5 мин.

Почему Олег Знарок в сборной России – это плохо

Будет совместителем

Не то чтобы совместительство само по себе – это обязательно плохо, на самом деле есть разные мнения. Такой тренер постоянно в тонусе, и пока ему хватает сил и эмоций работать на две команды, они обе не будут обделены. Совместительство – это плохо главным образом потому, что отношение ФХР к нему постоянно меняется. То Быкову с Захаркиным разрешили совмещать, то стали жаловаться, что им это мешает. То Билялетдинова заставили отказаться от «Ак Барса» ради сборной, то соглашаются на совмещение Знарка.

Пора бы уже как-то окончательно определиться с этим понятием. Либо как принято в Европе – освобожденный тренер, либо как в Северной Америке – совместитель. Но надо иметь в виду, что в Северной Америке у тренеров нет этапов Евротура, их вторая работа вообще не трогает до окончания клубного сезона. А то ведь уже начинается: пару лет Знарок поработает совместителем, а потом еще пару лет перед Олимпиадой сосредоточится на сборной. Можно подумать, нагрузка будет как-то принципиально отличаться на этих временных отрезках.

Строит игру от разрушения, а не от созидания

При всех плюсах и разнообразии системы Знарка, строится она все равно от обороны – так же, как и билялетдиновская. Большинство тактических взаимодействий изначально направлено на отбор шайбы, разрушение игры соперника, а все остальное уже следует второй очередью. То есть главное – осложнить сопернику жизнь в атаке, а не заставить его обороняться. А лучшие российские хоккеисты по-прежнему заточены под другой хоккей.

В «Динамо» игру именно в атаке он выстраивал очень долго – в сборной этого времени у него не будет. Мы же не рассматриваем всерьез ситуацию, при которой «Динамо» реально станет базовым клубом, чтобы можно было использовать наработанные связки.

А в сборной сейчас главная проблема именно с атакой. Оборона работала и при Билялетдинове. Да, были ошибки, которые повлияли на исход олимпийского четвертьфинала, но системно – работала. Нужно что-то делать с игрой в атаке, и Знарок – не лучший кандидат для того, чтобы сделать с ней что-то оперативно.

Не хватает гибкости в общении

Насколько разнообразен Олег Знарок в тактическом смысле, настолько же бывает резок и прямолинеен в общении – с игроками в том числе. Но если в клубной работе есть возможность и игрокам притереться, и тренеру подобрать нужных парней, а неподходящих – отсеять, то в сборной все устроено немного иначе.

Представьте, что у Знарка не заладятся отношения с условным Радуловым или Семиным. Может быть, не смертельно, но и ничего хорошего. А если, не дай бог, с Малкиным? Нам уже слишком понравилось не вспоминать о существовании «отказников», не хотелось бы возвращать к жизни этот термин.

Выбор слишком очевиден

Три года назад, когда Исполком ФХР со счетом 17:0 разгромил тренерский тандем Быкова и Захаркина, кандидатура Зинэтулы Билялетдинова была настолько же безальтернативной, как и сейчас Знарка. То есть ФХР выбирала для сборной тренера по принципу «больше все равно некого». Время давным-давно доказало, что это плохой принцип.

Выбор должен быть всегда. В 2007-м, когда Владислав Третьяк только возглавил ФХР, и перед ним впервые встал вопрос с тренером сборной он тоже хотел назначить Билялетдинова, примерно с той же формулировкой – а кого еще? Но когда Билялетдинов отказался уходить из «Ак Барса», «нашелся» вариант с Быковым. Как оказалось, не такой уж и плохой, даже несмотря на Ванкувер и все, что было после него.

Сборная останется закрытой

По части отношений с прессой Знарок мало отличается от Билялетдинова. В его идеальном мире журналисты тоже отсутствуют как класс. Пресс-конференции, как правило, сухи и коротки. А при наличии его личного выбора будут еще и редки. Общение с игроками тоже будет минимизировано. А как мы увидели на примере Сочи, изоляция сборной нисколько не помогает в достижении результата.

Может пойти в ход «программа» Сафронова

Но, возможно, самый большой минус ставки на Знарка в том, что программа, которую озвучил гендиректор «Динамо» Андрей Сафронов,  может получить реальное воплощение. А в этой программе более или менее те же бредовые идеи, которые и так постоянно на языке у Третьяка. Сократить лимит, собрать лучших молодых в одну команду (точнее в три – разных возрастов), сократить молодым количество игр и так далее.

Про лимит уже тысячу раз сказано. Сборная молодых у Словакии, например, не особенно работает. В США с этим все хорошо, но там главное-то отличие в том, что у них нет молодежных команд при профессиональных клубах. Пацанов в эти сборные реально собирают по деревням со всей страны. Вот если бы эти команды формировали именно так – тогда отлично, но собирать-то планируется из «Локомотива» с «Ак Барсом».

Играя в клубах, молодые получат гораздо больше специальной практики – большинство, меньшинство, игровое время. Как можно в сборной лучших предоставить такую практику всем? Ну, и количество игр. Давно доказано, что практика дает гораздо больше, чем самая понятная теория. Молодые американцы с канадцами играют по 60-80, а то и больше 100 игр за сезон, а проблем с обученностью не имеют. Но у нас же свой путь – тренировки и еще раз тренировки.

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Алексей Филиппов

Почему Олег Знарок в сборной России – это хорошо