14 мин.

Кубок Азии - 2019. Группа D. Сборная Йемена. Счастье за горами

После небольшого перерыва «Новый Курс» продолжает свое незабываемое путешествие по азиатским просторам. Сегодня мы заедем в «пряничную» Сану, где местные жители расскажут нам, готов ли Йемен показать достойный дебют и утратить статус вечного аутсайдера азиатского футбола.

Что за страна?

«И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце» (III Цар. X, 2). Эта легенда из «Книги Царств» повествует о царице Савской с юго-запада Аравийского полуострова. Она очень точно характеризует то богатство, которым изобиловал древний Йемен. В многочисленных источниках античности эта земля получила название Arabia felix, что переводят то как «Счастливая Аравия», то как «Аравия плодородная». Прекрасные климатические условия в виде регулярно выпадающих осадков позволили с VIII в. до н.э. построить мощную ирригационную систему, что сделали эти земли такими зелеными и плодородными. Торговля тоже приносила немало золота в казну местных царей: выгодное географическое расположение позволяло контролировать весь торговый поток Красного моря.

Немудрено, что купающиеся в процветании древнейеменские земли быстро стали объектом вожделения могучих военных империй. Но не все было так просто: гористая местность делала этот участок труднопроходимым для чужих войск. Римские полководцы не раз обламывали копья о неприступную территорию Химьярского царства. Впоследствии эта территория была яблоком раздора между эфиопским государством Аксумом и принявшей почести Рима Византийской империи. Их дележ йеменской земли прерывали персы, что взяли её в 575 году. Конец всем переделам положили арабы, что сделали Счастливую Аравию частью своего халифата. Именно тогда появилась арабская версия слова «счастливый» - «аль-Йаманийа», от которой пошло название современного государства.

Дальнейшая история Йемена вполне типична для арабоязычного региона. Правление Омейядов, правление Аббасидов, появление местных князей, что подчиняли себе эту территорию. Часто она подпадала под влияние египетских династий: здесь свое влияние распространяли Фатимиды и Айюбиды, а также свою власть распространяли египетские мамлюки. Сделать Йемен частью своего мира пытались и саудовские царьки. Оттуда появилось традиционное противостояние за эту землю между современными Египтом и Саудовской Аравией. Но не только это стало причиной будущего раскола Йемена. После арабского завоевания северное население стало исповедовать шиизм, в то время как на юге развитие получило суннитское направление.

Но с арабским владычеством связаны и печальные тенденции на этой земле: ирригационная система была разрушена, и территория пришла в запустение. Свою ложку дегтя добавили и португальцы, что уничтожили местную торговую систему, тем самым окончательно отправив в небытие значимость бывшей «Счастливой Аравии». Однако в подчинении Йемена последователи Генриха Мореплавателя не преуспели. XVII-XVIII вв. – время бесконечных противостояний местных князьков, пока на эту местность не обратили внимания британские адмиралы. Они сделали морское побережье Йемена частью раскинувшей свои щупальца на весь мир системы имперских морских коммуникаций. В это же время за северную часть активно боролись саудовские ваххабиты и египетские войска во главе с известным правителем Мухаммадом Али. В дальнейшем же разделение Йемена было закреплено официально: имамат на севере получил свою независимость в 1918 году, а очистить свою территорию от британских войск южанам удалось лишь в 1967. Несмотря на бесконечные военные столкновения между двумя странами, они имели общих союзников в лице СССР и его арабских сателлитов (Сирия, Египет, Ливия).

Вялотекущий конфликт отнимал много сил и так слаборазвитых экономик двух стран. Поэтому в конце 1980-х гг. в качестве повестки дня появилась идея об объединении страны. 22 мая 1990 года состоялось официальное провозглашение единого Йемена, и последующие годы стали непростым временем преодоления бытовых и религиозных противоречий между бывшими антагонистами. Гражданская война 1994 года показала всю сложность этого процесса. Несмотря на активность многочисленных политических партий в начале, в Йемене всем заправляют военные, на долгие годы монополизировавшие власть в стране. Сейчас Йемен продолжает оставаться одной из беднейших стран региона, живущей за счет экспорта сельскохозяйственной продукции. И всё же, пряничные домики Саны, вызывающие подобную ассоциацию благодаря своему орнаменту, а также солнечные пляжи острова Сокорта, загадочный «Манхеттен пустыни» в виде города Шибам и причудливое строение дворца Дар аль-Хаджар активно завлекали сюда туристов. События гражданской войны, показавшей, что окончательное примирение в стране еще далеко от реальности, прервали и так немногочисленный поток иностранцев.

