15 мин.

Кубок Азии – 2019. Группа D. Сборная ИР Иран. Непреклонные, несгибаемые, несдающиеся

«Новый Курс» не дает вам отдохнуть, постоянно рассказывая вам о сборных грядущего Азиаля. Что ж, мы тоже не спим, совершая постоянные перескоки в пространственно-временном континууме. Сегодня мы остановимся в Тегеране, и на этот раз объектом нашего пристального взгляда стала сборная страны, где практически всем заправляет шиитское духовенство.

Что за страна?

Как и о многих странах азиатской части света, об Иране можно говорить вечность. И первыми, кто оставил след в истории об этой земле, были сами древние персы. Знаменитая Бехистунская надпись, высеченная по приказу легендарного Дария I, повествует о том, как расширялась великая империя Ахеменидов на восток. Однако античная страна, подарившая нам целую плеяду крутых сюжетов из греко-персидских войн, была не первой попыткой построить государство на этой территории. Знатоки древневосточной истории вспомнят и об Эламе, что процветал за счет торговли, а кое-кто скажет, что первым персидским государством была Мидия, которую древние греки называли «страной ариев». И действительно, именно эти индоевропейские племена оставили первые следы государственности на обширной иранской земле.

Долгое время Ахеменидская держава оставалась одним из самых могущественных организаций тогдашней ойкумены. Пасть ей было суждено от руки 25-летнего македонского царя, перевернувшего ход всего ближневосточного региона. После же персидская территория захватывалась то Селевкидами, то Парфией, то династией Сасанидов. Но одно было неизменно – враг на западе. Римская империя и правители Ирана в борьбе за роскошные территории Ближнего Востока перебили друг у друга не один десяток тысяч воинов. Битва за Восточное Средиземноморье продолжалась вплоть до середины VI века, в то время как в самом Иране поднимала голову одна из древнейших религий, впоследствии воспетая Фридрихом Ницше в книге «Так говорил Заратустра».

Конец всем вышеописанным процессам положили воинственные арабы, сметавшие все на своем пути. Отныне история Ирана – бесконечное противостояние разных князей и народов. Свой след в летописях этой земли оставило могущественное государство Газневидов, раскинувшееся от Сирии до Средней Азии. Через территорию современной Исламской республики шли турки-сельджуки во главе с могучим воином на троне Арп-Арсланом, что пленил византийского императора. Персию пытались подчинить и среднеазиатские хорезмшахи, и беспощадные Тимуриды, и Сефевиды, которые на протяжении веков отравляли жизнь османским гарнизонам. Последних представлял один из величайших правителей Ирана Аббас I, что попытался вернуть этой земле былую имперскую славу. А пока одни правители сменяли других, в забытых пустошах молились суфийские монахи, писали свои знаменитые поэмы Фирдоуси и Мевляна, философию сочетал с передовыми методами лечения Авиценна, а увлекался астрономией, математикой и составлением календаря духовный наставник местных султанов Омар Хайям, чьи изречения растащили на куски множество пабликов ВКонтакте. В это же время творил один из крупнейших поэтов всего средневекового востока Низами Гянджеви, известный своими великолепными «Пятью поэмами».

После Аббаса I персидское государство постепенно пришло в упадок и стало объектом «большой игры» между Англией и Россией. Российская империя в XIX веке прошла через ряд боевых столкновений со своим южным соседом, и после одного из них трагически погиб известный сочинитель «Горя от ума» Александр Грибоедов. В конце концов российское влияние возобладало, а уже в советское время большевики по крайней мере дважды пытались отобрать немалый кусок территории Ирана, где проживала азербайджанская диаспора. Иран в XX веке – это еще и знаменитая Тегеранская конференция 1943 года, на которой впервые встретились Сталин, Рузвельт и Черчилль. После победы Антигитлеровской коалиции Иран попал под влияние США, а шахиншах Реза Пехлеви привнес стране западный образ жизни и модель поведения. На фоне соседних традиционных обществ Иран выглядел с точки зрения англосаксонского мира страной с передовым менталитетом, впитавшим в себя лучшие достижения западного общества.

