12 мин.

Кубок Азии - 2019. Группа С. Сборная Филиппин. «Дворняги» из страны тысячи островов

Одним из главных откровений этого Азиаля может стать сборная Филиппин, абсолютный дебютант континентальных первенств. Попробуем рассказать все, что нужно знать об этой команде и том культурном пространстве, что она представляет.

Что за страна?

Филиппины

Страна, которой ее название подарило имя испанского монарха Филиппа II, представляет собой конгломерат более чем 7000 островов. Размеры клочков земли этого крайне раздробленного мира варьируются от довольно больших даже по азиатским меркам, таких, как Пусон, Минданао и Панай, до настолько малых, что там едва помещается хибара одинокого рыбака. Морские преграды довольно сильно повлияли на будущее древних обитателей филиппинского архипелага. Почти до самого прихода европейцев жители соседних островов могли не подозревать о наличии друг друга, а языковая мозаика до сих пор негативно сказывается на искусственно созданном литературном языке пилипино. Удивительно разнообразным был и расовый состав первых филиппинцев. С японских островов сюда попали азиаты, а с более южных пришло смуглое европеоидное население. Особый колорит вносили коренные жители Филиппин, которые, по мнению современных ученых, были негроидами народа аэта, очень близкие нынешним андаманцам.

Для европейской цивилизации существование Филиппин было  открыто Фернаном Магелланом, первым человеком, увидевшем на практике шарообразность земли. Но португальской короне не было суждено стать хозяевами островов, на которых довольно сразу обнаружились столь драгоценные для Европы специи. Фернан Магеллан не был принят двором Лиссабона и отправился искать счастья к соседям из Испании. Именно нога испанского адмирала Мигеля де Лагаспи принесла туземцам меч, крест и испанский язык. Отказ от подчинения «империи, над которой никогда не заходило солнце», продемонстрировали лишь самые южные острова. Они уже успели перейти под культурное влияние соседних земель современной Индонезии и Малайзии, где альтернативой Иисусу стал пророк Иса, а хадж и закят - крещению и причастию. Попытки вторжения на территорию современных Филиппин за 350-летнюю историю испанского владычества предпринимали и Великобритания, и даже соседний Китай.

Однако куда более страшным врагом для мадридской короны стала местная беднота. Организованное креолами восстание в Маниле переросло в настоящую революцию, интерес к которой высказали Соединенные Штаты Америки, фактически обеспечившие островам независимость. После победы над Испанией в войне, которая уничтожила целое поколение элиты пиренейской страны, президент Мак-Кинли оформил начало американского периода в истории Филиппин. Ситуацию поменяло японское вторжение, которое в рамках Второй мировой войны привело к настоящему геноциду коренного островного населения. Вся последующая история страны - странная и жестокая мозаика авторитарных режимов, старающихся маскироваться под демократию. Хоть коммунизму так и не удалось проникнуть всерьез на Филиппины, примерами соседей из Лаоса, Вьетнама и Камбоджи по ночам пугали детей Манилы и Давао. Под этими лозунгами к власти пришел Фердинанд Маркос, крайне жестокий правитель, свергнуть которого смогла лишь «желтая революция». На популизме, но уже антиамериканском, свою политическую карьеру построил и нынешний президент страны Родриго Дутерте, в первые же дни правления пообещавший отстрелять всех наркодилеров и женщин легкого поведения, живущих на территории Филиппин. Сегодняшняя ситуация в стране сильно напоминает замаскированный гуманитарный кризис, а отношения почти со всеми соседями оставляют желать лучшего. Возможно, хотя бы футбол поможет жителям этой удивительно пестрой на этнический и лингвистический состав страны, почувствовать себя счастливыми.

А что там с футболом?

