8 мин.

Архитектор: тот, кто спроектировал современный Порту

Всякий раз, когда я вспоминаю фильм «Рокки», на память приходит лик тренера Микки Голдмилла. С психологией старой школы, основанной на передаче знаний посредством жесткой любовной манеры, Голдмилл - гораздо более сложная фигура, чем обычный тренер в формировании Рокки как лучшего спортсмена; с этим шерстяным шарфом старый лис изображает не только фигуру "физрука", но и дерзкого психолога. Он всегда знал, что не хочет меняться или подстраиваться под кого-либо, но это было именно то, что было нужно Рокки. Поскольку, если он что-то изменил в своем подходе, его уроки не были бы усвоены правильно.

Известный португальский клуб «Порту», который недавно вышел в четвертьфинал самого престижного футбольного соревнования, также имеет своего идеолога с «шерстяным шарфом». Более того, мы не могли бы даже говорить о «Порту» как о гранде, если бы этот тренер не изменил свой клуб своими жесткими методами, подняв его с бездны и отправив к недосягаемым высотам.

Жозе Мария Педроту носил немного другие шарфы, нежели тот, что носил Голдмилл, но важнее было лишь то, что скрыто под ними.

Педроту происходил из поколения «Порту», которое выиграло первый большой трофей в истории команды -  Двойную Корону 1956 года. Клуб в то время не был таким как сегодня, являясь постоянной угрозой Лиссабонской «Бенфике», тогда это едва ли было возможно, но Педроту, как полузащитника из того поколения, часто упоминали в качестве «голоса» тренера команды на поле, но мало кто знал, что и за его пределами он лично собирал товарищей по команде, чтобы проработать дополнительные детали перед каждой игрой.

Возможно, именно поэтому, когда ему было 25 лет, несмотря на свою выдающуюся игровую карьеру, приведшую его и в сборную, он решил поступить в тренерскую школу знаменитого Кандиду де Оливейра, в честь которого также назван Суперкубок Португалии. Шесть лет спустя он закончил свою игровую карьеру и отправился во Францию, где продолжил обучение и получил высшее футбольное образование в престижной Академии Французской федерации футбола. Педроту начинал карьеру в маленьких португальских клубах, пока в 1966 году его не позвал родной «Порту».

Первый блин комом

Сначала это не выглядело так, будто в этой идиллии сотрудничества клуба и тренера возникла какая-то проблема: «Порту» играл в привлекательный футбол с акцентом на владение мячом, что дало возможность клубу выиграть первый трофей за восемь лет - Кубок Португалии. Однако Педроту столкнулся с той же проблемой, с которой сталкиваются все прогрессивные тренеры, и это недоверие. Он понял, что в своем подходе к передаче знаний он должен подчеркивать свой авторитет, и это создает образ жесткого, часто бескомпромиссного лидера. Он не позволял вмешиваться в свою работу, а именно это стремился сделать тогдашний президент клуба Афонсу Пинту де Магальяеш.

Несмотря на победу в кубке, Магальяеш не ошибался в том, что Педроту пытается украсть у него верховную власть в клубе, поэтому он воспользовался возможностью повернуть настроение в раздевалке против тренера. На публику все вышло, когда Педроту пытался вылететь в Лиссабон в 1969 году на самолете на великое кубковое дерби с «Бенфикой», но Магальяеш отменил его рейс, и Педроту понял это не как укол против него, но как отсутствие амбиций у президента. (Для тренера навсегда осталось загадкой как кому то можно пожертвовать интересами команды и клуба ради личных). Матч был проигран очень убедительно 0:3, а Педроту был настолько зол, что приказал игрокам оставаться на карантине до следующего матча лиги. Конечно, многие были недовольны этим решением, и Магальяеш увидел свой шанс: он собрал критическую массу игроков и повернул ее против тренера, чтобы иметь оправдание уволить его. Более того, клуб запретил ему входить в свои помещения после ухода, и Магальяеш даже перетянул фанатов на свою сторону, убежденный, что он может легко заменить самовластного «тренеришку».

Педроту не слишком долго ждал нового места работы. «Витория де Сетубал» был самым быстрым с самым важным предложением, которое являлось гарантией свободного развития его собственных амбиций, независимо от того, что это был клуб, безусловно, меньший нежели «Порту». Там, он собрал команду, которая, как он знал, получит максимум от его знаний и авторитета, и игроки были готовы беспрекословно подчиняться его «диктату», и через короткое время «Витория» стала известна даже за пределами Португалии. В первом сезоне он занял третье место в чемпионате, а в Кубке Ярмарок 1970-го года его команда сенсационно обыграла «Ливерпуль», что было невообразимо для любого португальского клуба, кроме «Бенфики» или «Спортинга».

Это стало традицией, так как парни Педроту на европейских аренах в течение следующих двух сезонов обыгрывали такие команды, как «Фиорентина», «Интер» и московский «Спартак». Об экстравагантном тренере заговорили в Европе.

Триумфальное возвращение

Но не только «Витория» изменила положение вещей в Португалии. Социальный климат тех лет был заметно наэлектризован, и неудовлетворенность репрессивной диктатурой быстро росла, и изменения были очевидны. Педроту установил тесные отношения с игроками в Сетубале, наслаждаясь их полным доверием, но вновь поссорился с руководством.

