12 мин.

Восхождение «Филадельфии» имеет структуру. Три года назад не попадала в плей-офф, а в этом году будет бороться за Кубок

Отправной точкой начала восхождения «Филадельфии» принято считать декабрь 2018 года. Именно тогда Рон Хекстал был уволен с поста генерального менеджера «Флайерс». С того момента команда постепенно становилась только сильнее. Из разобранного коллектива с сытыми лидерами, отсутствием тактики, неприемлемой игрой спецбригад и кучей неокрепшей молодежи, Чак Флетчер из города, где всегда солнечно, принялся по крупицам собирать новую династию-механизм, где каждый игрок и каждый член персонала находится на своём месте.

У данного успеха есть структура, при анализе которой в голову никогда не придёт вывод, что результаты «Филадельфии» сезона 2019/20 - случайность. В первую очередь, сильный тренерский штаб. На место Дейва Хэкстола и его людей летом пришёл один из самых тактически одарённых рулевых Лиги - Алекс Виньо. Прямо сейчас команда натурально разрывает НХЛ: команда находится в тройке лидеров по заброшенным шайбам с середины ноября прошлого года. Наконец-то стабилизировалась реализация лишнего (неплохие 20.8% - 14-ое место в лиге), а нейтрализация численного большинства соперника было отличительной чертой Виньо во всех командах - так оно есть и сейчас (солидные 82% и 11-ое место в НХЛ)

Во-вторых потрясающая глубина состава: у «Филадельфии», пожалуй, самые ровные топ-9 нападающих и три пары защитников на Востоке. Если с тройкой Жиру - Кутюрье - Ворачек все более-менее ясно, то на остальных стоит остановиться поподробнее. Тройка Лоутон - Хейс - Конекны забросила 60 шайб, что является 27% от всех шайб команды. Для сравнения – тройка гениев из «Эдмонтона» показывает феноменальные 41%, однако корректнее сравнить парней с аналогами из более ровных команд, в таком случае цифра «Флайерс» выглядит очень солидно. К примеру, звено Маккинона из «Эвеланш» забросило 76 шайб – 31% от всех голов команды. С поправкой на меньший айстайм – чем не еще один плюсик в копилочку обстоятельств, преобразивших «Филадельфию»?

Наконец-то у пенсильванцев все круто с обороной

Теперь об обороне: пара Проворов - Нисканен слишком хороша. Иван наконец-то вышел на свои проектные мощности – в среднем он проводит почти 25 минут на льду, за 69 игр набрал 36 (13+23) очков, половину шайб забросив в большинстве. Вообще, роль Проворова при реализации лишнего ключевая. Он находится в двадцатке лучших в лиге по айстайму при игре 5 на 4, именно Ваня продвигает шайбу через среднюю зону, именно он с той или иной периодичностью завершает позиционные атаки, проводя набросы на пятак или щелкая в надежде забросить – получается у него это все также круто: если в сезоне 2017/18 он забросил гроссмейстерские пятнадцать шайб при игре 5х5(делил первое место в лиге среди защитников с Виктором Хедманом из «Лайтнингс»), то в этом сезоне он в десятке сильнейших по этому показателю. 

При этом, Ваня серьезно добавил при игре в большинстве: еще пару лет назад, согласно продвинутой статистике, он был в числе худших защитников в лиге по реализации лишнего, среди игроков, которые в этом самом большинстве более-менее часто играют. Сейчас он наконец-то перестал делать глупые ошибки, стал закрывать синюю линию, при этом его бросок стал еще более убийственным – больше него (7 шайб) в этом сезоне в НХЛ не забивали. А еще Проворов умеет делать красиво в овертаймах! 

Серьезно помог Проворову Мэтт Нисканен. Обмен Радко Гудаша на новоиспеченного обладателя Кубка Стэнли сулил «Флайерс» уменьшение физической мощи. 255 силовых приемов (первое место в команде, второе в НХЛ), проведенных Радко серьезно влияли на соперника вкупе с его реноме – Гудаш из той группы игроков, которые одним своим видом напрягают нападающих чужой команды. Время показало, что Нисканен ничем не хуже в этом компоненте: он был лучшим по силовым в «Вашингтоне» – в общем-то остался таковым и в «Филадельфии». Однако вдобавок к силовой игре у Мэтта есть еще одно потрясающее качество: он является отличным ментором для Вани. Они играют в одном сочетании с самого начала сезона – у них потрясающее взаимопонимание, Мэтт позволяет подключаться вперед российскому защитнику, регулярно «подчищая» за ним. Также Нисканен хорошо помогает адаптироваться молодежи команды, речь о которой пойдет несколько позже. 

Оборона у коллектива из Пенсильвании достаточно молодая, однако уже сейчас можно сказать, что все достигли определенного прогресса, кроме Шейна Гостисбира.

Что говорить: американец проводит очередной провальный сезон: половину регулярки проводит в скретче или вообще не попадает в заявку - в нем попросту нет потребности у Виньо: игрок все ещё может перезапустить карьеру, особенно в случае безграничного доверия – однако это мы увидим уже в другом клубе в следующем сезоне. В этом сомневаться не приходится - забрать Шейна захочет половина команд Лиги, в особенности принимая во внимание его возраст и еще нераскрытый потенциал. 

