14 мин.

Кубок Азии – 2019. Группа С. Сборная Киргизии. Белые соколы степи

«Новый Курс» продолжает держать вас в курсе событий предстоящего Азиаля. И сегодня мы заедем на постсоветское пространство, поедим бешбармак в Бишкеке, а заодно узнаем, насколько боевой настрой у команды Александра Крестинина.

Сразу скажем, что мы всецело уважаем все народы мира, в том числе и стран бывшего СССР. Однако в этой статье мы используем название «Киргизия», так как оно соответствует нормам русского языка. «Кыргызстан» - киргизский вариант написания, но поскольку мы пишем по-русски, то используем русские названия. Иначе придётся англичан называть «инглишами» или испанцев «эспаньолами».

Что за страна?

Средняя Азия – удивительное место. По этой земле прошел не один десяток этносов, которые гнались то за славой завоевателей, то от губительных изменений климата. Кочевые народы устраивали здесь свои пристанища, чтобы через какое-то время вновь отправиться рассекать степные просторы. Еще в древние времена через среднеазиатские земли шли египетские караваны, чтобы привезти на родину знаменитый афганский лазурит. Утвердившееся после похода Александра Македонского Греко-бактрийское царство было крупнейшим государством древности в Средней Азии, контролировавшим практически весь регион. Через эту территорию в средневековую эпоху проходил и Великий шелковый путь, тонкая торговая нить, что соединяла Ближний Восток и Поднебесную империю. Его стабильность на фоне бесконечных сражений и смен ханств и их правителей воистину поразительна – на протяжении веков за одним тюркским каганатом шел другой, пока все местные беи не были смыты волной монгольского похода.

Но в древние времена киргизы ничего не знали о своей современной территории. По самой распространенной версии, обиталищем первых киргизов был бассейн реки Енисей. Оттуда воинствующее племя регулярно совершало набеги на соседние земли: считается, что именно киргизские вторжения стали причиной строительства Великой Китайской Стены. Самым ярким периодом киргизской средневековой истории стало время существования Киргизского каганата, который в годы своего расцвета занимал современные российские Восточную Сибирь и Дальний Восток, а также контролировал территорию Монголии. Известный российский тюрколог В.В. Бартольд назвал VII-VIII вв. эрой «кыргызского великодержавия»: каганы держали в страхе соседние земли и вынуждали их платить дань, а киргизские торговцы заполонили китайские города. Тогда же предки современных киргизов вступили на территорию, на которой сейчас расположена Кыргызстан Республикасы.

С падением же каганата киргизы долгое время не имели собственного государства. Рассеянные по разным частям Средней Азии и Сибири, они участвовали в монгольских походах, осваивали горную гряду Тянь-Шаня и воевали против русских ополченцев в составе Казанского ханства. В Джунгарии же, что появилась позже, киргизы считались самым смелым и бесстрашным народом, отчего именно из них начали формировать войска. 1756-1757 гг. стали трагической страницей в истории киргизского народа: империя Цин не оставила и мокрого места от джунгарского государства, а в кровопролитных боях полегло множество киргизов. Именно в XVII-XVIII вв. среди них рождается национальное самосознание и восприятие себя как отдельного мусульманского народа. Однако своего государства им пришлось ждать еще очень долго: в XIX веке они были рассеяны по территориям Коканды, Памира и Восточного Туркестана, а затем вошли в состав Российской империи. «Кара-киргизы», как их звали российские, а на первых порах и советские чиновники, наконец обрели свою республику при большевиках. В «семье братских народов СССР» они прошли через этапы индустриализации и коллективизации, приучались к оседлому образу жизни, а также получили современную кириллическую письменность (до этого для письма на киргизском языке использовалась арабская вязь). В советское время свои прекрасные произведения, тонко передающие дыхание киргизской земли, писал Чингиз Айтматов.

С распадом же Советского Союза киргизы впервые за более чем тысячу лет (если не считать Киргизскую землицу XVI-XVII вв., которое скорее считается «конфедеративным союзом» племен) обрели собственное независимое государство. Но с этим появились и первые проблемы с благоустройством новой территории. С запада киргизам активно досаждают узбеки, регулярно нападая на них, как это было в Оше в 1990 году или в Баткенском районе в 1999-2000. Многие советские заводы оказались заброшенными, а в бедных районах Бишкека как на дрожжах росли преступные группировки. Недовольство дважды выливалось на улицы в 2005 и 2010 гг., которое за тем сменилось политической апатией: на последние выборы президента пришло чуть больше половины населения.