Всё изменилось с революции 1979 года, которую возглавил аятолла Хомейни, увидев в современном иранском обществе разложение и отход от веры. Иран официально стал Исламской республикой и резко изменил свой внешнеполитический курс, параллельно отличившись захватом американского посольства в Тегеране. После были трагические события беспощадной ирано-иракской войны, унесшей жизни 900 тысяч персов, сопротивление западному миру в попытках обрести ядерное оружие, фигура жесткого и авторитарного, но скромного, предпочитающего дорогим автомобилям простой автобус, президента Махмуда Ахмадинежада и дальнейшие попытки обрести себя в этом светском мире. Но не стоит так бояться: Иран также готов принимать потоки гостей, местные жители добродушны и гостеприимны, а персидские ковры до сих пор являются главным национальным брендом. Местные мечети, чьи строители подарили целое направление в архитектуре религиозных сооружений, поражают глаз своей красотой и изящностью, а персидские свадьбы по-прежнему пышные и вызывающие восторг своей самобытной обрядностью. Да что уж говорить, если из персидского рода вышел культовый композитор Рамин Джавади. А пока у вас в голове звучит тема из «Игры Престолов», переходим к делам футбольным.

А что там с футболом?

Один из самых любимых видов спорта иранцев – это, конечно же, борьба. Там выходцы с персидской земли на протяжении многих лет являются главными фаворитами на соревнованиях всех уровней. Основоположником успеха считается Голамреза Тахти по прозвищу «мировой чемпион», что наводил ужас на своих соперников на рубеже 1950-1960-х гг. На лондонской Олимпиаде иранские борцы в греко-римском стиле забрали себе весь слот золотых медалей, лишь немного уступив на следующих играх в Бразилии. В последние годы все более популярной в Иране становится тяжелая атлетика, где в первой половине 2000-х феерил двукратный олимпийский чемпион Хусейн Резазаде. Иногда персы забирают немного наград у корейцев в их родном тхэквондо, и здесь нельзя не вспомнить о Хади Саеи, также дважды поднимавшемся на высшую ступень пьедестала в Афинах и Пекине.

Футбол в этой стране также имеет прочные традиции и широкую поддержку публики. Борьба и футбол давно конкурируют в Иране за звание самого популярного вида спорта в стране. Впрочем, игра с мячом имеет здесь также давние традиции. Завезенная в начале XX века, как вы можете догадаться, британцами, она с ходу завоевала сердца местного населения. Однако долгое время клубный футбол на персидской земле имел любительский характер, и организационные формы он начал получать лишь в начале 1970-х. Неоднократно лиги меняли структуру, расписание и название, пока в 2001 году не было окончательно закреплено наименование «Лиги Персидского Залива».

Несмотря на постреволюционные трудности, тяготы ирано-иракской войны и последующие политические события, футбол в стране активно развивался и регулярно приносил плоды в виде успехов в азиатской Лиге чемпионов. Первый трофей в главном азиокубке взял «Эстегляль» еще в дореволюционные годы, а повторить свое достижение ему случилось спустя 20 лет. 1993 год стал временем триумфа «ПАС Тегеран», после чего иранские клубы ни разу не брали этот трофей. Но это не должно вводить в заблуждение: уровень персидских команд возрастал, в результате чего с 2009 года Иран смог выставлять на ЛЧ целых четыре коллектива вместо двух до этого. Регулярно они добираются до финала: за последние десять лет им удавалось это трижды, а в недавно прошедшем матче, определившем победу «Касимы Антлерс», соперником японцев был иранский «Персеполис». Именно этот клуб является самым титулованным в стране, а его зарубы с «Эстеглялем» считаются местной разновидностью «эль класико».