Рик Боунес, который был тренером защитников в прошлом сезоне, сказал: «У Шейна, безусловно, огромный талант: возможно, это игрок без видимого потолка. Однако при всем его спектре скиллов, у него есть проблемы с самоотдачей, рабочей этикой и прочими психологическими качествами. Есть подозрение, что он неверно относится к своим должностным обязанностям, играя спустя рукава. При этом, порой он серьезно рефлексирует по поводу своих неудач, впрочем, все в его руках. Он еще может вернуться». Достаточно прозрачная, хоть и очень политкорректная реплика человека из прошлого тренерского штаба. В этом году он играет еще хуже, и практически не остается сомнений, что Шейн будет обменян: 4.5 млн в платежке (особенно на фоне возможного обрушения потолка зарплат из-за пандемии коронавируса) можно реализовать намного лучше.

Серьезную роль в успехе «Флайерс» играют проспекты команды

Ещё одной составляющей успеха является система «Флайерс», которая считается одной из лучших в НХЛ. Наконец-то заиграл Майерс, Обе-Кубель, Фэраби и главная надежда «Филадельфии» на долгие годы – вратарь Картер Харт. Наконец-то все сошлось: поднятый из АХЛ Николя Обе-Кубель очень быстро влился в коллектив, а Джоэль Фэраби вообще проводит свой дебютный сезон. Набрав 21 очко он заставил говорить о себе исключительно в хорошем ключе, фанаты с нетерпением ждут его дальнейшего прогресса – все идет к тому, что к двадцати годам он может стать стабильным игроком топ-6. 

Впрочем, в «Филадельфии» Виньо нет особого разделения на топ и боттом-6: что в «Рейнджерс», что сейчас во «Флайерс» он играет в топ-12: у команды потрясающая глубина в зоне атаки – в третьем звене играют крепкие во всех смыслах ван Римсдайк и Питлик, с центрящим их Грантом. Эти парни способны протащить шайбу в зону атаки, побороться у бортов, забрасывать шайбы – в общем, среднестатистическое третье звено. Куда интереснее остановиться на четвертой тройке: опытнейший Томпсон на позиции центра, австриец Раффль, пробивавший не так давно внушительные для его роли в команде 20 шайб, и Николя Обе-Кубель, который был, пожалуй, лучшим скорером 5х5 в «Фантомах». Это не чеккерское звено в его классическом представлении – каждый из них обладает стабильным функционалом для завершения атак, а молодость в совокупности с опытом центра грамотно дополняют друг друга.  

Перед уходом НХЛ на каникулы «Флайерс» лидировали в своем дивизионе, и мало кто сомневается, что команда попадет в плей-офф. Даже если после возобновления турнира сразу начнется розыгрыш Кубка, «хулиганы с Брод-стрит» непременно попадут туда по проценту набранных очков. Однако в «Филадельфии» так круто было не всегда: начало сезона команда провалила. Невнятные, казалось, действия тренерского штаба, плохие спецбригады и уже привычная расхлябанность лидеров команды - в последних сезонах Ворачек, Кутюрье, а с недавних пор и Проворов, всегда проваливали осень. Так случилось и сейчас. 

В первый месяц подопечные Виньо больше пропускали, нежели забивали, была неразбериха с голкиперами, Эллиот много пропускал, а Харт поначалу был немного сыроват. Еще хуже обстояла ситуация в прошлом сезоне. «Филадельфия» преступно много допускала опасных моментов у своих ворот: здесь было аномально большое количество бросков по своим владениям и грубейшие ошибки защитников. В копилку можно отнести ужасную нейтрализацию лишнего: 78.5% – шестое с конца место в лиге.  

Практически полностью эти проблемы решили две вещи: обмен Хейса и Нисканена. Хейс получает по новому контракту больше 7 млн $, однако отрабатывает каждый цент. Элитный двусторонний габаритный центр, способный отработать в своей зоне, вернуться в чужую, воткнуться в защитника с шайбой, отобрать ее и забросить. Являясь железным игроком второй тройки, Кевин не избегает всей черновой работы, не забывая об атаке – некоторые эксперты отмечают дорогой контракт, намекая на его стиль игры, однако важно понимать, что он получил «контракт всей жизни» будучи в своей прайм-форме. Реалии рынка таковы, что ради стабильного 40-очкового двустороннего нападающего с огромным влиянием на игру, заплатить 7 млн в год – адекватная цена. Очередной блестящий ход от Чака Флетчера!

Состав звеньев стабилизировался лишь в пост-дедлайн эпоху, виной этому много обстоятельств, одно из которых ужасная болезнь Линдблума. 