Вместе с тем, Киргизия – страна, которая побалует любого ценителя пейзажей своими изумительными горными видами. Это и поражающее своей природной красотой горное ущелье Ала Орча, и отдающие красными оттенками скалы Джеты Огуз, и целебные воды раскинувшегося на сотни километров озера Иссык-Куль, и ореховые деревья Арсланбоба. Такие места, как священная гора Сулайман-Тоо, архитектурный комплекс башни Бурана, кирпично-терракотовый мавзолей Гумбез Манаса, а также древние петроглифы огнепоклонников в урочище Саймалы-Таш расскажут вам многое об истории этой земли. О ней можно узнать и из знаменитого «Манаса», крупнейшего эпоса в мире. Зайдите в местные сельские поселения, и местные акыны сыграют вам на своих комузах сюжеты из этого произведения. Если будете в Киргизии, не забудьте посетить базар в Оше – ему уже более 2000 лет, и, по легенде, именно через этот крупнейший рынок в Средней Азии сирийские и арабские торговцы везли китайский шелк в Европу.

А что там с футболом?

Спорт в молодой республике пока переживает не лучшие времена. Слабое финансирование со стороны государства и повальная коррупция в государственных органах пагубно сказываются на развитии местного спорта. Из наиболее выдающихся спортсменов можно вспомнить борца в греко-римском стиле Канатбека Бегалиева, что взял серебряную медаль на Олимпийских играх в Пекине. Вообще, пьедесталы почета Олимпиад – редкость для киргизских спортсменов, и пока никто не видит на горизонте возможности какого-то прорыва в данной сфере. Самым популярным видом в спорте стране является игра кок-бору, которая считается национальным видом спорта и которую часто крутят по киргизскому ТВ. Суть ее в том, что две команды играют на площадке на лошадях, а цель игры – донести до ворот противника тушу барана. Однако местный филиал Гринписа счел это негуманным, поэтому в последние годы в качестве «снаряда» используется муляж.

В футболе всё те же проблемы. Азиатская Лига чемпионов – практически недостижимая мечта для киргизских команд. Местные гранды, «Дордой» и  «Алай», редко чего-то добиваются и в азиатском аналоге Лиги Европы. Если они и достигают группового этапа этого турнира, то там ни на что иное не рассчитывают, кроме как статуса пассажира квартета. Нелестно отзывались об уровне первенства те, кто играл в нем. Валерий Кичин в одном из интервью утверждал, что ФНЛ сильнее чемпионата Киргизии, а чемпион страны был бы в «лучшей лиге мира» в районе 8-14 места. Всего в высшей лиге страны играет от 6 до 8 команд в зависимости от количества клубов, способных дотянуть в финансовом плане до конца сезона. Чтобы хоть как-то растянуть удовольствие, регламент иногда подвергается изменениям: то играют 4 круга, то выявляют победителя сезона через два этапа. Малое количество денег, вращающееся в футбольной среде, сделало легионеров экзотической редкостью в стране. Изредка сюда приезжают российские или африканские спортсмены, а «Дордой» какое-то время баловался привозом игроков пакистанской сборной.

До недавнего времени в таком же плачевном положении находилась и национальная сборная. Уровень интереса к футболу был низок, посещаемость стадиона «Спартак» оставляла желать лучшего, а Киргизия считалась слабейшей командой среднеазиатского региона. В отборе к чемпионату мира они вылетали в первом же раунде, Кубок Азии они также всегда смотрели по телевизору. Светлым пятном в этом темном царстве было третье место на Кубке Вызова АФК в 2006 году. На нем долгожданные медали принесли такие уважаемые местной публикой игроки, как многолетний герой местного первенства Руслан Сыдыков, легенда «Дордоя» и лидер обороны сборной Талант Самсалиев, его напарник по центру защиты Вячеслав Амин, а также рекордсмен по количеству игр за сборную Вадим Харченко.