Стадион

Основным видом спорта Филиппин безальтернативно является бокс, который пришел сюда от соседей по региону из Таиланда. Братья Веласко брали медали на Олимпийских Играх, а недавние успехи Хидилин Диас сделали весьма популярным здесь такой экзотический, казалось бы, вид, как тяжелая атлетика. Да и в турнире чисто командных видов спорта футбольные соревнования потерпели бы крах. На сегодня футбол проигрывает и бейсболу (сборная Филиппин - 22-я в мире), и баскетболу (в стране крайне популярны этнические филиппинцы, играющие в НБА), и даже регби (повлияли австралийские тренеры, заполонившие страну). Изменит ли ситуацию исторический выход сборной на Кубок Азии, пока совершенно непонятно.

Ситуация ухудшается еще и тем, что профессиональная лига появилась в стране лишь год назад, заменив полулюбительскую основу местных немногочисленных клубов. Сборная тоже встала на рельсы новой тактики - натурализации, что, видимо, и дало импульс к небывалому успеху. Все это - плод труда одного человека, Мариано Аранеты. Именно его работа на посту главы Федерации оживила умирающий на Филиппинах вид спорта.

Организация профессиональной лиги не решила главную проблему Филиппин  - сюда почти не едут сильные легионеры. В лучшем случае это испанцы или японцы из низших лиг своих стран, а в худшем - соседи из Индонезии, Восточного Тимора или Брунея. Да и число команд в стране оставляет желать лучшего. Их всего 6, среди которых лишь одна «Марикина» представляет столицу. За два прошедших чемпионата победитель был неизменен - «Серес Негрос» из Баколода. Еще одна особенность Филиппин - отсутствие второго дивизиона, то есть в такой большой стране с населением более 100 миллионов человек всего (повторим еще раз) 6 клубов!

Испанский след в истории повлиял и на местный футбол. У 5 из 6 клубов владельцы -  этнические испанцы, которые всячески стараются продавить позицию правительства по поводу числа легионеров. Сейчас филиппинским клубам можно иметь в составе лишь четырех иностранцев, из которых один должен быть азиатом. Даже крайне эрудированный любитель олдскульного футбола едва ли найдет среди легионеров чемпионата много знакомых имен. Из засветившихся в Европе можно вспомнить разве что кипера Тони Добласа, когда-то прославлявшего андалусийский «Бетис», и бывшего игрока сборной Тринидада и Тобаго Деррила Робертса. 

Билетом в будущее выглядит предложение по созданию единой Лиги АСЕАН среди ее членов. Эту идею пытаются воплотить в жизнь помимо Филиппин Сингапур, Бруней, Малайзия и Восточный Тимор, в то время как в числе сомневающихся пребывают Камбоджа, Лаос и Мьянма. Отказ без обсуждения был получен от обладателей и без того неслабых чемпионатов по азиатским меркам Вьетнама, Таиланда, Австралии и Индонезии.

Что же до сборной, то она, безусловно, именно сегодня переживает лучший период в своей истории. Довольно долго «аскалям» (azcales), как прозвали сборную из-за сравнения с уличными собаками-дворнягами, крайне почитаемыми в стране, не везло с наставниками. Тренерами здесь были и местные специалисты, и заезжавшие полулюбители из Испании и Британии. Первый опыт с более-менее известными фигурами был связан с Михаэлем Вайссом, футбольным андеграундным путешественником, поработавшим за свою карьеру в экзотических Руанде и Монголии. После него на тренерский мостик пришел Терри «мясник» Бутчер, но в реальности ход был лишь имиджевым, а в плане наставничества британец едва ли превзошел бы Диего Марадону.

Настоящим личным успехом Аранеты стало приглашение нынешнего наставника сборной - шведа Свена-Йорана Эрикссона, которого увели из-под носа иракских функционеров, уже почти подписавших скандинава. До квалификации на турнир в ОАЭ Филиппины никогда не были даже близки к дебюту. Так же далеко они находились и от потенциального участия в мундиалях. Почти все лидеры «дворняг» по играм и голам в действующей сборной - в том числе и легендарный для Филиппин Фил Янгхазбенд. И хоть островная сборная и играет довольно часто на турнирах под эгидой АСЕАН, реальная история этой команды будет твориться на наших глазах на грядущем Азиале.

