7 мин.

А был ли Нальчик?

Ежегодные трансферные открытия, политическая карьера Юрия Красножана и одиночество Миодрага Джудовича. Корреспондент журнала Newsweek обратил внимание на скромное обаяние самой бедной команды премьер-лиги.

Готовиться к старту чемпионата России «Спартак» из Нальчика отправился в Турцию: каждый день по две тренировки плюс изредка товарищеские матчи. Первый тайм игры против черкасского «Днепра» из первой украинской лиги закончился ничьей. Усталые турецкие судьи, выписанные специально на этот матч, рухнули на газон и стали жадно пить чай. «Это точно профессиональная команда играет?» – отдышавшись, спросил корреспондента Newsweek главный судья Серкан, указывая на футболистов «Спартака».

Таким вопросом третий год задаются и в России. Нальчикский «Спартак» два последних сезона начинал в премьер-лиге с самым скромным бюджетом (около $6 млн) и, естественно, в ранге главного аутсайдера. В команде не было ни одного сколько-нибудь известного футболиста – вместо этого в целях экономии набирали молодежь, не попадающую в составы других команд. Эксперимент, как это ни удивительно, дважды заканчивался успехом: вместо нальчикского клуба в первую лигу вылетали другие, значительно более богатые команды, а сам клуб распродавал игроков, еще год назад никому не известных, и из вырученных денег формировал бюджет на следующий сезон. А на базе «спартаковцев» сейчас формируют молодежную сборную России.

В преддверии старта сезона премьер-лиги «Спартак» из Нальчика вновь главная загадка турнира, хоть и объявил на прошлой неделе невероятно высокий для себя бюджет в $16 млн. Деньги, уверены в клубе, не изменят команды: «Спартак» так и останется клубом, про который все будут спрашивать, профессиональный ли он.

«Беги, Филя, беги!»

Главным атакующим приобретением нальчикского «Спартака» в нынешнее межсезонье стал бразильский нападающий Феликс Алмейда Фелипе, приехавший в Россию из второго португальского дивизиона. Названия прежнего клуба Фелипе в «Спартаке» без шпаргалки назвать не может никто, а сумма за игрока была выплачена «чисто символическая». «Высокий и бегает быстро», – просто характеризует новичка спортивный директор Александр Заруцкий. Скорость – главное и по первым тренировкам единственное достоинство двухметрового Фелипе. «Остальному научить можно», – философски заключает тренер «Спартака» Юрий Красножан.

На сборах хватало и имеющихся достоинств – в матче против «Днепра», например, Фелипе под всеобщие крики «Беги, Филя, беги!» забил гол, просто обежав по кругу защитника и вратаря. «Я правда бегать люблю, – признался корреспонденту Newsweek счастливый бразилец после игры. – В Португалии поэтому много забивал: мячей 7-8 за сезон». Фелипе оптимистично смотрит на свое будущее в Нальчике: «Это обычное дело – сначала тебя называют «макакой», а потом тебе аплодируют».

Над Фелипе в команде пока только подшучивают. Примерно так же было год назад с другим нальчикским бразильцем – Рикарду Жезусом. Он, правда, был чуть более известным: прошлой зимой «Спартак» его выписал из бразильского «Интернасьоналя» примерно за $500 000. Его не знали многие даже в Бразилии, но через пару месяцев прошлого чемпионата выяснилось, что Жезус и бегает быстро, и может обвести или забить гол головой. Жезус стал основным нападающим и лучшим бомбардиром «Спартака», а в конце сезона был удачно продан в ЦСКА.

«Спартак» открыл и полузащитника Виктора Файзулина. Год назад Виктор прозябал в хабаровском клубе «СКА-Энергия», купили его за совсем скромные по российским меркам $300 000. Файзулин стал ведущим полузащитником Нальчика, тонко и быстро строящим вокруг себя атаки. По окончании сезона Виктор перешел в петербургский «Зенит» и в первых же матчах кубка УЕФА заиграл в основном составе питерцев. За двух лидеров команды прошлого сезона, проданных в ведущие российские клубы, удалось выручить порядка $5 млн.

Зимой 2007-го распродажа нальчикской команды была еще более впечатляющей – в клубе с прошлого сезона осталось только пять игроков. На всех остальных был спрос, и их продавали, чтобы набрать денег на следующий год.

«Коллективный разум сработал»

В клубе говорят, что это сознательная стратегия. «Спартак» не может предложить более-менее серьезных зарплат игрокам и ищет тех, кто поскромней – внимательно отсматривает дублеров и запасных всех команд премьер-лиги. Им клуб предлагает краткосрочный контракт на совсем скромных условиях, взамен те получают гарантированное место в основном составе – и уже через год перебираются в клубы побогаче.