Всё изменилось с приходом российского специалиста Сергея Дворянкова. После пяти лет работы в «Дордое» он возглавил национальную команду. Помимо того, что он начал прививать сборной тактическую выучку и дисциплину, он взялся за обширную программу натурализации. Гражданами Киргизии стали такие легионеры, как ганские защитники Даниэль Тагоэ и Элиджа Ари, их соотечественник в атакующей линии Давид Теттех, а также камерунский нападающий Клод Мака Кум. Киргизские функционеры запустили поиск и в Германии с целью привлечь игроков, имеющих хоть какую-то связь со среднеазиатской страной. Так игроками «белых соколов» стали Виктор Майер, Виталий Люкс, Виктор Кельм и Эдгар Бернхардт. Активно федерация работает и на российском направлении, однако здесь до сих пор у них возникают некоторые трудности. В связи с лимитом киргизские игроки, имеющие и российский паспорт, не хотят становиться легионерами. По этой причине в своё время выступать за Киргизию отказался Антон Коченков (хотя в преддверие Азиаля переговоры с ним возобновились). С явной неохотой рассматривает приглашение с родины предков и рассчитывающий на место в команде Станислава Черчесова Ильзат Ахметов, которого киргизская федерация ведёт ещё с 2016 года. Также смущают трудности в связи с перелетами: недавно отказался играть за сборную центрдеф «Енисея» Валерий Кичин из-за больших нагрузок, которые и так ложились на него, когда он играл в ФНЛ.

Наставник

И всё же, активное привлечение отличившихся в чемпионате легионеров вкупе с кропотливой работой Дворянкова скоро начало приносить свои плоды. Сам же инициатор уже их не пожинал, оставив это удовольствие Александру Крестинину. При нем продолжилась натурализация: та же немецкая диаспора в команда появилась уже при нем. Однако теперь особое внимание в сборной уделялось тактической части. Судя по его размышлениям, российский специалист – тактически подкованный человек, разбирающийся в тенденциях мирового футбола. Хотя не все его высказывания одобрит большинство людей: например, он неоднократно резко высказывался против введения системы VAR. Он считает футбол игрой эмоций и ошибок, и подобные технические нововведения, по его мнению, сделают матчи более скучными. Но ему придётся смириться с новой реальностью: уже на этом Азиале планируется введение системы видеоповторов.

Вообще, его тренерской карьеры могло бы и не быть. До этого сменив не один десяток клубов, как профессиональных, так и любительских, Александр порвал кресты в «Тюмени». Во время восстановления, как он сам признавался, «от нечего делать» он прослушал тренерские курсы и получил лицензию. Далее фатум занес его в Киргизию, где он сезон поиграл в «Нефтчи». По окончанию сезона в руководстве клуба узнали, что у него есть возможность тренировать, и предложили пост главного тренера. И здесь выиграли обе стороны: клуб впервые в истории стал чемпионом страны, а Крестинин получил первую тренерскую практику. Успехи команды заметил Дворянков и ввел Александра в тренерский штаб сборной Киргизии.

Главной задачей Крестинина после ухода его протеже было сплочение коллектива и обучение его элементарным основам современной футбольной тактики. И в этом он явно преуспел. Впервые в истории «белые соколы» отобрались во второй раунд азиатской квалификации к российскому мундиалю. Параллельно с ростом сборной возрастал и интерес к футболу: на матч с Австралией был ошеломительный аншлаг. Как рассказывал сам Крестинин, ни один австралиец не попал на стадион, и даже его жене пришлось с огромным трудом пробиваться на стадион, где все 23 тысячи мест были заполнены. В следующий раунд пробиться не удалось, однако в стране 3-е место c 14 очками в группе с Австралией и Иорданией считалось успехом. Представьте себе радость и счастье местных любителей футбола, когда команда Александра Крестинина на глазах полного «Спартака» разгромила Мьянму, тем самым обеспечив себе путёвку на Кубок Азии.

Самое узнаваемое лицо

В общем, вы сами можете увидеть, что подъем сборной Киргизии – отнюдь не случайность. Дебют на Азиале – результат кропотливой работы как на фронте тактики и дисциплины, так и в тылу путём натурализации и обновления ресурсов. Уровень местного футбола растет, и даже приобретенные путем предоставления гражданства футболисты уже отходят на второй план. И на время работы Дворянкина и Крестинина пришлась зрелость главной звезды «белых соколов», рекордсмена сборной по количеству голов Антона Землянухина. Уже в 17 лет молодого таланта заприметил ряд турецких клубов, которые в тот момент активно начали осваивать местный рынок. В итоге, он перешел в «Гиресунспор», в стане которого, по мнению местной прессы, входил в топ-20 лучших легионеров страны. Но заиграть в Турции не получилось: интриги сверху посадили талантливого киргиза на лавку. После этого он поиграл за несколько казахских клубов с небольшим перерывом в виде полугодового возвращения на родину.

