11 мин.

Президент ФК «Уфа» Марат Магадеев: «Башкортостан пойдет по пути Германии поколения Мюллера и Озила»

В футбольном клубе «Уфа» озаботились стратегией развития футбола в регионе на ближайшие 6 лет. Согласно этому плану, в Башкортостане постелят искусственные газоны и обновят стадионы, главная же цель — увеличить количество активно занимающихся футболом в два раза, что скажется на присутствии собственных воспитанников в главной команде.

ЦЕЛЬ — 100 ТЫС. ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ

До осени 2018-го Марат Магадеев был вице-премьером правительства Республики Башкортостан, курируя вопросы гражданской обороны и спорта. Он один из тех, кто стоял у истоков клуба. Сегодня Магадеев полностью погрузился в футбол. Бывший чиновник пишет стратегию развития этого вида спорта в республике на ближайшие 6 лет.

— Клуб нам нужен не просто ради клуба и действия на поле, — поясняет Магадеев. — Мы позиционируем его развитие, как показатель развития спорта в республике. Придя в клуб, мы определили сферы деятельности: Шамиль Газизов занимается жизнедеятельностью организации, а я — внешними контактами и развитием футбола в республике. На всех встречах с руководством Башкортостана, с временно исполняющим обязанности главы республики Радием Хабировым и Ростиславом Мурзагуловым как с председателем нашего попечительского совета, мы ставим задачу развития футбола в целом и развития детско-юношеского футбола.

Стратегия развития башкирского футбола — ключевое направление, которым сегодня занимаются в «Уфе». Ее главная цель — увеличить количество занимающихся. По данным регионального минспорта, в 2017 году эта цифра колебалась на отметке в 50 тыс. человек. К 2025-му году ее планируют поднять до 100 тысяч.

О НОВЫХ ПОЛЯХ И СТАДИОНАХ

В стратегии, которую разрабатывают в «Уфе», есть пункты о развитии профессионального футбола, детско-юношеского, любительского, массового, а также о развитии материально-технической базы. Строительство новых полей и стадионов в республике — важная часть, благодаря которой можно добиться общего успеха.

— Когда я еще работал в правительстве, в рамках программы «100 объектов к столетию Республики Башкортостан» и в рамках развития спортивной инфраструктуры был разработан ряд проектов по строительству и реконструкции стадионов. Сегодня они реализуются. Практически завершена реконструкция стадиона в Белорецке. В 2019 году будет введен новый стадион в Мелеузе, с искусственным полем. Он будет на том же месте, где был стадион «Спартак». История грустная, мы долго шли к этому. Мелеуз — город футбольный, там и команда была, и исторически это город, команда которого выигрывала «Кожаный мяч», а стадион в печальном состоянии. В рамках федеральной программы в прошлом году заменили газон на футбольном поле стадиона «Спартак» города Туймазы. За счет реконструкции стадиона в Ишимбае вернулся футбол и в этот город. Создается хорошая материально-техническая база в Стерлитамаке — стадион и бассейн. Это футбольный город, но за годы бездействия там стадион пришел в негодное состояние. Глава Стерлитамака видит, что футбол городу нужен. Мы определили ряд подходов: это полная реконструкция стадиона, замена пришедших в негодность поля и трибун либо замена только поля. Я думаю, что в ближайшие годы в Стерлитамаке большой футбол возродится. У нас есть проекты реконструкции стадионов в Нефтекамске, Салавате и Кумертау. Эти проекты уже существуют, прошли экспертизу. Если Нефтекамск сидит в программе, то по Кумертау Радий Фаритович [Хабиров] в ходе своей поездки поддержал просьбу города относительно строительства нового стадиона. Там аварийное сооружение, которое не просто невозможно эксплуатировать, но даже опасно.

Кроме того, в рамках распоряжения правительства Российской Федерации «Об утверждении концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018» на 2019 год запланирована замена одного из полей в республике на искусственное поле с подогревом. В рамках федеральной программы развития футбола и проекта «Спорт — норма жизни» в ближайшие три года республика получит два поля с искусственным подогревом и крытый манеж.

— Очень большая подвижка в развитии детско-юношеского футбола в рамках клуба — это дальнейшее развитие нашей базы, — продолжает президент «Уфы». — Там имелось поле к чемпионату мира, которое не было задействовано, но мы получили замечательные условия, соответствующие требованиям ФИФА раздевалки, свет. По программе «Наследие» в этом году мы там заменим натуральное поле на искусственное с подогревом. На данной базе мы сможем проводить учебно-тренировочные сборы, турниры, семинары в круглогодичном режиме.

Все объекты, говорят в клубе, обеспечены финансированием. Искусственные поля находятся в федеральной программе, на каждое выделено порядка 40 миллионов рублей. Манеж будет стоить 450 миллионов рублей.