«Если постоянно играть и развиваться, то даже из среднего футболиста может получиться звезда, – убежден тренер Красножан. – Главное, чтоб он был молодым». В нынешнем «Спартаке» лишь один игрок старше 30 лет. «Учить играть в футбол каждого надо чуть ли не с базовых вещей», – с теплотой рассказывает о своей работе Красножан.

У него есть целая теория. По ней большинство игроков скамейки запасных российского чемпионата примерно одного уровня. «Ну, кто-то бегает чуть быстрее, кто-то технически лучше оснащен, кто-то в физическом плане лучше развит – но все это такие вещи, которые не играют особо важной роли», – говорит тренер. Главное, по его мнению, психология, чтоб игрок «не ломался».

Второй кит нехитрой теории Красножана – терпение. Тренер не давит, дает молодым игрокам время самовыразиться. А когда в межсезонье Красножан отбирает новых футболистов в команду (в этом году приезжало, например, около 70 игроков), тренер смотрит потенциального новичка не одну тренировку, а почти целый сбор.

Сами игроки говорят, что такой принцип работы Красножана связан с тем, что начинал он свою тренерскую карьеру в школе учителем физкультуры. «На всех теоретических занятиях он спрашивает: «А ты как думаешь? А ты?» Потом мы всей командой приходим к какому-то единому решению. И понимаешь, что это коллективный разум сработал», – рассуждает Олег Самсонов, полузащитник клуба. В команде Красножан и выглядит как школьный учитель, ведет себя очень скромно, «даже матом никогда не ругается», проникновенно сообщает Самсонов.

Красножан стал главным тренером нальчикского «Спартака» в 2004-м и за два сезона привел заштатный клуб в премьер-лигу. Теперь тренер в Нальчике – культовая фигура. Например, он фигурировал в списках на муниципальные выборы от «Единой России». «Говорят, все нормально, прошел», – невесело сообщает Красножан.

«КамАЗ» с пряниками

Активная политическая позиция Юрия Красножана помогла «Спартаку» заявить в нынешнем сезоне рекордный для себя бюджет в $16 млн (основной источник финансирования – администрация республики). Красножан под новые деньги даже немного меняет стратегию клуба – теперь игроков в просто средние клубы выращивать не будут, а предпочтут «доводить» их до топ-команд. «Спартаку», чтобы не потерять, как в прошлом году, почти всю команду, пришлось серьезно увеличить игрокам зарплаты, но глобально тактику менять не собираются – даже при новом бюджете действует ограничение на покупку игроков стоимостью свыше $700 000.

Внутри команда с новым бюджетом тоже не сильно изменилась, признают игроки. На сборе в Турции тренировки и игры проходили на кочковатом поле с кривой разметкой, принадлежащем соседнему отелю. Во время товарищеской игры с «Днепром» судья назначил пенальти в ворота «Спартака» и долго не мог найти отметку, с которой его нужно пробить. К тому же на этот матч судьи опоздали на 20 минут – спутали название отеля.

Во время тренировок команда чувствовала себя раскованно. Игроки, например, предложили корреспондентам Newsweek чуть-чуть потренироваться с ними и мини-интервью давали, перепасовываясь по квадрату. «На выборы мы не ходили, только по телевизору смотрели, да и то без звука – все равно понятно, кто кого», – под общий смех балагурил полузащитник клуба Аслан Машуков.

Совсем молодой защитник Дмитрий Ятченко, чудом оставшийся в клубе в межсезонье, рассказывал в «квадрате» о перспективах на сезон: «Хорошо выступим – должен же и на нашей улице перевернуться «КамАЗ» с пряниками!»

А защитник Миодраг Джудович, вовсе не стесняясь присутствовавшего где-то поблизости Красножана, рассказывает об истинных причинах успеха клуба – все дело, по его мнению, в коллективных выездах на природу. «Без таких вот поездок, пусть со спиртным, команда хорошо играть не будет. Это нужно для коллектива», – убеждает защитник.

Красножан, добавляет Джудович, с ними не ездит. Он вообще почти все свободное время проводит с семьей, а на сборах – одиноко, в задумчивости. Таким его застал и корреспондент Newsweek. Красножан неожиданно стал говорить не о футболе: «Однажды, помню, поехали в Приэльбрусье семьями, все куда-то разошлись, а я сел на камень и так и просидел на нем два часа, смотря на горы. Смотрел тогда и думал: какая же мелочь этот футбол».