Наставник

Эрикссон

Филиппины - типичная история о том, как тренер может стать главной звездой команды. Фигуры уровня Свена-Йорана Эрикссона редко наведываются в такую футбольную глушь. Карьера шведского специалиста началась так давно, что, кажется, и не было в футболе такого периода, когда о хитром скандинаве не знали. Первые серьезные успехи были датированы шведским периодом в тренерской карьере Эрикссона. С предельно скромным «Гётеборгом», ставшим внезапно топ-командой в Европе,  уроженец Турсбю сумел выиграть Кубок УЕФА, после чего сразу был приглашен в «Бенфику». Два явления лиссабонской публике могли принести два наиболее ценных в ее истории трофея - Кубок УЕФА-1983 и Кубок европейских чемпионов-1990. Тем не менее, европейское проклятье «орлов» так и не было разрушено. Последующий переезд в Италию принес множество трофеев, в том числе и последнее скудетто «Лацио» времен наибольшего расцвета Серии А. С теми же римлянами, ведомыми Алессандро Нестой и Хуаном Себастьяном Вероном, Эрикссон выиграл Кубок обладателей кубков и даже Суперкубок УЕФА.

Эту часть карьеры венчал переход в одну из самых талантливых команд мира - сборную Англии, где начинали свой путь молодые Майкл Оуэн и Дэвид Бэкхем. Три крупных турнира во главе «Трех львов» принесли Свену-Йорану Эрикссону лишь головную боль. Как встроить на поле Майкла Оуэна, уместить одновременно Джерарда и Лэмпарда, научить своих парней бить пенальти - на все эти вопросы швед так и не сумел дать внятного ответа. После поражения на мундиале-06 от Португалии первый иностранный тренер в истории сборной Англии покинул пост, ставший идейной вершиной его карьеры. После этого решения у шведа не получилось закрепиться ни в клубах АПЛ («Ман Сити» и «Лестер»), ни в сборных (со скандалом покинул Мексику и Кот-д’Ивуар), и он попытал свои силы на управленческих должностях. Сначала им была провалена попытка воскресить полумифический «Ноттс Каунти», а потом за один год в его способностях разочаровались сразу в двух странах, Таиланде и Эмиратах. После китайского турне именитого шведа, где он также не снискал славы, Эрикссон приземлился, пожалуй, в самом экзотическом месте за свою жизнь. Столь резкий скат от финала еврокубков до неудач во второсортных чемпионатах демонстрируют устаревшие взгляды шведа, в которых очень много от футбола 1990-х. Сможет ли 70-летний наставник впустить в них струю свежести - большая загадка в преддверии Азиаля, где на него вновь, как и 10 лет назад, будут направлены объективы всех камер. 

Самое узнаваемое лицо

Этеридж

Второго мнения о том, кто главный игрок современных Филиппин, быть не может. Нил Этеридж - действующий основной вратарь клуба АПЛ, до такой высоты еще пока не доходил ни один местный футболист. Хотя назвать кипера «Кардиффа» местным можно с большой натяжкой. О том, что уроженец Лондона и воспитанник школы «Челси», выберет сборную своих предков по линии мамы, было сложно предположить. Особенно после вызова совсем юного дублера Марка Шварцера в юношескую сборную Англии. Но прекрасное начало не всегда предполагает такого же продолжения. Дублер так и остался дублером, а на факс «Фулхэма» ради игровой практики вратаря стали сыпаться предложения по арендам. За 7 лет путешествий по дивизионной системе Альбиона Этеридж не сумел закрепиться даже в четвертой по силе лиге.

В 25 лет вратарь сидел без работы, думая всерьез о работе таксистом в родном Лондоне. Чуть ранее Этеридж согласился играть за сборную Филиппин, хотя и там не всегда получал места в основе. Все изменил скромный клуб «Уолсолл», где Нил впервые получил твердое и безоговорочное место в старте. Совершив сейвов на добротную подборку на ютубе, Этеридж переезжает в Кардифф, где с одноименным клубом оформляет очередной выход валлийцев в АПЛ. Два первых стартовых матча в лиге, которая на самой заре карьеры была так близка, голкипер отмечает двумя отбитыми пенальти, чем заставляет всех журналистов вспомнить о «диванном» периоде в жизни. Подвиги за «лазурных птиц» заставили обратить внимание на Этериджа даже Гарета Саутгейта, уточнившего, нельзя ли вызвать в стан сборной вратаря пока на роль третьего в ростере. Пожалел ли несложившийся таксист о своем выборе, точно неизвестно, однако свой первый крупный турнир, где он будет главным ньюсмейкером своей команды, он начнет раньше многих талантливых англичан.

