5 мин.

«Зенит» и админресурс на телевидении. Почему всё не так плохо

Прежде всего хотел бы поздравить Романа Муна с освобождением из подвалов «Санкт-Петербург Арены» и возвращением в Москву - судя по обилию статей про стадион в Северной Столице, последние полгода он провёл именно там. Сейчас «сенсационные» расследования, связанные с петербургским долгостроем, всё-таки сошли на нет, и «лучший» (после, конечно же, Пономарёва) спортсовский журналист взялся писать про хоккейный ЦСКА и какие-то там кроссовки. Увы, без протекающей крыши, «Газпрома» и «Зенита» уникальный московский шитгенератор долго продержаться не смог. 

Для тех, кто в танке. 

В принципе, помимо описания работы пиар-службы «Зенита» за последний год и истории с бакланами, Мун отметил сразу пять тезисов. Их и рассмотрим.

Тезис первый: «МАТЧ ТВ» помогает «Зениту» из-за общего спонсора.

Спонсором «Зенита», как известно, является «Газпром», в то время как «МАТЧ ТВ» держится на афиллированной компании «национального достояния» - «Газпром-Медиа». Параллели очевидны, тем более во главе обеих компаний по сути стоит один и тот же человек - Алексей Миллер. 

Всё бы ничего, только при «НТВ-Плюс» ситуация была примерно такой же. Миллер - большой фанат спорта (не только футбола), поэтому во многом из-за его пожеланий некоторые заведомо убыточные спортивные каналы держали на плаву. Он неоднократно встречался с редакторским составом ещё тогдашнего «Плюса», приглашал комментаторов к себе в офис и беседовал до глубокой ночи. «Плюс» точно так же был «ручной игрушкой» Алексея Борисовича.

Если уж на то пошло, почему Миллер дал указ продвигать «Зенит» только сейчас? Ждал нового стадиона? Вряд ли, ведь «МАТЧ» - канал федеральный, его смотрит вся страна, в то время как на «Санкт-Петебург Арену» по понятным причинам могут сходить лишь жители одного региона. Почему именно сейчас?

Тезис второй: «Зенит» нельзя критиковать

 «МАТЧ» смотрит вся страна, то есть болельщики абсолютно всех российских клубов. В таких условиях канал в принципе не может никого критиковать, дабы не обидеть болельщика и в последствии не потерять его. Максимально аккуратные формулировки, анализ без углублений, которые могли зацепить чьи-либо фанатские чувства, даже уж совсем явные судейские ошибки чаще всего просто замалчиваются. «МАТЧ ТВ» не критикует вообще никого - и для федерального канала это правильно. 

Именно по этой причине я не очень верю в приказы сверху по поводу трактовки отдельных эпизодов - каждый комментатор и телеведущий и без «подсказок» знает, что приятная ложь на государственном ТВ всяко лучше горькой  правды.

Тезис третий: админресурс при выборе комментаторов

Реальный админресурс без всякого сомнения можно выделить лишь в одном пункте - в комментировании матчей сине-бело-голубых. Геннадий Орлов с Фёдором Погореловым действительно неспроста комментировали ВСЕ матчи «Зенита», но на фоне усиливающейся критики со стороны оба комментатора были потихоньку убраны из состава. Геннадий Сергеевич теперь иногда комментирует матчи «Тосно» и других команд (на играх своего любимого клуба он теперь достаточно редко), а Погорелов благополучно отправился на региональный канал «78», где «отжигает» в прямой трансляции с вторым таким же «экспертом». Общественное недовольство победило админресурс. Удивительно, правда? 

Кстати, после смены комментаторов возник вопрос, кто же хуже - добрый дедуля ГСО, путающий фамилии игроков, или условный Казанский, который в 4 из 5 мячей в ворота «Спартака» просто называл счёт и пропадал на добрых полминуты из трансляции. «Объективность» зашкаливает. Другой вопрос, что предыдущие 4 года так же страдали болельщики соперников «Зенита». Карма. 