Президент клуба Антониу Ксавье де Лима имел тесные отношения с режимом, а также добился значительных успехов в бизнесе. Однако это была не только его связь с режимом - в свое время из-за общей напряженности он запрещал публичные сессии с игроками, если не одобрял их, опасаясь их ассоциации с критиками хунты. Педроту всегда вставал на защиту игроков, и когда это вызвало личный конфликт между ним и Лимой, он собрал вещи и покинул клуб, который в тот момент боролся за титул чемпиона. Его принципиальность не была бесспорной, но игроки и фанаты по достоинству оценили это. Одним из местных фанатов был мальчик, чей отец сам когда то играл за «Виторию», хотя и покинул клуб незадолго до прибытия Педроту. Этого мальчика из Сетубала звали Жозе Моуринью.

За футбольной революцией Педроту, в стране последовала социальная революция, которая случилась в 1974 году. Он встретил ее, параллельно тренировав «Боавишту» и сборную Португалии. Его идеи изменились и улучшились, принося плоды везде, где он был в авангарде профессии. Но тот случай с «Порту» всегда занимал его мысли; Его принципы были всегда превыше всего, и Педроту всегда думал с человеческой точки зрения, что все могло бы быть иначе. И вскоре ему представился шанс проверить это на практике.

Жорже Нуну Пинту да Коста, его лучший друг детства, стал спортивным директором «Порту», и первым же его шагом стало возвращение в клуб Педроту, который сразу же выиграл кубок после возвращения - первый трофей клуба после того, как «тренер-диктатор» также взял его 10 лет назад. В следующем сезоне, «Порту»  стал Чемпионом Португалии после 19 лет ожидания. Для клуба наступило золотое время.

Секрет его успеха заключался не в методах и принципах игры, которые клубы могли преодолеть через гибкость и адаптации. Педроту знал, что он был трудным и бескомпромиссным, когда дело доходит до его идей, но это было то, на чем стояла его жизнь, особенно из-за необходимости привлечь игроков на свою сторону. Например, когда он вернулся в «Порту», он знал, что ему нужно что-то новое, для дополнительного шага, некоторого дополнительного импульса. Он решил, что достигнет этого, вызвав «бурление» в раздевалке, тем самым сместив фокус с психологических проблем к развитию менталитета осады. Он зашел так далеко, что запретил красный цвет - Бенфики - в клубных комнатах и наказывал тех, кто не уважал его решения. Защитник Аугусту Инасиу рассказывал, что был очень жестоко наказан за то, что пришел на тренировки в красных трениках...

Основы славы

После годового отсутствия (из-за поражения в Кубке от «Бенфики» в 1980 году они были уволены) Педроту и Коста вернулись в Порту, чтобы стать самыми долговременными руководителями, с 37 годами непрерывных лет во главе клуба. На этот раз Педроту привел в клуб с собой студента Жозе Нету, который был очарован интеллектуальными обсуждениями на лекции, проведенной на факультете в Гимарайше. Он использовал свои аналитические знания, и Нету стал одним из первых аналитиков в португальском футболе. Тройка модернизировала клуб на всех уровнях - от психологического подхода до тактической и аналитической методологии.

«Наблюдая за матчем, я могу видеть, как тренируется соперник; наблюдая за тренировками, могу сразу сказать, как они будут играть», - звучала самая известная мантра Педроту с мыслью о том, что «тот, кто контролирует мяч, контролирует и ход игры».

Революция, произошедшая в «Порту», должна была превратить Педроту в тренера, признанного в Европе, но на этот раз препятствие стало других, нежели 10 лет назад (когда он противопоставил себя хунте) и гораздо более трагичным. В 1984 году клуб выиграл еще один кубок и провел с «Бенфикой» еще один смертельный поединок за чемпионство, наступил долгожданный сезон в Европе. В мае того же года «Порту» играл в финале Кубка обладателей кубков против Ювентуса, первом европейском финале в истории клуба.

Педроту, однако, не было на скамейке; его болезнь, внезапно сразившая тренера, прогрессировала настолько, что он не мог выбраться из больничной койки. Через полгода, в январе 1985 года, когда ему было всего 56 лет, он умер от рака. Хотя его уход был слишком ранним, Педроту вошел в историю как тренер с рекордным количеством побед в элитном дивизионе португальского футбола. «Порту» в том финале Кубка Кубков проиграл со счетом 2: 1, но игроки были уверены, что результат пойдет им на пользу, ведь их постоянно бродящий тренер оказался не на скамейке запасных.

Тем не менее, они не ждали долго; на "багаже" Педроту «Порту» в 1987 году  выиграл Лигу чемпионов. Этот "багаж" также послужил источником вдохновения для другого провидца, парня с трибуны в Сетубале, который, хотя и с немного другим восприятием игры, но с очень похожим характером и акцентом на психологическом аспекте, также приведет «Порту» к славе. И тот «Порту», который мы знаем сегодня, по-прежнему играет по заветам Педроту.