4 мин.

Адвокат, но не защитник

Тренер «Зенита» Дик Адвокат – не идеальный человек. В одном из матчей Кубка УЕФА он накричал на арбитра и получил за это дисквалификацию на три игры. До этого, в конце прошлого сезона, он долго не мог определиться с тем, останется ли тренировать питерцев на следующий год. Еще работая в «Зените», он уже подписал контракт со сборной Австралии. Это, мягко говоря, не красит голландца, а питерскому клубу, чтобы оставить тренера, пришлось не только серьезно (чуть ли не вдвое) повышать ему зарплату, но и выплачивать неустойку австралийцам.

В резюме Адвоката нет милых привязанностей – вроде оставшихся в родной Чехии собачек у предыдущего тренера «Зенита» Властимила Петржелы. В любви к Адвокату не клянутся игроки клуба (как было с сербом Славолюбом Муслиным в «Локомотиве»), они его не хвалят за веселую атмосферу на тренировках, как у Хиддинка.

Никто в клубе не знает, что за человек Адвокат. Точнее, знают: он замкнутый, и еще, кажется, мизантроп. За всё время жизни в Петербурге был замечен лишь пару раз за пределами своего отеля, стадиона или базы клуба. Но Адвокат при этом – прекрасный руководитель. Если когда-нибудь завяжет с футболом, он может сесть за написание книги «Искусство управлять». Российские руководители – и не только футбольные – обеспечили бы неплохой тираж.

Голландец любит дисциплину. В первые же дни своей работы в России он потребовал, чтобы игроки приходили в столовую исключительно в клубной одежде. Защитник питерцев Роман Широков рассказывал в интервью, что Дик назначает время тренировки на две недели вперед, и никогда такого не случалось, чтобы ее переносили.

Но дисциплина – не самоцель. Адвокат – мастер длительного планирования. Придумав что-то однажды, он умеет ждать. Так, Адвокат вложился нынешней зимой в двух молодых футболистов, новичков «Зенита», – Файзулина и Широкова. Сразу из клубов-середнячков премьер-лиги они попали в пекло важнейших для «Зенита» матчей Кубка УЕФА. Сначала заметно нервничали, но Адвокат их не менял, лишь задумчиво наблюдал с тренерской скамейки. Сейчас, спустя несколько месяцев, эти двое стали полноценными игроками основного состава.

Голландец вообще редко в прошлом сезоне менял состав, а во многих матчах и вовсе не проводил замен – если всё в матче складывается успешно, зачем кого-то нового выпускать? На поле всегда одни и те же игроки. В результате «Зенит» добился потрясающей сыгранности: команда, владея мячом, отдает много передач на высокой скорости. У французского «Марселя» в Петербурге от этого, кажется, начинала кружиться голова.

Сейчас у «Зенита» очень ясная игра: на поле каждый игрок задействован по максимуму. Все 10 полевых игроков участвуют в обороне и как минимум 8 – в атаках своей команды. Нападающий Павел Погребняк с удовольствием бегает в оборону, защитник Роман Широков часто подключается к атакам – всё это они делают с завидным мальчишеским задором.

У Широкова не лучшая среди футболистов репутация. В юности, рассказывал сам футболист, он много пил, месяцами пропускал тренировки и игры. За пьянство его выгоняли из нескольких команд, а в другие просто не брали. Бросить пить, говорят, мол, невозможно – среди российских тренеров и менеджеров было убеждение, что уж когда-то он точно сорвется. В прошлом сезоне талантливый футболист «взялся за ум» – и враз стал лидером подмосковных «Химок». В межсезонье он планировал сменить клуб – «Спартак» долго взвешивал все плюсы и минусы трансфера игрока с подмоченной репутацией. «Зенит» подписал контракт почти не задумываясь.

У Адвоката нет личных отношений с игроками. Он пригласил в «Зенит» опытного голландца Фернандо Риксена, с которым работал в предыдущих клубах. Вот, казалось, человек, на которого Адвокат будет опираться. Риксен прошлой зимой прямо на поле во время предсезонного матча подрался с Владиславом Радимовым. Многие отметили, что Риксен в той драке выглядел предпочтительнее. Но победила дружба: оба игрока спустя некоторое время прочно сели на скамейку запасных. Дело не в драке: игроки уступили амбициозным конкурентам по игре.

Адвокат, кажется, не интересуется, что с игроками происходит вне футбольного поля. Вот Андрей Аршавин любит давать интервью. В прошлом году он в них часто говорил о том, что у «Зенита» нет никакой игры. Часто критиковал Адвоката. Зимой в беседе с Newsweek игрок рассказал о своем страстном желании уехать играть куда-нибудь за рубеж, подальше от Петербурга. Адвокат, быть может, и обиделся на такие слова, но виду не подал.

Более того, голландец за прошлый год помог еще больше раскрыться Аршавину: тренер немного изменил его позицию и обязанности на поле – Андрей теперь часто отрабатывает в обороне в качестве левого полузащитника. С такими дополнительными характеристиками Андрей стал более востребованным футболистом.

Адвокат совершил апгрейд еще нескольких игроков. Скромняга Зырянов приходил в «Зенит» запасным опорником, а сейчас стал едва не лучшим атакующим российским полузащитником. Чех Радек Ширл до прихода в «Зенит» Адвоката считался щупленьким бровочником, а стал мощным и агрессивным игроком, способным сыграть и на фланге, и в центре. Широков мало того что пить в Питере не начал, так еще из полузащитника неожиданно для всех превратился в центрального защитника. А Файзулин, игравший в Нальчике на позиции разыгрывающего, неожиданно раскрылся как агрессивный игрок нападения.

Всем этим игрокам должно быть абсолютно все равно, что за человек Дик Адвокат и какая атмосфера на его тренировках, – они исправно получают свою зарплату и очевидно растут под руководством голландца. Ничего другого наемному рабочему и не надо.