакам – он не сломался, как Вавринка в полуфинале, и у него был план, как с ними бороться.

Кроме того, нужно отметить, что роль SABR в игре Федерера вообще неоднозначна. Например, перед финалом появились данные, что на этом турнире он при помощи этого приема добивался успеха в 41% случаев, хотя по ходу всего сезона-2015 обычными методами выигрывает на второй подаче соперников 50% мячей. Кроме того, Федерер ни разу не применял свою новую игрушку на важных розыгрышах. Да и второй сет он выиграл не за счет коварной атаки, а за счет старой-доброй мощной игры на задней линии с обеих сторон.

Конечно, трудно цифрами передать психологический эффект SABR, но он определенно есть. Например, Майкл Чанг подобным приемом в 1989 году в финале «Ролан Гаррос» сломал самого Ивана Лендла. Но Джокович – это человек, который к любому изменению адаптируется очень быстро. Сегодня он это продемонстрировал.

Разгоряченные болельщики

Начало финала из-за дождя было отложено на три часа, и болельщики, судя по всему, провели это время с пользой в местных барах и наливайках.

Федерера поддерживали почти единогласно, очень активно и временами даже по-хамски по отношению к Джоковичу. Нью-йоркцы радовались его двойным ошибкам, шумели между первой и второй подачей и вообще всеми силами пытались вдохновить Федерера на пятый сет. Но Джокович выстоял и это.

Кстати, это вообще повторяющаяся ситуация для серба – где бы они ни играл с Федерером, трибуны против него. Но он научился не обращать на враждебность 20-тысячного стадиона, а делать свою работу. И эта стойкость удивляет даже тренера Федерера Северина Люти, который после финала отметил именно невозмутимое отношение серба к выходкам трибун.

Железная Ева Асдераки

Федерер сегодня временами был хорош, Джокович провел классный матч, но самой стабильной и непоколебимой участницей матча была судья Ева Асдераки-Мур. Впервые в истории US Open мужской финал Открытого чемпионата США судила женщина, и сделала она это просто великолепно.

Четыре раза гречанка в достаточно важные моменты брала на себя ответственность и меняла решение линейных судей. Все четыре раза она оказалась права, причем в ситуациях, когда ауты были миллиметровые. Во всех своих решениях она была уверена, не привлекала к себе лишнего внимания и доказала, что претензии Серены Уильямс к ней не совсем обоснованы. По ходу матча Асдераки нахваливали комментаторы (даже не особый любитель всех судей Джон Макинрой), журналисты, игроки и простые болельщики. А Мелани Уден вообще сказала, что хочет, чтобы Ева судила все ее матчи.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Al Bello, Matthew Stockman