9 мин.

Женщины в теннисе зарабатывают меньше мужчин. Но это вообще не сексизм

Это признают даже боссы WTA.

Темы сексизма и равенства сейчас одни из самых горячих в теннисе, и только на US Open было минимум два скандала: из-за штрафа Корне за переодевание на корте и судейства в финале между Осакой и Уильямс. В обоих случаях руководство WTA осуждало любую предвзятость.

Дискриминация против женщин постоянно обсуждается еще и в контексте призовых, которые в WTA-туре в среднем ниже, чем в мужском. На самых мелких турнирах WTA (категория International) минимальный призовой фонд – 250 тысяч долларов, а максимальный – 750 тысяч. В АТР-туре на низшем уровне (турниры 250) нигде нет меньше 457 тысяч, а в Чэнду, Петербурге и Дохе вообще платят больше миллиона.

На среднем уровне (АТР 500 и WTA Premier) призовой фонд всего двух женских турниров доходит до миллиона долларов – это Брисбен и Дубай, в котором вообще 2,5 миллиона (у «ВТБ Кубка Кремля» почти миллион). У мужчин нигде нет меньше полутора.

На самых престижных соревнованиях тура мужчины тоже получают больше – примерно на 2 миллиона долларов. Из исключений только «Большие шлемы», а еще Индиан-Уэллс, Майами, Мадрид и Пекин, относящиеся к женской категории Premier Mandatory: правила обязывают их обеспечивать одинаковые призовые фонды (Пекин сравнивают с «Мастерсом» в Шанхае, потому что по категории он сопоставим с ним, а не с проводящимся параллельно турниром 500).

При этом на женских турнирах, которые никак не связаны с мужскими, разыгрывается примерно в четыре раза меньше денег, чем на совместных. И если женский турнир проходит вместе с мужскими или просто в одном городе, то призовые на нем растут намного быстрее. Грубо говоря, WTA на них выезжает за счет АТР.

Из-за разницы призовых на низшем и среднем уровнях в женском туре меньше игроков, заработавших 100 тысяч долларов за год: на момент начала итогового турнира WTA 216 против 268. Кроме того, средний класс меньше как в абсолютном, так и в процентном соотношении. 

Основная проблема в том, что прибыли женских турниров в среднем ниже мужских. Поэтому хозяин турнира в Мадриде Ион Цириак считает незаконным требование равных призовых и даже подал в суд на WTA. И хотя глава женской Ассоциации Стив Саймон румыном недоволен, он в прошлом году все равно признавал: «Это бизнес, и прибыль – это кислород, который позволяет дышать. Она очень важна, и равенство не данность. Его нужно заслужить, а для этого нужно работать и инвестировать».

В последние год-два WTA сделала очень много, чтобы заработать на обеспечение равенства. Но до мужского тура им еще далеко.

Телеправа

По ходу итогового турнира глава WTA Стив Саймон рассказал, что аудитория женского тенниса постоянно растет: телевизионная достигла 600 миллионов человек, а цифровая – 300 миллионов. По официальным данным WTA, по сравнению с 2014 годом по телевизору женские матчи смотрят в два раза больше человек, а на онлайн-платформах – вообще в 10. (На этой неделе вице-президент турнира в Базеле заявил, что только телеаудитория мужского тенниса составляет примерно миллиард человек).

Большой вклад в этот прирост внес Китай. Например, в 2015-м Ассоциация заключила эксклюзивный 10-летний контракт с цифровой платформой iQiyi, и в 2017 году китайская аудитория достигла 39 миллионов. Хотя в 2014-м женский теннис там смотрели всего четыре миллиона человек.

Реклама 18+

Медиаправа на неамериканские турнира WTA продает компания Perform: по 10-летнему контракту она платит Ассоциации 50 миллионов долларов в год (у АТР в начале 2000-х был подобный посредник, но сотрудничество закончилось быстро и печально. Теперь мужской теннис сам распоряжается медиаправами и зарабатывает на этом примерно 130 миллионов в год).

Из-за усилий посредника к WTA в последние полтора года возникало очень много вопросов. Например, Ассоциация подпортила отношения со зрителями с одного из ключевых рынков – американского. В 2016 году женский теннис ушел с привычного для американцев Tennis Channel на катарский канал beIN Sports. Причина простая: по данным The New York Times, катарцы предложили в 10 раз больше денег.

Проблемы начались сразу. Во-первых, beIN Sports труднее найти. Они с Tennis Channel кабельные, но доступ к катарскому каналу имеют в два с половиной раза меньше зрителей. Во-вторых, beIN Sports не очень-то хочет показывать женский теннис, и очень часто вместо него включали футбол: например, первый матч Марии Шараповой после дисквалификации прервали после первого сета.  

На beIN жаловалась даже Слоун Стивенс, которая первые полгода сезона-2017 пропустила из-за травмы: «Как же это бесит – я не могла смотреть теннис! Я включала, а они переходили на футбол. И я такая: «Счет 3:3 в третьем сете, вы чего делаете?». В итоге приходилось заниматься незаконными вещами, искать какие-то трансляции».

Собственный стриминговый сервис WTA запустила только в июле 2017-го. Для сравнения, АТР транслирует матчи на своей платформе Tennis TV с 2006 года, а до контракта с beIN там же показывали и женские.