А что там с футболом?

стадик

Замороженной оказалась и спортивная составляющая йеменского общества. Хотя стоит сказать, что хорошо развитой она здесь никогда не была. Скудные делегации, отправлявшиеся как от двух стран, так и от объединенного  государства, вообще никогда не добирались до пьедестала почета. Оттого и какие-либо имена местных спортсменов вспомнить достаточно сложно. Спорт в этой бедной стране никогда особо не котировался, а сложная политическая обстановка, вылившаяся в затяжной гражданский конфликт, и вовсе отпугивала как местных, так и иностранных инвесторов.

Война коснулась и футбола, который на спортивном безрыбье Йемена является самым популярным видом спорта в стране. Но, в отличие от сирийцев, найти безопасное место, чтобы проводить местный чемпионат, местной федерации не удалось. Прерванное в сезоне 2014/2015 первенство отныне не возобновлялось, хотя и до этого проблемы с проведением футбольных матчей здесь не были редкостью. Слабо развитая инфраструктура вкупе с нестабильной политической обстановкой, терактами в исполнении местных радикалов и постоянными вмешательствами иностранных вооруженных сил в конфликты не способствовали развитию местного футбола.

Ключевыми в йеменской лиге были два противостояния: между столичными «Аль-Ахли» и «Аль-Вехда», которое считалось самым жестким дерби в этой стране, а также «битва двух городов» между «Аль-Ахли» и аденским «Аль-Тилялем». Оба клуба расположены в самых богатых городах, а также являются наиболее титулованными представителями местного первенства. Чего не скажешь об их успехах на азиокубковой арене: ни один йеменский коллектив ни разу не добирался до группового этапа Лиги чемпионов, а в местном аналоге Лиги Европы, если они и пробивались в квартеты, то получали там статус безнадежного пассажира. Бедность йеменских клубов не способствовала и притоку легионеров: иногда сюда заезжали эфиопы, которые даже для своей сборной, что не особо блещет на африканской арене, подходили в исключительных случаях.

С началом боевых действий многие йеменские футболисты отправились искать счастья в других странах. Многие обрели свои клубные прописки в Катаре, однако есть и те, кто остались преданы своей земле. Несмотря на опасность быть убитым в любой момент, местные энтузиасты регулярно проводят здесь товарищеские матчи между тем, что осталось от клубов. И стоит сказать, их смелости и стремлению играть, несмотря ни на что, можно позавидовать: пока федерация бессильна, немало игроков сборной нынешних созывов продолжают играть в Йемене.

Хотя у Йемена было целых две сборной на протяжении двадцати лет, ни одна из них не добиралась до чего-то существенного. Не помогала и советская помощь в виде прибывшего на тренерский мостик бывшей легенды «Кайрата» 1960-х Тимура Сегизбаева. До билетов на чемпионат мира им было также далеко, как идти пешком от Саны до Парижа. Наиболее близки к нему йеменцы были в отборе к японо-корейскому мундиалю, где во втором раунде уступили лишь очко сборной из ОАЭ. То же самое можно было сказать и о судьбе йеменцев на Кубке Азии. Регулярное участие в турнирах рангом заметно ниже также не внушали оптимизма: на Кубке Арабских Наций их унижали даже такие футбольные «державы», как Палестина и Ливия (с последней вообще общий счет их противостояний 1:29 в пользу угадайте кого).

В 2000-е, казалось, футбольный Йемен начал поднимать голову. Регулярно они стали участвовать в Кубке Персидского Залива, хотя до сих пор не одержали на нем ни одной победы. В 2010 году данный турнир проводился в йеменском Адене, но и на своих полях сборная провалилась на групповом этапе, не зацепив ни одного очка. Неожиданно приятно удивила молодежь, пробившаяся на чемпионат мира до 17 лет 2003 года. И хотя в матчах против молодых Виериньи, Жоау Моутинью, Мануэла Фернандеша, Алекса Сонга и Стефана Мбиа они стали последними в группе, сам факт отбора считался грандиозным успехом. В последние годы йеменская молодежка регулярно добирается и до юношеских Кубков Азии, но миновать групповой этап на азиатском первенстве им пока не удается. 