Немалый вклад в иранский футбол делают легионеры, чей наплыв активно стартовал в начале 2000-х и с тех пор лишь усиливается. Игроки из соседних стран, а также множество латиноамериканцев и африканцев с завидной регулярностью забредают в дивизионы Исламской республики, но среди них почти не появляются звезды мирового класса. Упоминания стоят такие футболисты, как уральский армянин Вараздат Ароян, ветеран узбекской сборной Сервер Джепаров, центральный защитник костариканской сборной, участвовавший в сотворении сенсации бразильского мундиаля, Майкл Уманья, стильный нигериец, попыливший в Европе, Тарибо Уэст а также обладатель Кубка Азии-2007 и первый иракский футболист, игравший в ЛЧ Старого Света, Хавар Мулла Мохаммед. Впрочем, и здесь хватает своих звезд, которые в последние годы пытаются реализовать себя в топовых европейских первенствах.

Хотя успехи национальной сборной Ирана исчисляются отнюдь не только современностью. На всю Азию она гремела в 1970-е годы, когда она трижды подряд завоевывала титул лучшей команды восточной части Евразии. После ошеломительных успехов на региональном уровне персидский коллектив впервые попробовал свои силы на мировом поприще. На аргентинском мундиале 1978 года она предстала футбольной общественности, однако крупно проиграла голландцам и перуанцам и смогла свести к ничье поединок с шотландцами. Впоследствии трофеи Ирану только снились, и при этом даже проход в финал Азиаля с тех пор стал для персов неразрешимой задачей. На блистательный период 1970-х пришлись выступления легендарного голкипера Нассера Хеджази, культового иранского хавбека Али Парвина, а также главного бомбардира персов того времени Голама Хоссейна Мазлуми.

1990-2000-е – время новых героев иранского футбола. И хотя на Кубке Азии они довольствовались в лучшем случае бронзовой ступенью пьедестала, на этом этапе выступало немало культовых игроков, которые зарекомендовали себя в том числе и на европейской арене. Это и легендарный рекордсмен по количеству выступлений за сборную, шесть лет карьеры отдавший «Осасуне», Джавад Некунам, и лучший бомбардир в истории сборной, также запомнившийся как крутейший голеадор Азиаля, Али Даеи, и пытавшийся пробиться в основу «Баварии» Али Карими, а также сыгравший в свое время более 200 матчей за «Гамбург» Мехди Махдавикия наряду с Вахидом Хашемяном, большую часть карьеры игравший в Германии. Они были лидерами иранской сборной на двух мундиалях 1998 и 2006 гг., но на них персы отметились лишь первой победой на чемпионате мира. Объективно лучшие годы иранской сборной последних десятилетий приходится на работу португальского специалиста Карлуша Кейроша, чья многолетняя кропотливая деятельность позволила на российском мундиале навязать серьезную борьбу грандам европейского футбола сборных. В ранге фаворита теперь иранская бригада едет и на грядущий Кубок Азии, где им представится возможность прервать печальный период без титулов.

Наставник

Главный тренер сборной Ирана Карлуш Кейрош уже вошел в анналы истории местного футбола как человек, что два раза подряд выводил свою команду на чемпионат мира. Сам факт, что такой вспыльчивый наставник, как португалец, так долго остается на посту, который славился своей шаткостью, уже заслуживает внимания. С апреля 2011 года он тренирует иранский коллектив, а до него самым «долгим» тренером сборной был Хоссейн Фекри, работавший с Ираном пять лет. И все же, то было в далеких 1960-х, еще до победоносного персидского шествия по трем Азиалям.

