10 мин.

«Разве теннис стал хуже без Надаля?»

Возвращение короля грунта Рафаэля получилось успешным – хоть и не таким успешным, как, наверное, хотелось бы его поклонникам. Но оно состоялось, и именно это большая часть теннисной общественности считает главным успехом.

Джон Вертхейм (SI.com) в преддверии турнира посчитал, что обстоятельства, окружавшие возвращение Надаля, оказались даже важнее самого факта возвращения.

«Всем уже давно известно, что жестокий игровой стиль Надаля просто исключает возможность абсолютного здоровья. Всем уже давно известно, что его колени не вечны. Он и раньше пропускал длительные отрезки сезона. Но этот перерыв был в особенности тревожным. Дата возвращения постоянно сдвигалась. Надаль почти не появлялся на публике и почти ничего не говорил. Подозрения и скептицизм достигли такого уровня, что PR-агенту Надаля пришлось открыто отрицать инсинуации по поводу допинга.

Так что возвращение Надаля вызывает особый интерес. Как он будет выглядеть? Что он скажет? Как он будет двигаться по корту?

И результат его возвращения особой роли играть не будет, потому что в любом случае его можно легко списать со счетов. Если он победит – здорово. Но это же загоревший и отдохнувший Грунтовый Король – от него все ждут победы на мелком грунтовом турнире, на который он в прошлом даже и не приезжал. Если проиграет – ну что ж, ему еще нужно время. Ничего страшного. Самый важный вопрос – в каком физическом состоянии будет Надаль? И в каком метафизическом состоянии будет Надаль?»

Любой результат Надаля в Винья-дель-Мар можно легко списать со счетов

А вот редактор сайта Tennis.com Питер Бодо в свойственной себе манере пошел против всех и заявил, что теннису без Надаля было ничуть не хуже, чем с ним.

«Конечно, мне не хочется портить всем праздник. Я сам очень рад возвращению Надаля. Но я отказываюсь предаваться сентиментально-праздничным настроениям. Последние несколько месяцев в очередной раз напомнили мне, как быстро теннис двигается вперед и как быстро большинство болельщиков забывают.

Да, фанаты Рафы, безусловно, не согласятся с этим, просто потому, что для них Рафа – центр вселенной, и им трудно сохранять объективность. Но в реальности теннис – особенно в эту великолепную эру, становлению которой помог Надаль – намного больше, чем любой игрок. И нет никого, ради кого теннис прекратил бы свое движение.

Нам всем было бы лучше, если бы Надаль не травмировался. Но разве теннис стал хуже из-за того, что он таки это сделал? Как часто во время битвы Роджера Федерера и Хуана Мартина дель Потро на Олимпиаде, финала US Open между Новаком Джоковичем и Энди Марреем или даже матча Ежи Яновича и Николаса Альмагро на Australian Open вы задумывались: «Ох, а как было бы круто, если бы тут был Рафа»?

«Вряд ли Надаль думал: «Я нужен теннису. Он станет намного лучше, когда я вернусь».

Да ладно, давайте честно. Я думаю, на такое способны только те, кто зациклен на Надале, а не думает о теннисе.

Всем – и даже Надалю – полезно взглянуть на ситуацию со стороны. Спортсмены уходят постоянно, а их виды спорта живут дальше. Взгляд со стороны позволяет радоваться тому, что есть, а не ныть по поводу того, чего нет. И чем бы Рафа в последнее время ни занимался, я уверен, что он не лежал на диване и не думал: «Я нужен теннису. Он станет намного лучше, когда я вернусь».

Конечно, Бодо пошел против общественного мнения, которое очень четко выразил Саймон Кэмберс (The Tennis Space).

«При всем уважении к таким игрокам, как Давид Феррер, Жо-Вильфред Тсонга и Томаш Бердых, одной из отличительных черт Australian Open (да и US Open) было то, что постоянно возникало ощущение пустоты там, где должен был быть Рафа. И не хватало не только его имени, но и эмоций и харизмы, которые он привносит в игру. Его отсутствие помогло примерно понять, что мы будем чувствовать, когда он все-таки закончит с теннисом.

Конечно, та же пустота ощущалась бы, если бы не играли Джокович, Федерер или Маррей. Но несмотря на всю их популярность, когда Надаль играет – или даже тренируется – турнир попадает в центр внимания. Федерер может быть самым популярным среди поклонников тенниса среднего возраста, но для детей и подростков кумир, несомненно, Надаль».

