7 мин.

Год назад мы обещали, что Зверев станет лучшим. Пока мимо: судится с агентом, тренер ушел прямо на турнире

Промежуточные итоги.

Чуть больше года назад я анализировал игру Александра Зверева и пришел к выводу, что в нем уживаются два теннисиста: агрессивный чемпион на турнирах ATP и пассивный лузер на «Больших шлемах». Чтобы стать лидером тура, ему нужно было придушить второго, и я верил, что за два года это получится.

Прошел год, и, как обычно, оказалось, что это был упрощенный взгляд на ситуацию. Случай Зверева идеально иллюстрирует, с какими неигровыми трудностями могут столкнуться молодые теннисисты, которые хотят не только мощно выигрывать, но и выходить за пределы спорта. И как желание стать брендом может ударить по основной работе.

Конфликт с менеджером, с которым работал с 15 лет

С 2012 года дела Зверева вел Патрисио Апи. Чилиец вошел в мир теннисных агентов с аргентинкой Габриэлой Сабатини, которую тренировал его отец Патрисио-старший. Со временем красавица Сабатини стала большой звездой конца 80-х и начала 90-х, а Апи прошел через крупные агентства и в 2001-м организовал свое – Ace Group.

До Зверева главным клиентом Патрисио был молодой Энди Маррей. Чилиец начал сотрудничать с ним, когда Маррей был еще подростком, и радовался, что ему достался не классический воспитанный британец, а яростный юный талант. Апи помог Энди с первыми контрактами, но основные успехи и доходы пришли к трехкратному чемпиону «Шлемов» уже после расставания с чилийцем в 2008-м. Маррей тогда еще сказал, что ему нужны «лучшие люди», чтобы сосредоточиться на теннисе.

Патрисио рассказывал, что 15-летний Зверев был первым игроком, в которого он вложил собственные деньги, и первым, кого он подписал, ни разу не увидев на корте. «Я встретил его на стоянке и подумал: «Охренеть! Если с теннисом не получится, сделаем его моделью». Он же просто красавец», – шутил Апи в интервью The Economist.

Британские медиа, познакомившиеся с методами Апи во время сотрудничества с Марреем, утверждают, что он очень хитрый и подозрительный, и для него нет ничего важнее контракта побольше. Он решил делать Зверева глобальным игроком и в процессе подпортил отношения с Германией: игнорировал немецких журналистов и требовал огромные подъемные с немецких турниров (на запросы Зверева жаловались, например, и в Марселе, но немцы, видимо, ожидали исключений).

Кроме того, Апи сделал Александра лицом французского автоконцерна Peugeot, а не стал, по формулировке Bild, «дожидаться BMW или Mercedes, которые тоже спонсируют теннис». В итоге руководитель одной из немецких компаний, занимающихся спортивной экипировкой, сказал: «Апи не любит Германию. Апи не любит немцев».

В марте этого года оказалось, что Зверев судится с Апи. Причины до конца не известны, но во время процесса немец не может нанять другого менеджера, поэтому все деловые вопросы ему приходится решать самому. «Из-за этого я каждый день по несколько часов сижу с телефоном», – рассказывал Александр в апреле. Раньше его единственным делом был теннис, теперь появилась куча других забот.

После поражения на «Уимблдоне» Зверев снова жаловался: «Он пытается максимально усложнить мне жизнь, особенно – перед таким важным турниром. Это отвратительно. Я не могу никак это комментировать, но это из ряда вон. Я думал, что мы с ним друзья, и не понимаю, как нормальный человек может так себя повести».

Апи в ответ выступил с заявлением, в котором рассказал, что это Зверев и его окружение испортили отношения: «К сожалению, жизнь Саше усложняет только сам Саша. Он подал жесткий, лишний и не имеющий никаких оснований иск к моей компании, хотя сам намеренно и незаконно нарушил контракт, действующий до 2023-го».

Сейчас Зверев постоянно повторяет, что история близится к завершению и скоро он сможет полностью сосредоточиться на теннисе. Хотя немецкий Tennis Magazin сообщал, что ему нужно либо выплатить Апи (который, кстати, представляет интересы Стефаноса Циципаса) 10 миллионов долларов, либо ждать еще почти полтора года: дело должно рассматриваться в Великобритании, а там суд сможет это сделать только в октябре 2020-го.