Вообще, при всем своем таланте и при всей народной любви за Землянухиным закрепилась слава охочего до сочных контрактов игрока. Собственно, он сам этого и не скрывал. В одном из интервью он рассказывал, как ему поступали предложения из Европы, но он тянул с этим и играл в Казахстане ради больших денег. При этом, в стране Нурсултана Назарбаева он весьма высоко котировался, в 2010 году попав в список 50 лучших игроков местной лиги. Не по годам развитое видение поля вкупе с дриблингом и хорошими физическими данными позволяли использовать Землянухина на разных позициях от левого защитника до центрального нападающего.

После казахского трипа Антон все же решился на поездку в Европу, но совсем ненадолго. Вновь стремление к деньгам победило, и на два года он уехал в Таиланд, где уже тогда варились немалые суммы. После того, как он не смог заключить контракт со «СКА-Хабаровском» из-за травмы, а затем провел не очень удачный год в «Атырау», с приобретением новой клубной прописки он решил подождать. Сейчас он поглощен подготовкой к дебюту его сборной на Кубке Азии, ведь и у Дворянкова, и у Крестинина он был ключевым звеном их расстановок. Во время отбора к Азиалю именно его голы приносили столь важные очки, что позволили «белым соколам» впервые в истории отобраться на всеазиатский форум.

Календарь

Так может получиться, что свою судьбу сборная Киргизии, возможно, решит уже в первом туре, в котором ей придется играть против команды, с которой ей придется бороться за прямую путевку в плэй-офф. И если следующий тур против Южной Кореи, скорее всего, обречен на провал, то в последнем поединке против команды Свена-Йорана Эрикссона всё будет в руках подопечных Александра Крестинина.

7 января - Аль-Айн – «Халифа бин Зайед» – Китай : Киргизия

11 января - Аль-Айн – «Хазза бин Зайед»Киргизия : Южная Корея

16 января - Дубаи – «Аль-Мактум»Киргизия : Филиппины

Команда

Физическая подготовка, относительно неплохая тактическая выучка и дисциплина – вот те козыри, что есть в рукаве у 40-летнего российского специалиста. Хотя сам он говорил, что не любит игру от обороны, его расстановка в 4-3-3 явно нацелена на игру «вторым номером». Из особенностей киргизской тактики стоит отметить стремление к «броуновскому движению» в атакующей линии: из-за нехватки центрфорварда Крестинин часто прибегает к использованию «ложной девятки», которая оттягивает центральных защитников, чтобы быстрые вингеры врывались им за спину в свободные зоны. Особую роль будет иметь Антон Землянухин, которому Александр дает полную свободу фантазии на поле. Парадоксально, но при игре от обороны «белые соколы» предпочитают встречать соперника далеко от своих ворот: в оборонительной фазе при билд-апе соперника команда выстраивается по схеме 2-5-3, которая позволяет перекрыть ему пространство в начале атакующих действий и эффективно задействовать прессинг.

 

  • часто Крестинин задействует «ложную девятку», однако нередко он прибегает и к использованию чистого нападающего. В данном случае на эту позицию будет претендовать киргиз немецкого происхождения Виталий Люкс. Если же Александр захочет вновь проворачивать тактический трюк с ложным форвардом, а Мирлан Мурзаев не сможет помочь команде, то резервный вариант – вингер «Дордоя» Эрнис Батырканов

  • в последних товарищеских матчах российский специалист пробовал схему с тремя центральными защитниками. Вряд ли он будет применять её в ходе Азиаля (ну, если только в матче с Южной Кореей, где разрыв в классе очевиден). Однако в этом случае роль третьего оборонца будет принадлежать либо натурализованному ганцу Даниэлю Тагоэ, либо 24-летнему защитнику «Дордоя» Тамирлану Козубаеву

  • в центре поля у Крестинина практически нет альтернативных вариантов. Ему они и не нужны, так как и в основных, и в товарищеских матчах он играет практически одним костяком. Поэтому Бахтияр Дуйшобеков указан в обеих наших схемах, так как, изначально опорный полузащитник, в сборной он играет в центре обороны (в паре товарищеских матчей играл в центре поля, поэтому во втором составе указали его резервную роль)

Прогноз – 4 место в группе

Прогресс, который достигла сборная Киргизии при слабом финансировании и бардаке в руководстве, действительно восхищает. И всё же, опыта игры на таком уровне у «белых соколов» нет, да и подбор игроков при всех попытках массовой натурализации и повышения уровня чемпионата весьма и весьма слаб. А куда больший опыт Липпи и Эрикссона вряд ли позволит Крестинину проявить себя в тактическом компоненте. Поэтому «азиатской Исландии» от них вряд ли стоит ожидать.