Его тезис про попадание турниров в центр внимания подтверждает глава пресс-службы турнира в Винья-дель-Мар Рафаэль Уокер.

«Чили хочет добиваться успеха. Долгое время эта страна была как бы маленьким островом, оторванным от мира морем и горами. Так что, когда сюда приезжает большая звезда – как Надаль – его встречают как рок-звезду.

«Лучшие журналисты рядом с Надалем ведут себя как дети»

Раньше наши спонсоры раздавали билеты на турниры клиентам, и эти билеты никто не использовал. В этот раз все будет иначе. Местные телеканалы, которые раньше присылали на турнир своих второклассных работников, сейчас отправляют только лучших. И они уже бегают за Надалем и просят сфотографироваться – ведут себя как дети».

Кстати, то, что в качестве места возвращения Надаль выбрал именно Чили, натолкнуло Тома Перротту (Tennis.com) на составление списка из трех «маловероятных, но не невозможных» событий в теннисе. Туда вошли участие Роджера Федерера в турнире в Ньюпорте, сестер Уильямс – в турнире в Индиан-Уэллсе и приезд сборной США в Форест-Хиллс в рамках матча Кубка Дэвиса.

Но вернемся к Рафе. Кортни Нгуен (SI.com) замечает, что Надаль изменился. И именно то, как он вернулся в тур после травмы, она считает главной переменой в нем.

«И хотя тур не очень сильно изменился, пока колени Рафы были на сиесте, о самом Надале такого сказать нельзя. Есть довольно мелкие и тривиальные изменения. Его шорты стали заметно короче – не как у Бердыха, но все равно к этому надо привыкнуть. Что еще стало короче? Его волосы. И продолжая тему – он точно потратил время на то, что прочитать правило АТР по поводу затяжек времени. В Чили он в перерывах между розыгрышами все делал намного быстрее, чем раньше.

Намного важнее другое – Надаль показал, что он не собирается усложнять себе жизнь. Его решение вернуться в тур на грунте кардинально отличается от решения 2009 года, когда он вернулся на харде. В 2009 он провел 11 кряду хардовых турнирах, на них проиграл 11 из 13 матчей против Топ-10 и выиграл ноль титулов. Самим собой он стал только через девять месяцев во время весеннего грунта. И как стал! Он выиграл «Ролан Гаррос», «Уимблдон» и US Open, вернул себе первую строчку рейтинга и дособрал Карьерный Шлем.

Рафа уже не тот неуязвимый паренек, который вихрем носился по любым покрытиям

Конечно, тогда перерыв составлял всего два с половиной месяца. В этот раз Надаля не было больше семи. А история показывает, что чем длиннее перерыв, тем сложнее вернуться. Дель Потро в 2010 полгода не играл из-за травмы запястья, и ему понадобилось больше года, чтобы просто вернуться в Топ-10. И он все равно пока не смог вернуть стабильность и мощь, которые были в его игре до травмы. Конечно, Надаль – это игрок другого калибра, но все равно должны сложиться много факторов, чтобы камбэк стал успешным.

В июне Надалю исполнится 27. Он уже не тот неуязвимый паренек, который вихрем носился по любым покрытиям. Я думаю, что он осознает свои физические возможности. А поскольку время уже не на его стороне, он внес мудрые поправки. Не надо губить себя спешкой. Восстанавливайся столько, сколько потребуется. Но торопись. Как можно дольше избегай харда. Используй мягкий красный грунт, чтобы вернуться. Создай лучшие возможности для победы. Напомним людям, что ты до сих пор король грунта.

Надаль нужен теннису. Его безжалостная силовая игра уникальна. Я не смогла сдержать улыбку, когда в среду он пробил свой коронный форхенд на бегу, и мяч полетел по линии по траектории, напоминающей банан. Я уже семь месяцев не видела такой удар. Каждый победно сжатый кулак, триумфальный рык и Vamos Надаля вдыхает жизнь в игру. Ни в коем случае нельзя сказать, что по сравнению с другими он намного более напористый, техничный или что там еще. Просто в нем есть что-то, что есть в каждом великом спортсмене. Что-то, что заставляет тянуться вперед в ожидании того, что он сделает дальше».

По ходу турнира Мод Уотсон (Tennis Grandstand) находит и ложку дегтя в бочке меда.