Лучшей тройкой начала сезона можно признать сочетание Линдблум - Кутюрье - Конекны. За забрасывание шайб здесь отвечал Оскар, помогал ему Тревор Конекны, а в диспетчерских навыках Кутюрье никогда не было отказано. Более того, Кутюрье еще и потрясающий ту-вей: в «Филадельфии» никто не умеет разгонять и завершать атаки (при этом не забывая отрабатывать в обороне) также, как Шон. Это звено было по-настоящему мощным – оставалось лишь сформировать две других тройки, устаканить игру на выезде (Картера Харта изрядно «трясло» в гостевых матчах) и команда бы встала на чемпионские рельсы уже тогда. Однако в начале декабря случилась страшная трагедия – у Оскара Линдблума была диагностирована редкая форма рака – саркома Юинга. Не вижу смысла говорить о том, что данный сезон был для шведа прорывным – когда происходят подобные вещи, хоккей отходит на второй план. Мы все с Оскаром, и надеемся, что однажды он вернется к полностью здоровой жизни. 

К паузе «Филадельфия» набрала мощнейший ход: никто не знает, когда будет восстановлен чемпионат, известно одно: подопечные Виньо железно будут в плей-офф – и в случае определения участников розыгрыша Кубка по проценту набранных очков, и в случае проведения дополнительного раунда плей-офф среди двадцати четырех команд лиги «Флайерс» будут там. 

В воротах «Филадельфии», кажется, появился франчайз-игрок

Разумеется, речь о Картере Харте – в свои 21 он успел дебютировать в НХЛ, а в этом сезоне уже является стартером команды. У него сносные показатели: 91.4% отраженных бросков при коэффициенте надежности 2.42. В таком возрасте заиграть в НХЛ и играть так много – уже достижение. Здесь Картера можно сравнить с Андреем Василевским: воспитанник уфимской школы хоккея дебютировал в НХЛ в сезоне 2014/15, когда ему только исполнилось 20 лет. С той лишь разницей, что первораудник «Тампы-Бэй» стал безальтернативным основным голкипером лишь к в 23 годам, когда как Картер является им уже сейчас. 

Удивляет то, насколько быстро Харт адаптировался в лиге: еще в первые выездные матчи прошлого, и особенно, нынешнего сезона его натурально трясло. Было много лишних движений непосредственно в игре, также он заметно нервничал во время коммерческих пауз. Сейчас это сошло на нет, он серьезно добавил в технике, а также он достаточно крут в психологии и ментальности на льду. Стивенсон, который также работал с Брэдом Холтби из «Вашингтон Кэпиталз» в те времена, когда Холтби был в WHL, похвалил Харта за использование многочисленных инструментов для улучшения его хоккейного интеллекта в игре. 

«Когда мы говорим про контроль происходящего на льду, его рабочая этика сильно выделяется, – продолжал Стивенсон, «Когда травма лодыжки удерживала Харта в лазарете в течение двух недель в конце прошлого сезона, он использовал дополнительное время для тренировки умственной реакции, просматривая видеоматериалы с тренером по вратарям «Флайерс» Кимом Диллабо. Они улучшали его скиллы на глазах, меня удивило его рвение и стремление стать лучше с каждым днем», – подытожил тренер.

 

Если взглянуть на тепловые карты игры в защите «Филадельфии», можно отметить несколько интересных моментов: 

 

  • С Картером в воротах подопечные Виньо грамотно обороняют пятак, обе зоны кругов вбрасываний, оставляя соперникам лишь возможность набрасывать с синей линии

 

  • С Эллиотом же все по-другому: возможно, имеет место быть подсознательное «он опытнее, он потащит» – игра на пятаке оставляет лучшего. Не в пример много добиваний после набрасываний от синей, полностью отданная зона левого круга вбрасывания и достаточно частые броски из правого круга.

 

  • При Харте оборона все еще по инерции действует более самоотверженно: больше блокированных бросков при пересчете на абсолютные величины – также виден перевод игры на борта

 Но слишком сильно радоваться российским болельщикам «Флайерс» не рекомендовано: команда очень нестабильна – дополнительную интригу стоит искать в связи с приостановкой чемпионата: команды будут растренированы, у них временно потеряется соревновательный дух, однако у подопечных Виньо все это будет возведено в абсолют. С логикой команда в принципе дружит несильно: когда есть все аргументы в пользу того, чтобы бороться за Кубок, она резко валится и быстро вылетает. В качестве примеров болельщики со стажем могут вспомнить сезон 2010/2011, когда почти всю регулярку команда разрывала соперников, но случайно наступил март – коллектив из Пенсильвании повалился настолько быстро, что никто попросту не понимал, что происходит. В 2015/16 же была зеркальная ситуация: состав уровня АХЛ к марту собрался, проведя взрывной финишный спурт. Однако как они попали в плей-офф, так быстренько оттуда и вылетели. 

Принимая во внимание такую историческую нестабильность франшизы, не стоит делать поспешных выводов. Да, «Филадельфия» провела крутую регулярку. Да, у этого успеха есть абсолютно видимые очертания и слагаемые. С нетерпением ждем возобновления чемпионата: сможет ли Виньо удивить всех и вместе с командой поднять Кубок Стэнли над головой? Покажет только время.