6 мин.

Путь Джоша

Джош Хардинг – вратарь «Миннесоты»/ Фото: Fotobank/Getty Images/Hannah Foslien

Совсем недавно вратарю команды НХЛ «Миннесота Уайлд» Джошу Хардингу поставили страшный диагноз – рассеянный склероз. Несмотря на это, он не только не планирует заканчивать карьеру, а хочет стать примером того, как нужно добиваться своих целей, для других людей, страдающих от этого заболевания.

Рассеянный склероз – болезнь, при которой иммунная система организма начинает пожирать защитные оболочки нервов. Это влияет на связь мозга с остальными органами тела. Это может привести к изнашиванию нервов, что является необратимым процессом. Не существует лекарства от рассеянного склероза.

Сидя на белом кожаном диване в гостиной своего дома в Эдине, Джош Хардинг не проявляет эмоций, рассказывая свою историю. Он выглядит полностью здоровым. Он не выглядит испуганным. Он говорит настолько уверенно, настолько смело, что невозможно догадаться, что совсем недавно его жизнь изменилась навсегда. «Мне не кажется, что из-за этого стоит сворачивать со своего пути, – говорит Хардинг. – Это всего лишь еще одна кочка на дороге. У меня уже много было таких».

У 28-летнего Хардинга был обнаружен рассеянный склероз – неизлечимое аутоиммунное заболевание, при котором организм в произвольном порядке атакует и пожирает защитные оболочки нервов и превращает их в шрамы. Это приводит к проблемам с координацией движений, усталостью и затуманенным зрением. В Соединенных Штатах ежегодно выявляется 25000 подобных диагнозов.

Все началось с небольшого покалывания в шее. Потом появились головокружения, черные точки перед глазами и онемение конечностей. «Я сразу понял, что что-то не так, – говорит Хардинг. – Я ни секунды не чувствовал себя нормально». В результате обследования врач «Уайлд» Дэн Петерсон предположил, что его пациента рассеянный склероз. «Я сказал ему о своих подозрениях, но он не стал хвататься за голову и кричать «Бедный я, бедный», – говорит Петерсон. – Вместо этого он спросил: «Что мы будем делать? Какие мои дальнейшие шаги?»

В течение нескольких недель Хардинг подвергся серии анализов, чтобы отмести подозрения на другие болезни. В неврологической клинике Миннеаполиса подтвердили – подозрения Петерсона были не напрасными.

Ему прописали интенсивный курс медикаментов, чтобы предотвратить новые повреждения нервов и воспаления нервной системы. «Нам повезло, что мы начали лечение в начальной стадии, сразу перед тем, как симптомы могли стать более сильными, – говорит Петерсон. – Может быть они больше никогда не повторятся. 70% людей, болеющих рассеянным склерозом продолжают жить полной жизнью. С самого первого дня Джош не терял бодрости духа, так что он справится. Нет никаких сомнений в том, что он продолжит играть».

«Пару дней я жалел сам себя, но не более, – говорит Хардинг, который не планирует завершать карьеру. – В жизни случается всякое. Иногда чему-то нет объяснения. С этим нужно просто смириться». После того, как он держал свой недуг втайне от всех, кроме самых близких, в течение месяца, в среду Хардинг начал звонить друзьям. Он не хотел, чтобы они узнали о его диагнозе из утренних газет.

«Я должен был позвонить ребятам и все рассказать сам, – говорит Хардинг. – Они ведь мне как семья. Все немного беспокоились, но после того как я все объяснил, поддержка была невероятной. Я слишком долго пытался это скрывать, и настало время всем все рассказать. Я хочу вернуться на лед и быть уверенным, что смогу играть хорошо. Пока все складывается неплохо. Но в голове постоянно крутятся всякие мысли. Пропускаешь гол и думаешь: «А поймал бы я эту шайбу до этого?»

Он позвонил генеральному менеджеру Чаку Флетчеру и главному тренеру Майку Йео, и рассказал им о своей ситуации. «Я не знал, чего ждать. Не знал, как они отреагируют. Может скажут: «И что нам теперь делать? Где искать нового вратаря?», – признается Хардинг. – Но никто из них и словом не обмолвился о хоккее. Их волновало только мое состояние. Приятное было чувство, когда в конце разговора слышишь фразу: «Если что-то нужно – звони». Это многое говорит о них, как о людях».

Свое отсутствие на тренировках в течение шести недель, товарищам по команде он объяснил повреждением шеи. При этом он появлялся на публике, к примеру на матче «Тимбервулвз» и шея его не слишком беспокоила. «Шесть недель из-за травмы шеи? Не думаю, что на это кто-то купился», – признается Хардинг. «Мы знали, что с ним что-то не так. Но не могли разобраться что», – говорит одноклубник Джоша Кэл Клаттербак. Две недели назад Хардингу снова разрешили выйти на лед. «Другие игроки сказали, что после шести недель простоя, я не выгляжу как не на своем месте, и это было для меня очень важно услышать», – говорит Джош. «Конечно, его очень жаль, такие новости никто не хочет услышать, – говорит центрфорвард «Уайлд» Дэрролл Поу. – Но он отлично справляется, здорово выглядит на тренировках. Он сохраняет оптимизм и это очень приятно видеть».

Болезнь изменила его жизнь навсегда, но Джош благодарен своей невесте Саре, которая всегда была рядом и поддерживала его в периоды проявления усталости и других симптомах. Сара сейчас беременна, а это значит, что Джош совсем скоро почувствует, каково это – быть отцом. «Она знает, что я не хочу, чтобы меня кто-то жалел, – говорит Хардинг. – Не знаю, может быть она запирается в ванной и плачет, но она держится молодцом, хотя для нее эта ситуация тяжелее, чем для других».

Хардинг решил поведать общественности о своей болезни по двум причинам. Во-первых, он все еще надеется, что локаут в НХЛ закончится и им удастся провести укороченный сезон. «В первую очередь я думаю о команде, – говорит Джош. – Если сезон продлится 40-60 матчей, то мы не можем позволить себе затяжную серию поражений, после этого мы уже никого не сможем догнать. Я не хотел, чтобы просочившиеся в прессу новости о моей болезни отвлекали команду, к примеру, когда мы на важном выезде и нам нужна победа».

Хардинг также хочет, чтобы люди знали об этой болезни, и подавать пример тем, кто также страдает от рассеянного склероза. Он уже подумывает о создании благотворительного фонда. «Даже если это изменит жизнь хотя бы одного человека, это будет здорово, – признается голкипер. – Я хочу показать, что не позволю недугу помешать мне достичь намеченных целей».

У Джоша вообще в последнее время было мало поводов для оптимизма. Проблемы со здоровьем, когда ему пришлось оперировать бедро и заново собирать колено, сменились эмоциональными травмами, когда в 2011-м он потерял близких друзей Дерека Бугаара и Рика Рипьена. «Я-то пока еще здесь, пока здесь, – говорит Хардинг улыбаясь. – Можно немного погрустить о своей болезни, но нужно двигаться дальше. Я знаю, что моей целью является стать основным вратарем «Миннесоты» и выиграть с командой Кубок Стэнли. Я был бы счастлив преодолеть все это. Не только преодолеть, но и добиться настоящего успеха».

«Я не хочу, чтобы со мной обращались по другому, не хочу, чтобы меня жалели, не хочу, чтобы люди вокруг меня грустили. Я хочу, оглядываясь назад, осознавать, что это была история со счастливым концом».

По материалам сайта startribune.com