«На этой неделе не радовало только то, что Рафа – и дядя Тони – постоянно вспоминал про свои колени. Если раньше они говорили, что колени были полностью здоровы еще перед Australian Open, то теперь оказалось, что проблемы есть до сих пор. Это классическая стратегия лагеря Надаля – принижать его шансы и закладывать фундамент для объяснения поражений. Но эта стратегия устаревает и становится ненужной. Мало кто удивится странному поражению на первых этапах его возвращения. И было бы очень приятно, если бы они хоть раз дали теннису Рафы говорить за себя. Он слишком талантлив и титулован для использования такой тактики».

Рафе все-таки не удалось сделать на этом турнире победный дубль (удалось только увезти домой два трофея финалиста). И Стивен Тиньор (Tennis.com) считает, что дело тут не только в недостаточной физической подготовке или неточностях в игре.

«Мне показалось, что у Рафы были изъяны как в физике, так и в психологии. Конечно, после такого длинного перерыва нужно заново учиться быстро бегать, лупить с форхенда и держать заднюю линию, но еще нужно заново учиться выигрывать. И сделать этот последний победный рывок намного сложнее, чем просто показать хорошую игру. Никто не может научить доводить матч до победы или выходить из непростых игровых передряг. Единственный способ научиться этому – делать это снова и снова. Мы видели, как Надаль много-много раз вырывал победу в подобных матчах – и почти всегда это происходило на грунте. Но в этот раз у него не было этого финального рывка, этой смеси победного настроя и мышечной памяти, которую мы называем уверенностью. Конечно, нужно отдать должное Себальосу – он увидел свой шанс и реализовал его. Он сам до этого матча одержал 14 побед на грунте подряд и играл со спокойствием человека, который в последнее время часто выигрывал. И неважно, что с ним будет дальше – он уже вошел в историю. Теперь три человека обыгрывали Надаля в финале грунтового турнира – Роджер Федерер, Новак Джокович и Орасио Себальос.

К Надалю вернулось желание побеждать, а не просто играть

Все равно возвращение Надаля было успешным, и просто сам факт возвращения, по его словам, это самое главное. Мы, наверное, ожидали от него победы, но и поражение никого не шокировало. Может быть, так будет даже лучше – он понимает, что ему все равно нужно прибавлять, чтобы набрать лучшую форму к весне. У него останется желание пройти на шаг дальше. Мне понравилось, что в начале недели Надаль сказал, что поражение не станет чем-то страшным, но при этом в решающем сете финала он бился и как безумец орал Vamos после каждого выигранного важного розыгрыша. К нему вернулось желание побеждать, а не просто играть, и он не мог его игнорировать.

Теннисный мир снова увидел Рафаэля Надаля. Знали ли мы, что потеряли во время его отсутствия? Я бы сказал, что мы окончательно поняли это после того укороченного на сет-пойнте второй партии. Или когда он дотянулся до почти неберущегося удара с полулета и отыграл брейк-пойнт в третьем сете. Или когда он мрачно сидел на своей скамейке после поражения. И победы Надаля, и его поражения привносят в теннис эмоции. Очень немногие игроки так часто становились участниками памятных матчей, а он уже на первом турнире после возвращения организовал такой. Конечно, Надаль такой не один. И без него мы видели эмоциональные встречи. Но теперь их будет больше».

Мы начали Джоном Вертхеймом, им же мы и закончим. Он продолжает говорить о том, что это поражение почти ничего не значит, и радуется, что ждать говорящих результатов нам осталось недолго.

«Пессимисты скажут, что Надаль сдулся – если он на грунте проигрывает парням типа Себальоса, пора начинать беспокоиться. Оптимисты посчитают этот турнир успешным. Надаль провел достаточно много матчей – он играл и в парном финале – и ничего просто так не отдавал. Колено тоже держалось молодцом. Может быть, в решающем сете финала его подвела выносливость – но это было ожидаемо после такого долгого перерыва. Сам Надаль относится к оптимистам. «Все прошло хорошо. Я хотел победить – это правда. Но я не показал своей лучшей игры – это тоже правда».

Но нам не нужно устраивать долгих дискуссий. Теперь он сыграет в Сан-Паулу, и потом в Акапулько. Вот после этих турниров и поговорим».

Надаль, Коннорс и еще 9 лучших грунтовых игроков в истории тенниса

Возвращение короля

Где пропадал Рафа Надаль

А если бы Надаль играл только на грунте?