Именно это и стало залогом последних успехов иранцев последних лет. Уже много лет Кейрош варится в местной кухне, прекрасно разбираясь в перипетиях азиатского футбола. Из года в год португалец постепенно выстраивал точный и стройный механизм, что позволял иранцам не падать лицом в грязь перед гораздо более сильными сборными. На бразильском мундиале команда запомнилась «фееричным» матчем с Нигерией (признайтесь, вы же до сих пор хотите стереть себе память, чтобы пересмотреть этот шедевр?), почти удавшейся попыткой сдержать Аргентину, где все решило чудо по имени Лионель Месси, а также обидным поражением от дебютанта форума из Боснии и Герцеговины. Кубок Азии также не давался португальцу: на австралийском первенстве его команда вылетела в ¼ финале от Ирака, где после сумасшедшего овертайма победителя определяли в серии пенальти. Куда интереснее выдалось выступление персов на российских полях, где они показывали чудеса оборонительной игры, сыгранности и тактической организации. Сначала они выдержали натиск марокканцев и направили его против них же самих в лице Азиза Бухаддуза. После было минимальное поражение от испанцев, где у иранцев была даже возможность отыграться. В последней зарубе с португальцами они вновь могли выйти героями и впервые ступить в стадию плэй-офф, но свой веский довод против выразил Рикарду Куарежма.

Однако не только длительная работа была причиной роста сборной. Богатый опыт португальского специалиста и мощный бэкграунд в виде предыдущих рабочих мест также помогал ему взрастить образцовую с точки зрения организации команду. На клубном поприще 65-летний специалист запомнился как помощник сэра Алекса Фергюсона, который привел в команду КриРо, Нани и Андерсона. Год за годом он учился у легендарного шотландца тренерской мудрости и даже пробовал применить её в мадридском «Реале» в сезоне 2003/2004. Но испанский опыт оказался провальным – ни одного трофея, кроме утешительного Суперкубка, взять португалец так и не смог, хотя в его обойме были такие наизвезднейшие исполнители, как Зидан, Роналдо, Роберто Карлос, Рауль, Фигу, Бэкхэм и многие другие. После нескольких лет работы над ошибками под руководством Ферги Кейрош решил вернуться на уровень национальных сборных. Еще до прибытия в Манчестер он уже работал в ЮАР, которую выводил на чемпионат мира, а также ОАЭ, а начинал свой тренерский путь Карлуш в качестве наставника португальской сборной. Второе возвращение 14 лет спустя запомнилось выходом в 1/8 финала ЧМ-2010 на испанцев, а также скандалами Кейроша с антидопинговыми службами. После он оказался в Иране, где работает уже седьмой год. И на этом Кубке Азии доведенная до ума работа Карлуша должна дать ему первый в его тренерской карьере трофей, а сборной – первый за 42 года успех на этом форуме.

Самое узнаваемое лицо

В ранге одного из важнейших игроков иранской сборной на форум в ОАЭ поедет Алиреза Джаханбахш. К своим 25 годам этот игрок добился немалых успехов на фоне своих партнеров по сборной. После феерического прошлого сезона в стане «АЗ», в котором он стал лучшим бомбардиром голландской лиги, на него положили глаз многие клубы топ-5 европейских первенств. Наиболее убедительным оказался «Брайтон», заплатив голландцам за Джаханбахша 22 миллиона евро, что стало рекордным трансфером в истории клуба. Пока Алиреза надежд руководства не оправдывает: адаптируясь к условиям АПЛ, он постепенно подводился к основе и недавно уже стал рассматриваться как игрок старта. Все испортила травма подколенного сухожилия, выбившая его из футбола с начала ноября. Но не волнуйтесь: на Азиале мы его увидим, Кейрош уже указал его фамилию в своем предварительном списке.

Сейчас Алиреза наверняка с приятной ностальгией вспоминает уютные времена, когда он зажигал в Эредивизи. 20-летний иранец прибыл в Голландию пять лет назад, и его первым пристанищем стал «НЕК». Спасти команду от вылета Джаханбахш не смог, однако в рамках голландского аналога ФНЛ выдал настоящую феерию голов и ассистов, зачислив 29 результативных баллов себе в актив. На иранского паренька обратили внимание ряд клубов, и он выбрал более скромный «АЗ», с которым боролся за еврокубковые места, пытался выйти в групповой этап Лиги Европы и в котором продолжал регулярно обновлять свой бомбардирский счетчик. Феноменальным вышел прошлый сезон: 21 гол и 12 голевых передач в 33 матчах сделали из него одного из самых ожидаемых иранских игроков на российском мундиале. И хотя ярко проявить себя в команде Кейроша летом ему не удалось, мы уверены, что Кубок Азии – идеальная возможность вновь обрести уверенность в себе после не совсем убедительного старта в «Брайтоне».