Стремительное расставание с Лендлом, который помог выиграть итоговый турнир

В августе 2018-го в команду Зверева вошел Иван Лендл – бывший тренер Энди Маррея, с которым шотландец стал стабильно играть агрессивнее и выиграл все три своих «Больших шлема» и обе Олимпиады.

Лендл должен был решить основную проблему Александра и научить его побеждать на самом элитном уровне. Когда в конце сезона немец агрессивно задавил Федерера и Джоковича в полуфинале и финале итогового турнира ATP, казалось, что эта проблема может быть решена. Тренер Новака Джоковича Марьян Вайда комментировал: «Мне эта ситуация напоминает то, как я начал работать с Новаком. Иван очень умный, он многому его научит».

Но дальше все пошло не так. В Австралии Зверев снова провалился, потом заболел и неудачно выступил на «Мастерсах» в США. Все грунтовые турниры в Европе Лендл пропустил – якобы из-за аллергии на европейскую пыльцу. Зверева доставали вопросами о статусе сотрудничества, а на «Ролан Гаррос» прошла информация, что они с Иваном больше не работают вместе. Эти слухи опровергли оба.

На «Уимблдоне» Лендл вернулся в команду, но там Зверев проиграл в первом круге. А перед стартом турнира в Гамбурге выдал неожиданную критику: «Иногда мы идем на теннисный корт, тренируемся два часа, но полчаса он стоит ко мне спиной и рассказывает, как играл в гольф. Или про свою собаку». Иван отреагировал довольно быстро и по ходу соревнований неожиданно для Зверева уволился: «Думаю, он может стать отличным игроком, но у него есть проблемы вне корта. Это не согласуется с моей тренерской философией».

По информации инсайдеров из Tennis Magazin в испорченных отношениях между Зверевым и Лендлом виноват тоже Апи. Он согласовал с Иваном контракт, по которому тот получал 5 000 долларов за день работы. Отец и главный тренер Александра об этом не знал и пришел в бешенство, когда Лендл выставил первый счет в конце прошлого сезона. В итоге они с Иваном потеряли общий язык и почти не работали вместе.

Теперь Зверев остался только с отцом, и для него это возвращение к истокам. Он неоднократно подчеркивал, что основу его игры заложил именно папа, что ему он обязан всеми успехами.

Зверев создает себе слишком мало шансов

Несмотря на все трудности, Зверев после почти двух третей сезона идет девятым в чемпионской гонке ATP, где учитываются заработанные за сезон очки.

Но ближе к «Большому шлему» он не стал. Главная проблема в том, что он по-прежнему не дает себе возможности набраться опыта топовых матчей. Это прекрасно подчеркнул «Ролан Гаррос», где он добрался до Джоковича, но проиграл почти все ключевые эпизоды в начале встречи и в итоге не смог побороться так, как от него ожидали. Чтобы цепляться за титулы, ему нужно как можно чаще проводить матчи такого уровня, а для этого необходимо эффективно проходить первые круги.

Разгромы в 1/4 «Ролан Гаррос»: Хачанову не хватило игры, Звереву – опыта

Еще напрягает то, что в этом сезоне проблемы Зверева со «Шлемов» просочились и на обычные турниры. Например, в Гамбурге он упустил полуфинал с Басилашвили с двух матчболов, а потом и с 5:2 на решающем тай-брейке. Почти все решающие очки он провел пассивно и давал мощному грузину диктовать игру.

Это не значит, что Зверев кончился и больше ничего не добьется. Но с учетом уровня Джоковича, Федерера и Надаля и прогресса Циципаса лидером мужского тенниса он через год не станет.

Зверев, Осака, Соболенко и Циципас провалили «Уимблдон». Только у Циципаса это не кризис

Через два года лучшим в мужском теннисе будет Зверев. Он умеет все

Фото: Gettyimages.ru/Alex Pantling; globallookpress.com/Peter Schatz/imago sportfotodienst, Frank Molter/dpa, Mehdi Taamallah/ZUMAPRESS.com