10 мин.

Мы проиграли лучшей команде мира. Расстраиваться или нет?

Да, есть и позитив.

Поводы расстраиваться:

Уже 10 лет Россия не была так близка к суперпобеде

Мы победили канадцев на Олимпиаде в Турине, одержали несколько ярких, эмоциональных побед на чемпионате мира, но, начиная с Олимпиады в Ванкувере, разрыв между Канадой и Россией (и всем остальным хоккейным миром заодно) расширялся, как наша Вселенная. С каждым годом все больше сомнений, что Канаду вообще можно обыграть, если она не дает фору.

Сегодня мы были очень близки к тому, чтобы разорвать этот порочный круг. Да, у них по-прежнему намного более классная команда. Да, это была бы победа имени Бобровского. Да, нам везло, и без небольшой дополнительной горсточки везения (например, отскочи шайба чуть сильнее от локтя Кросби) мы бы никак не выиграли. Но радость от победы вопреки всегда больше, чем от победы благодаря, просто потому что ее меньше ждешь. Подарить надежду, а потом уничтожить ее – слишком жестоко.

Реванш будет нескоро

Хоккейные топ-турниры сборных нужно сравнивать не с аналогичными футбольными ЧМ и ЧЕ, а с чемпионатами стран и Лигой чемпионов: там и составы сильнее, и футбол интереснее. И как же хочется позавидовать футбольным фанатам, которые могут смотреть матчи вроде «Реал» – «Барселона» или «Манчестер Сити» – «Манчестер Юнайтед» по несколько раз в год. Нам приходится ждать игру России с Канадой в лучших составах – вершину мирового хоккея – по два года, и то если повезет.

На следующий чемпионат мира наверняка не приедет ни один игрок этой сборной Канады, так что ждать такой битвы нам придется до Олимпиады в Корее. А если НХЛ не отпустит туда игроков, турнир по статусу превратится в чемпионат города по лапте. Тогда ждать аж четыре года, до следующего Кубка мира – и то, нужно, чтобы с жеребьевкой повезло.

В общем, вы поняли. Матчи России и Канады случаются так редко, что становятся чуть ли не главным событием хоккейного года. Очень жаль, что сегодня это событие принесло нам лишь боль.

Малкин и Овечкин не оправдали ожиданий

Во время выставочного разогрева мы писали, что Кубок мира — первый турнир, на котором главным будет поколение 23+, а время Овечкина и Малкина проходит, несмотря на всю нашу любовь. Шум от текста дошел до Сергея Гимаева. Эксперт посомневался и высказался в том духе, что Кубок мира — это время суперзвезд, тех игроков, которые выходят против лучших, борются и побеждают. А суперзвезды у нас известно кто — Малкин, Овечкин, Дацюк.

Дацюк играть не смог, у Малкина и Овечкина в полуфинале два броска и коллективный ноль в коэффициенте полезности — маловато, чтобы выиграть у хозяев. Все это можно объяснить. Возможно, сентябрь не самое лучшее время для того, чтобы игроки, которые последние десять лет готовятся с акцентом на ударную весну, резко включились и набрали приличную форму. Их знают лучше всех и к ним хорошо подготовились — Олег Знарок придумал очень сложную игру с перестановками звеньев, но спрятать Овечкина не получилось. Тэйвс, специалист по Ови с 2010 года, выходил против него в 16 сменах из 18 (имеются в виду равные составы). С Малкиным играли плотно, атаковали в момент приема шайбы и старались нервировать — неточных передач в его исполнении мы увидели чуть ли не больше, чем хороших.

Но объяснения не отменяют факта — мы все ждали от парней выдающегося, вдохновенного хоккея, на который оба способны, но не увидели. Нет ни одного вопроса по самоотдаче; просто Малкин и Овечкин не те игроки, от которых сборной России нужна лишь самоотдача.

Россия провалила игру в большинстве

Глупо рассуждать о шансах на победу с Канадой (и уж тем более думать о самом трофее), если ты не можешь воспользоваться удалением соперника. Канадцы за вечер подарили три таких возможности – но в эти минуты у ворот Бобровского было куда жарче, чем в зоне Прайса. Временами даже хотелось, чтобы арбитры не удаляли хозяев – сборной России же дороже выходило.

Из всех претензий к тренерскому штабу Знарка за турнир эта должна идти первой. Схема «Пробуем всех со всеми» определенно не сработала – понятно, что при наличии стольких звезд в составе можно было и не создавать спецбригады, но ведь и какой-то тренерской мысли при игре в неравных составах замечено не было. Кроме того, если Знарок давал почти всем хоккеистам время в большинстве, то почему обделил им Никиту Зайцева, одного из лучших защитников в составе сборной?

Всего за Кубок мира у Овечкина с партнерами было почти 22 минуты большинства, но никакой пользы из этого они не извлекли. Ноль шайб, зовите Карла.

Старания Бобровского прошли даром

Безусловно, лучший хоккеист России на Кубке мира, и поэтому за него обиднее всего. Сергей два периода оставлял сборную в игре – даже когда партнеры умудрялись проваливаться в большинстве. За 60 минут по его воротам не бросил только голкипер Кэри Прайс да Баумистер с Пьетранжело – все остальные канадцы резвились в зоне Бобровского, как хотели. В итоге 42 разнообразных сэйва – он разве что на голове не стоял. И, пожалуй, даже хорошо, если сегодня на нашем вратаре не было микрофона.