Тезис четвертый: «МАТЧ» отчитывался перед «Зенитом» за упоминания и контент

Не очень понятно, с какой целью «МАТЧу» отчитываться перед «Зенитом» за контент, если количество их вбросов по отношению к любому (не только «Зениту») клубу равно практически нулю. Можно долго критиковать журналистов и телеведущих канала за ошибки в текстах и примитивном анализе, но говно на вентилятор, в отличие от Муна, никто там не бросает. Скорее, я бы поверил в обратный «процесс» - из клуба идет приказ о размещении каких-либо новостей, связанных с «Зенитом», но в статье об этом ничего не сказано. Мельком отмечу аргументацию всех этих слухов на уровне «я слышал», ну да ладно. 

Есть и ещё один вопрос. Как именно «МАТЧ» продвигает «Зенит»? Ответ на него в статье Муна весьма смазанный. Сине-бело-голубым не посвящены целые программы, их игру не обсуждают часами. Может быть, о команде Манчини сейчас говорят действительно немного больше, но этому есть логическое объяснение.

Просто вспомните, что происходило в весной этого года, когда «Спартак» летел к своему чемпионству. Сходили с ума все, в том числе и на «МАТЧе». Это естественно, ведь когда популярная команда стремится к золотым медалям, написать про неё или упомянуть в положительном контексте становится обязательным для каждого журналиста, ибо статья в таких случаях - вне зависимости от её качества - практически со 100 % вероятностью «взлетит». Сезон закончился, новый уже начался, «Спартак» провалился, в лидеры вырвался «Зенит» - теперь всё внимание на нём, а красно-белых смешивают с всем известной жидкой субстанцией. Начнёт проваливаться Питер и снова проснётся Москва - ситуация кардинально поменяется. Хайп и в спортивной журналистике хайп. 

Реклама 18+

Хотите узнать, что такое по-настоящему продажное ТВ - добро пожаловать на «Трибуну», киевские динамовцы расскажут все прелести «объективного» «Шахтёр ТВ» на украинском телевидении.

Тезис пятый. Мемы

Ну это просто квинтэссенция бреда. Руководство «Зенита» даёт указ Чернышенко опубликовывать мемы в крупнейших пабликах ВК. WTF? Во-первых, сами паблики никак с «МАТЧем» не связаны, поэтому в случае чего распространять мемы можно было бы напрямую, из пиар-отдела сразу в группы. Во-вторых, центральная аудитория какого-нибудь МДК ну никак не связана с футболом. Такие посты скорее для ловли лайков от футбольных фанатов, но найти новых болельщиков столь тривиальным способом нельзя. Если в группе про НБА сделать пост с результатами финала кубка России по хоккею с мячом, много ли фанатов появится у этого вида спорта? То-то и оно.

Кстати, МДК и про мартовские каталонско-парижские 6-1 написал. Видать у «Газпрома» ещё и задача пиарить «Барселону».  

***

У сильных команд всегда много фанатов и хейтеров. В том числе и в СМИ. Например, чисто проспартаковский «Спорт-Экспресс» и «Советский Спорт», где красно-белых ненавидят. И если сомнения в том, что «МАТЧ ТВ» - действительно прозенитовский ресурс, остаются, то вот дешевое хейтерство «Спортса» по отношению к петербургской команде вопросов уже не вызывает. 

***

Российский футбол - интересная штука. Найти «админресурс» отечественный фанат может абсолютно везде - Гинер купил жеребьевку квалификации ЛЧ, автогол на 91-й минуте в Швейцарии и, по традиции, судей, «Спартаку» подарили чемпионство на 95-летие Симоняна, а за «Зенитом» вся власть (особенно Лавров, да), каналы и деньги московских бабушек со всего мира. Было бы неплохо остановиться, паранойя штука опасная.