6 мин.

Самая классная теннисистка мира – в финале US Open. Ее ждет неудержимая Серена

Наоми Осака проводит турнир мечты.

Перед US Open 20-летняя японка Наоми Осака в твиттере рассказала о возникших у нее игровых проблемах: «Последние несколько недель получились для меня очень сложными. Я не чувствовала мяч, и это довело меня до того, что во время тренировок я была расстроенной и подавленной». Осака не справлялась с появившимися после победы в Индиан-Уэллсе ожиданиями и новым статусом, и только после Цинциннати на корте ей снова стало «весело».

Это веселье вылилось в то, что на US Open она впервые в карьере вышла в финал турнира «Большого шлема», хотя раньше никогда не проходила дальше четвертого круга. При этом в Нью-Йорке она пока проиграла всего один сет и выдала отрезок из 22 выигранных геймов подряд.

***

Для меня Осака сейчас, наверное, самая классная, интересная и импонирующая теннисистка в мире (вместе с Дарьей Касаткиной. Поэтому турнир в Индиан-Уэллсе, где они разыграли финал, был одним из лучших событий года). В ней привлекает коктейль из ключевых характеристик постмодернистской интернет-культуры и новой искренности.

С одной стороны, Осака – классический пример ребенка начала 2000-х с отсылками к мультикам, мемам и поп-культуре. Даже о целях своей жизни она рассказывала неочевидной цитатой: «Быть лучше всех как никто никогда не был. (Пауза). Ой, простите. Это песня из «Покемона». Но вообще, да, быть лучшей и пройти максимально далеко». Это сразу же делает ее как-то ближе, понятнее и роднее.

С другой стороны, в Наоми нет напускного безразличия и ироничного отношения ко всему. В подходе к работе ей характерны несвойственные интернету серьезность и искренность: «Не понимаю, как можно смеяться над тем, что кто-то старается изо всех сил», – писала она как-то в твиттере.

А вот к себе Осака относится иронично, и это тоже подкупает. Например, перед «Ролан Гаррос» она так оценила то, что журнал GQ назвал ее самой классной в теннисе: «Это так неловко. Думаю, если уж хотели как-нибудь назвать, лучше бы написали «самый странный человек в теннисе»». Вообще сухими, но меткими шуточками в собственный адрес она напоминает настоящего мастера жанра – Энди Маррея.

Этот симпатичный коктейль внутренних качеств делает Осаку совершенно уникальным человеком в теннисе элитного уровня, и за нее хочется болеть.

***

В этом сезоне в игре Осаки произошла заметная эволюция. У нее всегда были классные подача и форхенд (временами безумный по силе), но силовой теннис обычно очень нестабилен, и Наоми частенько разваливалась по ходу матчей. Сейчас она прибавила в движении, начала эффективно использовать удар слева, а главное – научилась выигрывать за счет сосредоточенности и цепкости, а не только мощи.

В полуфинале US Open против прошлогодней финалистки Мэдисон Киз Осака во всей красе продемонстрировала свой обновленный теннис. Она обыграла американку (6:2, 6:4) за счет глубины ударов (а не силы), дисциплины и несгибаемости. Ключевая статистика матча – это то, что Наоми отыграла 13 из 13 брейк-пойнтов, причем в начале первого сета ушла с четырех в одном гейме (в том числе тройного), а в начале второго отбилась от шести (причем последние два отыграла эйсами).

Это, наверное, единственная показательная статистика по этому матчу. Потому что если смотреть, например, на удары навылет и невынужденные ошибки, то игру можно будет назвать плохой: обе ошибались больше, чем выигрывали (у Киз баланс «-9»,  у Осаки «-8»). Хотя на самом деле по наполнению встреча получилась интересной и напряженной – во многом благодаря Наоми, которая не позволяла Киз поймать волну.

Реклама 18+

И что же помогло Осаке отыграть все эти брейк-пойнты? «Это прозвучит очень плохо, но я просто думала: «Как же я хочу сыграть с Сереной»».

***

Серена Уильямс в финал вышла первой, разгромив латвийку Анастасию Севастову. Как и в четвертьфинале, она сначала много ошибалась и отдала брейк. Возникало ощущение, что Севастова может гонять Серену по задней линии, что пробить ее будет не так просто, как Плишкову, и даже что она способна диктовать ход розыгрышей с форхенда. А еще было заметно, что Уильямс нервничает: в какой-то момент она перед подачей стучала мячом об корт и попала себе в ногу.

Но уже с третьего гейма все эти иллюзии исчезли. Серена успокоилась, начала стабильно и мощно подавать, а ошибки с форхенда сделали, как низкий бас в динамиках дешевого ноутбука, исчезли. Тут уже Севастова бросилась плохо укорачивать и рваться вперед без подготовки, нервничать, ошибаться.

Стало совершенно очевидно, что обыгрывать Серену ей нечем. Самым интересным в этом матче стало то, что американка решила очень много и очень успешно ходить к сетке: в 24 случаях из 28 она выигрывала розыгрыш. В остальном игра шла такая рутинная, что даже ложа Серены не смотрела, а занималась своими делами: Винус хихикала со своим парнем, а собачка Чип спала на руках мамы сестер Орасин Прайс.

Серена на этом турнире вообще неудержима: только Кайя Канепи смогла взять у нее сет и задержать ее на корте больше чем на полтора часа – и то всего на семь минут. Во всех остальных матчах 23-кратная чемпионка «Шлемов», всего год назад лежавшая на операционном столе из-за осложнений после родов, полностью доминировала и сминала соперниц: за турнир у нее уже 200 виннерсов.

***

Осака не раз говорила, что если бы не было Винус с Сереной, она вообще не играла бы в теннис. Это не литературный прием, а факт: ее отец Леонард Франсуа решил отдать своих дочерей Мари и Наоми в теннис после того, как на «Ролан Гаррос»-1999 увидел 18-летнюю Винус и 17-летнюю Серену (они тогда выиграли турнир в паре, в финале победив Хингис и Курникову). Он почти полностью следовал примеру Ричарда Уильямса, который решил зачинать и растить теннисисток, вдохновившись большими призовыми.

Сестры Уильямс всегда были кумирами Осаки, а теперь она ведет в личных встречах с обеими. Серену она обыграла в этом сезоне в первом матче в Майами, но тогда та еще была не совсем похожа на профессиональную теннисистку.

Теперь Наоми будет куда сложнее, хотя у нее есть и игра, и характер, чтобы не пустить американку к 24-му «Большому шлему» (например, она не боится тех моментов, когда Серена начинает заводить себя «камонами» – наоборот, в Майами Наоми стремилась довести соперницу до этого состояния).

В конце концов, именно в такие моменты и нужно побеждать, чтобы стать «лучше всех как никто никогда не был».

Фото: REUTERS/Robert Deutsch-USA TODAY Sports, Danielle Parhizkaran-USA TODAY SPORTS, Geoff Burke-USA TODAY Sports; Instagram.com/; globallookpress.com/Manuel Mazzanti