Да, были пять пропущенных шайб, среди которых такая важная и обидная от Маршанда в начале третьего периода, но упрекнуть вратаря нельзя ни в одной, а вот к защитникам вопросов полно. Впрочем, теперь это уже больше внутренние проблемы «Монреаля», а не сборной.

Если б Россия вышла в финал Кубка мира, то MVP турнира однозначно стал бы Бобровский – хоккеист, затащивший команду в плей-офф и сделавший там все, что можно было.

Поводы для оптимизма:

Сборная России не провалилась на Кубке мира

Все могло быть гораздо, гораздо хуже. Можно снова вспомнить о везении (или о невероятных сэйвах Бобровского – выбирайте сами), но полуфинал и 2:2 после двух периодов с лучшей командой мира – месяц назад вы бы согласились на это вслепую? Если помните, выход из группы с неприятной Финляндией, скоростной Северной Америкой и машиноподобной Швецией казался не самым вероятным вариантом.

На Кубке мира у нас почти не было неприятных сюрпризов. Мы знали, что защита – слабое место сборной России, ребята действительно слабо помогали атаке и позволяли раздевать себя – но мы боялись, что увидим это гораздо, гораздо чаще. Мы видели, что нападающие с трудом понимают друг друга, но они умудрялись создавать себе моменты на раз или раз-два и забили пару очень симпатичных голов.

Мы проиграли и проиграли по делу, но уходим спать без глубоких душевных ран, которые оставили 3:7. Если проигрывать – то так.

У России есть будущее: лучшими (после Бобровского) были игроки поколения 90-х

Кузнецов, Кучеров, Зайцев, Орлов, Тарасенко — это игроки, которые в целом провели хороший турнир и сделали все, чтобы очередного поражения от Канады не случилось. Игроки, которым сейчас 23-25, и которые уже завтра сменят Овечкина и Малкина в роли символов нашего хоккейного поколения. Никто из них, скорее всего, не встанет вровень с Овечкиным и Малкиным в карьерной значимости, зато у них нет канадского комплекса. У них вообще нет никаких комплексов, и хочется верить, никогда не появится. И тогда через два года в Корее и через четыре года в Канаде, если Кубок мира сможет закрепиться в календаре, мы будем иначе воспринимать наши шансы. И текст «Мы проиграли лучшей команде мира» появится не на российском сайте.

Россия сыграла лучший матч турнира тогда, когда это было нужно

Сборная России шла по этому турниру в классическом стиле победителя, прибавляя к каждому следующему матчу. Сама по себе игра команды вовсе не совершенна, но вряд ли к кому-то могут быть вопросы: россияне отработали на максимуме. Очень постарался тренерский штаб, понятно для чего нужны были хитрости с составом звеньев, так канадцам было чуть-чуть сложнее против нас играть. При этом нельзя сказать, что кого-то из наших созидателей зажали в тесные рамки. Мы переводили игру в чужую зону, давали отдохнуть вратарю и защитникам, не допустили тотального стартового штурма и в какие-то минуты смотрелись просто лучше.

Никуда не делись наши хронические минусы — удаления канадцев были почти такими же опасными для наших ворот, как и наши собственные фолы, вбрасывания мы проиграли, на своем пятаке зачистили далеко не все. Но это то, что мало зависит от характера и желания бороться.

Россия – первая, кто смог заставить канадцев напрячься, а остальных – поверить, что их можно победить

Действительно, в каком-то смысле первые – со времен сочинского четвертьфинала Канады с Латвией, где латыши умирали, но не сдавались (если брать турниры с лучшими составами). Стандартная по этому Кубку мира ситуация — канадцы решают все вопросы к третьему периоду, а дальше доигрывают в режиме «ну давайте парни, удивите нас». Россия продержалась дольше всех: по сути, все решила пятая шайба, которая случилась в середине третьего периода. До этого мы были в деле на все сто.

Логика матча была в том, что канадцы хотели обезопасить себя, а в идеале вообще избавиться от фирменной российской вспышки, за счет которой мы и добрались туда, куда добрались. Четыре подряд шайбы для Северной Америки, дуплет для финнов — вы понимаете, о чем идет речь. Мы в итоге проиграли, нам очень не хватило ресурсов, но вспышка была, мы вели в счете и тот самый хозяйский стадион в Торонто в какой-то момент замолчал. Невеликий повод для гордости, но замолчал впервые на турнире – после шайб Кучерова и Кузнецова.

Нынешнее поражение от Канады – это не Ванкувер

Можно провести много параллелей между этим матчем и четвертьфиналом с Канадой на Играх-2010. Но есть как минимум два ключевых отличия. Перед этой игрой Россия не рассматривалась как равный соперник Канаде, и таковым не была. И Россия была готова к тому, что ее ждет. Да, даже это не помогло, но это, по крайней мере, показывает, что мы худо-бедно учимся, а значит растем. Расти нужно еще много, помех на этом пути еще больше — и главные из них нашим хоккеем руководят (глупость, показуха и самообман). Но мы же знаем, что трудности закаляют.

Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett; РИА Новости/Алексей Куденко (2,4,5); REUTERS/Kevin Sousa/USA TODAY Sports