Отбор к российскому мундиалю Йемен провалил, неудачно выступив во втором раунде квалификации. В группе с Узбекистаном, Филиппинами, Бахрейном и КНДР сборная смогла выиграть лишь однажды, закончив группу с -15 в графе забитых и пропущенных мячей. Последнее место в квартете вынудило йеменцев проходить квалификацию к Кубку Азии с самого первого этапа. На финишной прямой они вновь столкнулись с филиппинцами, а также их соперниками по группе были команды Таджикистана и Непала. В первом же «домашнем» матче, проходившем в катарской Дохе, где сейчас играют йеменцы, они взяли три очка против среднеазиатского коллектива, который считался главным фаворитом группы. За этим последовал ряд ничейных матчей, вследствие чего борьба между Йеменом и Таджикистаном за путевку на Азиаль разыгралась нешуточная. Но явно начав отбор не с той ноги, таджики так и не смогли отомстить своему обидчику, который смог увезти очко из Гиссара, а также два раза проиграли набравшим неплохой ход будущим подопечным Свена-Йорана Эрикссона. Победа в последнем  матче над Непалом отправила йеменцев на первый в их истории Кубок Азии, в отборе к которому они сумели впервые не проиграть ни разу.

Наставник

кочан

Однако творец сего успеха, эфиопский специалист Абрахам Мебрату, не сможет помочь своей бывшей команде. Отправив йеменцев на Азиаль, он покинул свой пост, чтобы возглавить сборную своей родины. И пока он пытается с ней провернуть такой же трюк в квалификации на африканский форум, йеменцев к дебютному выступлению на Кубке Азии готовит словацкий наставник Ян Коциан.

Связав свою жизнь с футболом, он явно об этом не пожалел. После того, как он 9 лет отыграл на родине, его фигурой заинтересовался немецкий «Санкт-Паули». Вдохнув воздух анархии и свободы морских портов Гамбурга, он стал одним из ключевых игроков чехословацкой сборной на мундиале 1990 года. Там коллектив, что воспитывался на рассказах о славных подвигах Вильяма Шройфа и Йозефа Масопуста, добрался до четвертьфинала, где с минимальным счетом уступил будущим победителям этого мирового первенства из Германии. Сам же Коциан был признан игроком года в Чехословакии, а в 1993 году завершил свою карьеру игрока.

Но долго усидеть на месте Ян не смог. В знак уважения в штаб словацкой сборной его позвал Йозеф Венглош. Также немалое время Коциана не отпускала Германия: он работал помощником в «Кёльне» и «Айнтрахте», пробовал себя на поприще главного тренера в «Рот-Вайссе» и «Шпортфройнде». В последнем он неплохо работал и чуть не вывел команду в первую Бундеслигу, чем привлек чиновников словацкой федерации. Однако со сборной, где во всю тогда зажигали Мартин Шкртел и Ян Дюрица, а также только перешедший в «Наполи» Марек Гамшик, пройти на Евро-2008 он не смог, что сочли за провал. После был китайский вояж, а затем успешные сезоны с польским «Рухом», где его признавали лучшим тренером года в стране. Попытки обрести себя в Польше длились шесть лет, пока он не принял предложение дебютировать с Йеменом на Кубке Азии. Полгода сборная жила без тренера и не проводила матчей, и вот уже два месяца как словак приступил к своей работе. Времени у него было совсем мало, но тем будет интереснее, что же покажет Йемен в Эмиратах.

Самое узнаваемое лицо

сарори

Здесь наше мнение вновь разошлось с представлениями официальных организаторов Азиаля. В качестве важнейшего игрока йеменской сборной они выбрали Ала Аль-Саси. Его считают талисманом сборной после ухода лучшего голеадора в истории местного футбола Али Аль-Ноно. Именно 30-летняя «десятка» катарского «Аль-Сайлия», по мнению азиатов, должна стать знаменосцем йеменцев во время их исторического дебюта.

Мы же – за молодежь. Поэтому наш выбор пал на 20-летнего игрока бразильского «Сентрал» Ахмеда Аль-Сарори. Талантливый форвард получил первый вызов в национальную команду еще в 17-летнем возрасте. Тогда же он дважды отправил снаряд в сетку во время квалификации к российскому мундиалю, запустив свой результативный счетчик. Тем самым он обновил два рекорда: он стал самым молодым автором гола сборной Йемена, а также открыл счет мячам национальной команды в квалификации к чемпионату мира.