ПО ПУТИ ГЕРМАНИИ

В Башкортостане планируют пойти по пути Германии. Там после чемпионата Европы в Португалии в 2004 году создали региональные центры по всей стране, которые охватывали всю территорию. Марат Магадеев сам вспомнил об этом, отметив, что чемпионское поколение Мюллера – Озила — первый выпуск этих центров.

— Мы вошли в перечень регионов, где будет создан региональный центр подготовки футболистов. Он имеет небольшое федеральное финансирование. Это нам позволит в части подготовки тренеров подняться на более высокий уровень. Мы хотим у себя создать такие региональные центры подготовки футболистов по республике. Республика неформально делится на зоны: зауралье, северо-восток, северо-запад, юг, юго-запад, центр. Здесь мы хотим постелить поля с подогревом, чтобы можно было круглогодично заниматься. Я поговорил с рядом глав администраций, где планируем это сделать, они с большим энтузиазмом откликаются, хотя это повлечет определенные затраты на софинансирование, к тому же это серьезные затраты на содержание. Но оно того стоит. Мы всегда говорим, что надо развивать детский спорт, детей отвлекать от неблагодарных дел, а здесь будут заниматься сотни детей.

Такой подход может принести успех региону, где хотят довести число занимающихся футболом до 100 тысяч. Однако для того, чтобы повторить путь Германии, нужны тренерские кадры.

— На своем уровне мы в школе готовим тренеров для районов и городов. У нас 61 отделение спортивных школ, два специализированных, где работают 185 тренеров, из них 125 штатных. Это неплохая база, но методики меняются, технологии меняются. Нужны стажировки. Мы как раз будем обучать здесь и проводить тематические семинары, станем приглашать лучших преподавателей, лучших тренеров, чтобы они здесь наших ребят обучали.

О СВОИХ ВОСПИТАННИКАХ

— Банально, но факт: из 100 тысяч занимающихся 11 своих земляков для главной команды наберем, — ключевая фраза, прозвучавшая во время беседы с Магадеевым.

То есть глобально цель этой стратегии — вырастить поколение пацанов, которые будут играть за «Уфу». Уже сегодня в клубе появляются свои воспитанники. Игоря Дивеева перед стартом чемпионата России забрал ЦСКА, Игорь Безденежных имеет в активе более 30 матчей в чемпионате России, Андрей Власов привлекается к основной команде и вот-вот дебютирует на взрослом уровне. Воспитанники уфимского футбола есть в сборных России практически по всем возрастам.

— О создании академии не думали? Нравится вам та система, которую построил у себя Сергей Галицкий?

— Это, конечно, то, к чему надо стремиться. Развитие материальной базы — крытые манежи. Самое главное — это отбор и привлечение талантливых ребят. У них же не просто футбол ради футбола. В академии есть изучение иностранных языков, математика, шахматы, танцы. Не все станут в жизни великими футболистами, но то, что они прошли там, — большой задел для будущего в любой отрасли. Мы думаем об этом, но подобное требует вложений, это следующий этап.

«ГЕНТ» КАК ОБРАЗЕЦ ДЛЯ «УФЫ»

Некоторое время назад «Уфа» ориентировалась на Пермь. «Амкар» был клубом, имеющим небольшой бюджет, но крепко держащимся в премьер-лиге. Сегодня этой команды нет, но нашелся другой ориентир — бельгийский клуб «Гент» из одноименного города. При населении в 65 тысяч человек он умудряется регулярно заполнять 25-тысячную арену.

— Наши движения в плане коммерциализации, построения экономической модели очень близки к этому клубу, — говорит Магадеев. — У него тоже большую роль играет отбор талантливых футболистов, доведение их до серьезного уровня мастерства и переход в топ-клубы, тем самым решаются финансовые вопросы клуба. Мы тоже двигаемся в этом направлении. У нас есть примеры, когда мы брали игроков, неизвестных широкой публике, а некоторые из них сейчас играют за «Манчестер Сити», «Краснодар», ЦСКА или «Зенит». Ряд наших игроков и сегодня востребованы, есть обращения, но политика сейчас такова, что надо и нам играть, выполнять турнирные задачи. К нам с охотой идут молодые футболисты, которые видят, что здесь доверяют, что здесь у молодежи есть перспективы. Плюс у «Гента» замечательно поставлена работа с болельщиками. Для такого небольшого населенного пункта у них активно развита абонементная программа, карта болельщика. Мы в этом направлении двигаемся, но пока не получаем такого результата. Считаю, что здесь нам надо активизироваться. Есть и погодные факторы — в декабре или ноябре уже дискомфорт. Это не оправдания, будем заниматься и занимаемся, чтобы болельщик появился. Были игры, когда была хорошая погода и топовые матчи, — мы собирали аншлаги.

— В клубе есть дискуссия о том, чтобы поднимать посещаемость?

