7 мин.

Надаль в двух сетах уничтожил Джоковича, но еще один неожиданно проиграл. Что это было?

Разбираемся с римским финалом.

Рафаэль Надаль наконец набрал мощную форму. В Риме он прервал серию из трех поражений в полуфиналах и выиграл первый титул сезона – так много времени он на это не тратил с 2004 года, когда только в августе взял первый трофей в карьере.

По ходу турнира Надаль был неудержим: до полуфинала вешал баранки всем соперникам, а в 1/2 просто убедительно взял реванш у Стефаноса Циципаса за поражение в Мадриде. В решающем матче Рафа немного отыгрался у Новака Джоковича за разгром в Австралии – 6:0, 4:6, 6:1.

Это было довольно странно.

***

Перед разбором матча нужно учесть, что Надаль и Джокович подходили к финалу в совершенно разном состоянии. Серб в пятницу и субботу провел на корте на несколько минут больше времени, чем Рафа – за весь турнир. Кроме того, его полуфинал против Диего Шварцмана закончился в 22:43 по местному времени, когда Надаль уже почти пять часов отдыхал после победы над Циципасом.

Это оказалось важно, потому что в первом и третьем сетах Новак играл банально плохо. У серба не работали те элементы, на которых он выстроил свое величие.

Прием подачи. Джокович опасен даже не приемами навылет, а умением стабильно и даже с самых острых подач класть мяч глубоко и неудобно. За счет этого он либо не дает сопернику сразу забивать, либо вообще получает ошибки или пригодные для атак ответы. Но в этот раз у него не получалось постоянно давить на Надаля ударами в ноги, и даже когда прием шел более-менее увесистым, у Рафы было время подготовить первый удар.

В итоге в первой и третьей партиях Надаль проиграл на подаче всего 9 очков, и Джокович не создал себе ни одного брейк-пойнта.

• Бэкхенд по линии. Это удар, которым Новак нейтрализовал главное оружие Рафы – леворукий крученый форхенд. Если многих соперников давление Рафы под лево выдавливает с корта, то Джокович рано встречает мяч и остро переводит в пустой угол. За счет этого он теперь доминирует в играх с испанцем на быстрых кортах и почти на равных борется с ним на грунте (Надаль выиграл на глине первые 9 матчей, но в последующих у них было 7:7).

В финале Рафа не боялся играть Джоковичу под бэкхенд, потому что тот с него не мог сделать вообще ничего конструктивного, а только откидывал через сетку. В какой-то момент в первом сете Новак даже пытался бросать слева полусвечки с высоким отскоком в надежде, что это впечатлит соперника, но Надаль просто вошел в корт и вколотил навылет с плеча.

• Удержание позиции. На задней линии Новак постоянно на полшага опаздывал и позволял Надалю создавать на корте очень много пустот, в которые можно было атаковать. Более того, очень часто серб просто не подстраивался под мяч и выполнял удары из неудобных положений – конечно же, выходило коряво.

Особенно в этом плане выделялись отвратительные джокосмэши.

• А еще Джокович банально очень много ошибался на любой вкус: по длине, в сетку, принимал необоснованные решения. Проблемы с мышлением на корте стали особенно заметны в третьем сете, когда Новак не мог придумать другого завершения розыгрыша, кроме укороченного удара. Но все они получались ужасными, либо летели в середину сетки, либо были позиционно так плохо подготовлены, что Надаль без проблем читал, добегал и забивал.

Надаль на фоне слабой игры главного соперника устраивал мастер-класс по выполнению отдельных ударов и построению розыгрышей. Форхенд Рафы, как и в матче с Циципасом, наносил максимальный урон – особенно переводы по линии.

Но в первом сете еще бросалось в глаза, как плоско и агрессивно Надаль играл с бэкхенда. За счет этого он постоянно заставлял Джоковича двигаться и открывал для себя корт.

Резкое ускорение мяча с бэкхенда, к которому Джокович оказался не готов, создало Рафе возможность для выбивающей атаки с форхенда.

А еще в игре с бэкхенда прекрасно работали классические схемы испанца. Он либо бросал по высокой дуге медленные удары по линии, чтобы Джокович тянулся к мячу наверх. За счет этого испанец получал относительно удобные ответы, на которые набрасывался и забивал по линии. Либо Надаль резал слева с низким отскоком, что давало примерно тот же результат.

Высокая петля по линии, сразу перевод с форхенда, а потом Надаль бьет уже плоский бэкхенд в пустой угол – идеальное построение розыгрыша.

***

И тут встает вопрос: какого черта случилось во втором сете? Есть несколько объяснений.

Джокович разозлился и изменил игровой план. Он понял, что попытки перебегать Надаля ничего не принесут, поэтому он начал активнее лупить. Во втором сете у него как раз случился период, когда в атаке многое получалось.

Новак стал намного лучше подавать. Он повысил точность и процент попадания первым мячом, и в итоге значительно вырос процент подач, которые Надаль не принимал. Кроме того, первый мяч Джокович стал удерживать в два раза эффективнее.

Еще подача спасала серба в моменты давления. Во второй партии он отыграл четыре брейк-пойнта – в трех случаях для этого хватало хорошего ввода мяча в игру.

• Более-менее стабильно проходил глубокий прием, и Надалю было тяжело с ним справиться.

• А еще Рафа завалил важнейшие моменты. При счете 3:3 на одном из трех брейк-пойнтов он дал ошибку по длине в не самом напряженном размене. А в конце партии отдал свою подачу, потому что смягчил игру и допустил много брака.

Если бы после этого Надаль проиграл матч, то было бы очевидно, что финал Australian Open его просто сломал. Но Рафа оправился, снова вернулся на высокий уровень, сразу же вырвал брейк в начале третьего сета и сбил соперника с волны.

***

Какие выводы из турнира в Риме можно сделать для «Ролан Гаррос»? В противостоянии Надаля и Джоковича, наверное, никаких. Да, это важная победа для Рафы, но она не показательна, потому что Новак явно был уставшим.

Куда важнее то, что Надаль явно прибавил в игре и наконец нашел убойную грунтовую форму. Если раньше были небольшие сомнения, что в Париже он будет главным фаворитом несмотря ни на что, то теперь их не осталось. Но Джокович будет рядом.

Фото: REUTERS/Matteo Ciambelli; Gettyimages.ru/Clive Brunskill; globallookpress.com/Antonietta Baldassarre/Insidefo, Alfredo Falcone/Lapresse