Календарь

Несмотря на третью корзину при посеве, Филиппины не смогли обрести удобоваримую группу. Хоть из последней корзины и был вытянут аналогичный дебютант Азиаля, первые две команды квартета оставляют крайне мало шансов. Сам Эрикссон очень верит в новую волну натурализации и даже готов ей поспособствовать своими связями в английском футболе. Его сборной предстоит рвать жилы уже в первых матчах, ведь к третьему уже можно подойти статистом.

7 января - Дубаи - «Аль-Мактум Стэдиум» - Южная Корея : Филиппины

11 января - Абу-Даби  - «Мохаммед бин Зайед Стэдиум» - Филиппины : Китай

16 января - Дубаи -«Мактум бин Рашид Аль-Мактум Стэдиум» -Киргизия : Филиппины

Команда

Филиппины

Свен-Йоран - приверженец классических схем, поэтому особой тактической хамелеонистости здесь ждать не стоит.  4-1-4-1, как вариация 4-4-2, базовый модуль филиппинцев. Аккурат к Кубку Азии сборная пыталась привлечь сразу 9 футболистов, в числе которых был даже игрок «Майнца» Геррит Хольтман, и звезда скандинавского футбола Йеспер Нюхольм. Тем не менее, на сегодняшний день о своем согласии не сказал никто из предполагаемой девятки.

Филиппины
Филиппины

Спорные моменты

  • правый фланг обороны настолько страдает от постоянных травм и отсутствия качественных футболистов, что на нем играет плэймейкер, этнический немец Мартин Штойбль. Его основной дублер - фланговый нападающий Адам Рид. Среди вызывавшихся за последнее время лишь один профильный правый защитник - Люк Вудланд, но именно он перед турниром получил тяжелую травму. Сейчас идет разговор о том, что к футболу вернется ветеран филиппинского футбола Джерри Барбасо.

  • не лучше дела обстоят и в центре защиты. Постоянные косяки возрастного Карли де Мурга заставили Эрикссона попробовать в деле юного Амани Агинальдо, который пока даже в клубе не всегда играет в основе.

  • заканчивает перечень несчастий левый фланг обороны «дворняг». За четыре последних матча здесь наигрывались четыре разных футболиста - все тот же Штойбль, полуяпонец Дайсуке Сато, полузащитник Натаниэль Алькирос и натурализованный испано-австриец Штефан Палья. Из-за кризиса справа Штойбль ушел туда, поэтому выбор Эрикссона теперь стал беднее.

  • в центре поля спорна лишь фигура Йовина Бедича, который будучи номинальным форвардом, дико полезен в билд-апе, поэтому им шведский тренер часто меняет характер игры. Если же Филиппинам надо будет закрыться, то на его позицию выйдет родившийся в Восточной Германии Йон-Патрик Штраусс. В зону раскрытия атак уйдет еще один этнический немец, поигравший даже за юношескую сборную Германии, Штефан Шрёк.

Прогноз - 3-е место в группе (без выхода)

Олдскульный тренер и два десятка футболистов, которые связаны с Филиппинами лишь корнями, рисуют неповторимый образ островной сборной. Однако всего этого мало, когда дело доходит до игры в мяч. Порядок не всегда бьет класс, а более богатые и профессиональные сборные Китая и Южной Кореи вряд ли оставят шансы «дворнягам» с филиппинского архипелага на плэй-офф, накидав в их ворота немало мячей. В борьбе же со сборной Киргизии, тем не менее, именно команда шведского специалиста кажется более предпочтительной.