— Конечно. Хотя это, наверное, не дискуссия, а организованная работа. Будем заниматься и занимаемся, чтобы болельщик появился. Были игры, когда была хорошая погода и топовые матчи, — мы собирали аншлаги.

О СТАДИОНЕ ДЛЯ «УФЫ»

Под разговорами о новом стадионе для «Уфы» появились серьезные основания. Идею поддержал временно исполняющий обязанности главы Республики Башкортостан Радий Хабиров. Сегодня практически определились с площадкой строительства и близки к тому, чтобы выбрать проект.

— Мы проработали с десяток площадок. Подходили к этому не просто как клуб, а как жители, патриоты города и республики. В нашем понимании, новое спортивное сооружение должно стать целым комплексом притяжения, местом, которое наши жители и гости Уфы смогут посещать семьями. Стадион должен быть удобным по логистике и по условиям просмотра матчей, он должен быть окружен различными элементами, такими как моллы, торгово-развлекательные центры, кинотеатры. Нам бы хотелось, чтобы недалеко был океанариум, работу над которым мы начали еще в 2012 году. Обязательный элемент — эстетическая роль. Это должно быть место, которое будет притягивать туристов.

— Расскажите о возможных площадках.

— Площадки, которые изучали: район поселка Жилино, район торгового центра «Мега» за магазином «Декатлон», смотрели микрорайоны Дема и Инорс, но, с точки зрения наших специалистов, наиболее привлекательным и перспективным является микрорайон Затон. На набережной, сразу за мостом, слева. Это очень большая перспектива. Там может получится хороший спортивный кластер — недалеко достраивается центр спортивной подготовки. На набережной можно создать красивую рекреационную зону. Уфа в сторону Затона активно развивается. Там только по городской программе планируется построить около 100 тысяч квадратных метров жилья. Это же потенциальные зрители, потенциальные занимающиеся.

Важный момент — новый стадион должен быть крытым. Такое решение мы видим в клубе, это понимают и в руководстве республики. Крытая арена позволит использовать сооружение круглый год, проводить на нем не только футбольные матчи, но и другие мероприятия разного плана. Новый стадион может стать крупнейшей концертной ареной в Уфе — это хорошая перспектива с точки зрения экономики. Будет ли стадион постоянно крытым или с раздвижной крышей — технический вопрос, который еще будет обсуждаться.

Когда появились первые вводные данные по стадиону, журналисты определили, что он будет построен по белорусскому проекту «Борисов Арены», однако мы обратились к другим специалистам и работаем в разных направлениях.

— Мы привлекли специалистов, которые проектировали и строили объекты к чемпионату мира. У них масштабный и концептуальный подход. Они даже с точки зрения оформления подходят креативно, стилизуя сооружение под национальные особенности Башкортостана.

Есть три подхода. Согласно первому стадион может быть стилизован под гору Торатау. Второй вариант — «Курай». Третий — эмблема «Уфы», которая будет узнаваться в полном ансамбле с территорией стадиона. Думается, превращение территории стадиона в уникальное городское пространство — обязательное условие в каждом из трех вариантов.

— Я сейчас не могу говорить о сроках, — добавляет Магадеев. — Думаю, что они будут определяться по согласованию технического задания, определению источников финансирования, поиску инвесторов, но не хотелось бы уходить далеко. Если все будет по плану, то это 2025–2027 годы.

Бюджет клуба при строительстве стадиона пострадать не должен. Сегодня это 1 млрд рублей. Комментируя данную сумму, в «Уфе» говорят, что если понижать планку, то это будет «точка невозврата», потому что нынешняя цифра — нижняя планка по стране. Клуб финансируется фондом социально-целевых программ, но есть средства, которые генерируются за счет выгодных продаж футболистов.

ЧТО МОЖЕТ ПОМЕШАТЬ СТРОИТЕЛЬСТВУ СТАДИОНА

Помешать строительству нового стадиона может неудачная игра команды. Сегодня «Уфа» идет на 14-м месте, в зоне стыковых матчей. Конечно, если команда не сумеет сохранить место в премьер-лиге, ни о каком строительстве не будет и речи.

— Мы понимали, что у нас будет спад, но не рассчитывали, что он будет таким глубоким. Я не буду искать оправданий, что мы выступали в еврокубках, хотя играть через день было очень тяжело, со всеми этими разъездами. В силу различных обстоятельств, объективных и субъективных, мы раздарили очки, которые должны были быть в копилке клуба. Мы отдали абсолютно необязательные очки, когда в выигрышных матчах «попадали» на ничью. Не забивали пенальти и так далее. Мы достаточно сбалансированный клуб, уверены, что будем продолжать играть в РПЛ, — сказал Магадеев.

Источники:https://www.business-gazeta.ru;www.fcufa.pro