Из-за недовольства зрителей боссам WTA и Perform пришлось частично разрывать контракт с beIN, чтобы передать права на трансляции в США кому-то более надежному. Со следующего года женский теннис вернется на Tennis Channel, который выиграл борьбу у ESPN и Amazon. Одной из причин этой победы стало то, что ESPN и Amazon собирались сделать акцент на стриминг, а не телетрансляции, и WTA, видимо, не хочет создавать конкуренцию своей платформе.

По словам боссов женского тенниса, его аудитория постоянно растет. Но в последние два года они очень много сделали, чтобы на традиционных рынках рост прекратился.

Переезд итогового турнира в Китай

С 2019 года итоговый турнир WTA, главный актив Ассоциации, отправится в Шэньчжэнь. Контракт с городом рассчитан на 10 лет, и сообщается, что спонсор китайской заявки – строительная компания Gemdale – доведет призовой фонд до 14 миллионов долларов, а в целом вложит в женский теннис больше миллиарда. Это должно стать крупнейшей сделкой в истории женского спорта (для сравнения, за пять лет в Сингапуре WTA получила 70 миллионов). 

В борьбе за права на итоговый Шэньчжэнь в том числе обещал, что турнир пройдет на новеньком крытом стадионе на 12 тысяч человек, строительство которого обойдется в 450 миллионов долларов. Но с этим возникла заминка: землю под стадион еще надо расчистить, и Gemdale не успела договориться с занимающими ее компаниями.

В итоге директор WTA Мики Лоулер уже предупредила, что раньше 2020-го площадка готова не будет. В следующем году турнир примет Спортивный центр Шэньчжэньского залива, который вмещает 13 тысяч зрителей.

Но в целом по поводу сотрудничества с Gemdale Ассоциация может не переживать. По словам Лоулер, из этого соглашения нельзя просто так выйти, и компании нужно было заключить его минимум на 10 лет, чтобы оправдать вложенный капитал.

Новый титульный спонсор

До 2012 года у WTA-тура было спонсорское соглашение с Sony Ericsson. Компания сотрудничала с женским теннисом с 2005 года, но в 2010-м занялась реструктуризацией и отказалась от продления контракта. В последний год сотрудничества она ушла из названия WTA-тура, сократив при этом выплаты почти на 40 процентов: с 15 миллионов, которые ежегодно перечисляла в первые пять лет контракта, до 9.

После этого руководство Ассоциации не искало большого титульного спонсора, а решило набрать побольше других. Утверждалось, что партнеры будут охотнее сотрудничать с просто WTA-туром, а не с Sony Ericsson WTA-туром. «Многие компании заинтересованы в профессиональном женском теннисе и WTA из-за наших игроков, глобального влияния, турниров, бренда и аудитории. Но мало кто хочет связываться с другими компаниями», – рассказывала тогдашняя глава тура Стэйси Алластер.

Однако ожидания не оправдались, и сейчас у WTA пять спонсоров, а у АТР – 11. В результате, по данным Sports Business Journal, прибыль женской организации в два раза меньше, чем у мужской, хотя в 2007 году они были почти наравне.

Реклама 18+

Новое руководство Ассоциации отказалось от стратегии Алластер, и в сентябре сообщалось, что тур близок к соглашению с новым титульным спонсором. Пока неизвестно, что это будет за компания, а близкие к переговорам люди высказываются очень осторожно: «Да, мы работали в этом направлении и надеемся, что это случится. Но ничего нельзя говорить точно, пока контракт не подписан», – заявила на этой неделе директор WTA Мики Лоулер. А глава Ассоциации Стив Саймон вообще отказывался от комментариев.

Главной причиной возобновившегося интереса партнеров называют ощутимый рост аудитории. И если учесть, что в 2010-е женский тур плавно, но целенаправленно двигается в Азию, никто не удивится, если новый титульный спонсор будет тоже оттуда.

***

Не стоит забывать, что теннис и так самый прибыльный вид спорта для женщин. Теннисистки никогда не занимали меньше половины списка самых высокооплачиваемых спортсменок мира по версии Forbes, а после 2010 года в нем ни разу не было больше трех представительниц других видов. Первое место неизменно достается кому-нибудь из тенниса.

Главным шагом на пути к равенству призовых и укреплению доминирования в мире женского спорта будет повышение выплат на мелких женских турнирах. И WTA понимает, что на уровне International их, скорее всего, придется субсидировать: «Нам нужно создать разумную бизнес-модель. На этом уровне нет такого состава игроков, как, например, в Риме, так что это совершенно другая динамика. По мере развития туру надо задуматься, можем ли мы лучше их субсидировать и делать финансово привлекательными для промоутеров и спортсменов», – рассказывал прошлой весной Стив Саймон.

Именно для этого руководство Ассоциации и пытается побольше заработать на всех активах. Пока получается хуже, чем у мужчин, – отсюда и разница в призовых.

Фото: facebook.com/ShenzhenOpenTennis (1,4); twitter.com/WTA; REUTERS/Eric Gaillard; Gettyimages.ru/Matthew Stockman; globallookpress.com/Mao Siqian/ZUMA Press