Календарь

Уже на групповом этапе для Ирана нет поводов для расслабления. Первый матч обещает непростую прогулку против крепкого Вьетнама, а в последней игре может состояться месть за поражение в ¼ финале предыдущего форума. Между ними втиснулся поединок с Йеменом, но такой распорядок не позволит Кейрошу постепенно подводить форму игроков.

7 января - Абу-Даби – «Мохаммед бин Зайед Стэдиум»Иран : Вьетнам

12 января - Шарджа – «Шарджа Стэдиум»Йемен : Иран

16 января - Аль-Айн – «Хазза бин Зайед»Иран : Ирак

Команда

Строгая дисциплина, четкие установки, крутая тактическая выучка и высокий уровень организации в обороне – главные козыри в рукаве португальского специалиста. Формальная схема 4-1-4-1 на мундиале превращалась в 6-3-1, где лишь Сердар Азмун был освобожден от жестких оборонительных обязанностей. Его задача заключалась в поиске мяча впереди, чтобы скидывать его на свободное пространство быстрым фланговым игрокам. Контратакующий стиль, вымуштрованный за годы работы португальца, позволил Ирану смотреться на равных практически со всеми участниками группы B на последнем чемпионате мира. И судя по последним контрольным поединкам, в которых лишь однажды иранцы забили больше одного мяча, в расстановках Кейроша мало что изменилось.

 

  • в ходе товарищеских матчей Кейрош пробовал разные сочетания в центре обороны. Отчего названный первый состав центральных защитников стоит считать условным. Особенно стоит отметить центрбэка из середняка иранской лиги «Машин Сази» Хоссейна Канаани, который совсем недавно дебютировал за сборную и ставился в стартовую обойму португальцем в обоих играх последнего товарищеского цикла

  • как и на российском мундиале, центр поля будет состоять из игроков, которые при номинальных атакующих позициях будут выполнять огромный объем оборонительной работы. И здесь Кейрош также пробует разные сочетания. Активно возвращается в обойму Ашкан Дежага, появлявшийся в старте в контрольных играх. Португальский наставник также не может сделать окончательный выбор между вингером «Трабзанспора» Вахидом Амири и игроком атакующих линий «Амьена» Саманом Годдосом – оба получали примерно одинаковое игровое время. Незыблемы в центре поля лишь позиция верного бойца Карлуша Омида Эбрахими, который нацелен исключительно на разрушение атак соперника

  • помимо Канаани из новичков сборной стоит выделить пытающегося закрепиться в основе «Брюгге» Каве Резаеи, проводящего лучший сезон в своей жизни за португальский «Маритиму» голкипера Амира Абедзаде, который вытеснил потащившего пенальти от Роналду Алирезу Бейранванда, опорника «Персеполиса» Ахмада Нуроллахи, а также полезного игрока фланга атаки из «Шарлеруа» Али Голизаде. Все они попали в предварительный список отправляющихся на Азиаль, поэтому мы, вполне возможно, совсем скоро увидим их в деле в механизме Кейроша

Прогноз – обладатель Кубка Азии

Четкая организация игры, максимальная концентрация в обороне, наличие как звездных игроков, так и преданных воинов Кейроша, что готовы пахать за него на 200% своих возможностей, прилив свежей крови в преддверие Кубка Азии – а что еще нужно для того, чтобы наконец прервать печальную 42-летнюю серию без трофеев? Огромная работа, проделанная португальцем, должна принести свои плоды. И, кажется, настало время их пожинать.