Родился же он в многодетной семье в Йемене. С детства полюбивший футбол, он в очень раннем возрасте вошел во взрослый футбол. В 16 лет он дебютировал за родной «Аль-Ахли», однако война вынудила его оставить страну. Чтобы его талант не пропадал, родители отправили его в Бразилию. Переехать же с семьей Ахмед не смог, поэтому общение с родственниками поддерживает по фейсбуку. Сейчас он играет за клуб из четвертого бразильского дивизиона, однако это – не предел мечтаний первого йеменца в истории местного футбола. Он мечтает поиграть в Европе и почувствовать вкус лучших противостояний футбольного мира, а также вывести туда свою семью, которой не хватает средств на выезд из охваченной гражданским конфликтом страны.

Переезд в Новый Свет не пошатнул основы мировоззрения Аль-Сарори: он по-прежнему патриот своей страны, глубоко верующий мусульманин, никогда не забывающий помолиться пять раз в день. Также в свои 20 лет он уже обзавелся семьей с уроженкой Рио-де-Жанейро и растит полуторагодовалую дочь. Однако, по признанию самого Ахмеда, в его стране такой возраст для женитьбы считается большим, и его уже пытались поженить в подростковые годы. Свой патриотизм же он доказывает на поле в футболке национальной сборной, с которой уже совсем скоро он дебютирует на Азиале.

Календарь

Первый матч Кубка Азии в истории сборной Йемена состоится против чемпиона форума 2007 года сборной Ирака. Затем ей будет противостоять грозная бригада Кейроша, которую сменит недавний чемпион турнира АСЕАН из Вьетнама. Расписание подопечных Яна Коциана явно говорит о том, что им придется быть готовым с первого же матча сдерживать довольно серьезный натиск.

8 января. Абу-Даби - «Зайед Спортс Сити» - Ирак : Йемен

12 января. Шарджа - «Шарджа Стэдиум» - Йемен : Иран

16 января. Аль-Айн - «Хазза бин Зайед» - Вьетнам : Йемен

Команда

команда

Поскольку Коциан приступил к работе лишь в октябре, ноябрьский цикл товарищеских матчей был единственной возможностью для словака проработать свои идеи на практике. Главный ключ йеменцев к успеху – внимательная игра в обороне вкупе с ролью «второго номера». В двух ноябрьских поединках он опробовал схему 4-4-2. Основной костяк сборной, сохранившийся с отбора к Азиалю, Ян решил не менять. В то же время в ходе товарищеских матчей он привлек несколько ребят из молодежки, сделав особенный акцент на обновлении оборонительной линии.

 

ком1
ком2

Спорные позиции

  • пока не очень ясно, кто будет спутником Аль-Сарори в походах на штрафную соперника. На эту роль Коциан пробовал как форварда йеменского «Аль-Сакра» Мохсена Керави, так и страйкера аденского «Аль-Тиляля» Ахмеда Абдулраба. Опыт игры за более топовый йеменский клуб и бОльший отрезок игрового времени намекают на то, что выбор будет сделан в пользу второго. В центре нападения также способен сыграть одноклубник Керави Эрад Мансоор, однако чаще он используется на фланге атакующей линии.

  • также немало будет зависеть от роли Ала Аль-Саси. Гораздо более продуктивен он на своей любимой позиции «десятки», однако в 4-4-2 ему уготована роль одного из «бокс-ту-боксов». Объемная беговая и черновая работа вряд ли его конек, поэтому вполне возможно, что Коциан на Азиале перестроится на 4-2-3-1. Благо, ресурсы в центре поля у него для этого есть

  • не бесспорной кажется позиция напарника Аль-Саси в центре поля в данной расстановке. Здесь словак будет делать выбор между еще одним игроком «Аль-Сакра» Хуссейном Аль-Гази и более оборонительным вариантом из катарского «Аль-Харитият» Ахмедом Аль-Хаифи. Игра в чемпионате выше уровне и необходимость страховки Аль-Саси, скорее всего, вынудит Коциана в центр поля отрядить именно Аль-Хаифи

Прогноз – 4 место в группе

Душа всегда требует какой-то сенсации, чуда. Но дебютант Кубка Азии из Йемена вряд ли выполнит такой запрос. Сильный, сплоченный состав? Нет. Половина игроков основы не получают регулярной игровой практики и в обыденное время скорее озабочены выживанием в условиях гражданской войны. Крутая тренерская работа? Каким бы специалистом не был Коциан, донести свои идеи за три месяца пребывания на мостике вряд ли у него получится. Поэтому судьба Йемена, скорее всего, предрешена изначально, и статус вечного аутсайдера останется закрепленным за этой командой.