14 мин.

Кубок Азии – 2019. Группа B. Сборная Сирии. Восстающие из пепла

Блог продолжает свой увлекательный азиатский трип. И сегодня наша остановка – Дамаск. Здесь вы узнаете о внутренней кухне сборной, которая вопреки всему чуть не оформила себе билеты на летний вояж в Россию.

Что за страна?

К большому сожалению, слово «Сирия» в мировом восприятии сейчас ассоциируется исключительно с болью и ужасами боевых столкновений. Понятия «Сирия» и «война» сплелись в ужасном кровавом симбиозе: вот уже 7 лет страну сотрясают взрывы бомб и свист пуль, а об эту проблему не один десяток дипломатических ведомств уже обломал свои зубы. Сирия всегда была лакомым кусочком для держав разного калибра, так как эта территория – ключ к обладанию практически всем Ближним Востоком, а также восточной половиной Средиземноморья. Ведущие политические эксперты говорят, что от расстановки сил в Сирии в будущем будет зависеть дальнейшая судьба всего региона, от чего ни одна из сторон не хочет уступать в этом конфликте. Гражданская война в Сирии стала источником бед не только для Ближнего Востока, но и для Европы, на которую нахлынули целые волны бегущих от ужасов войны сирийцев, что породило мощный миграционный кризис в Старом Свете.

Между тем, Сирия – это не только ужасы мирового терроризма, политические распри и страдания мирных жителей. Пожалуй, эта земля, которой вот уже почти пятьдесят лет правит клан Асадов, обладает очень богатой и насыщенной историей. Пожалуй, потребуется множество бумажных кип, чтобы создать полноценную и играющую разными красками летопись этой страны. Стоит начать с того, что Сирия была главным транзитным пунктом многих кочевников и военных отрядов разных империй. В погоне за сказочной и известной своим изобилием землей не жалели денег и людей и воинственный египтянин Тутмос I, и многочисленные ассирийские цари, и пришедшие с Балкан хетты, и грозные персы. На эту землю также ступал Александр Македонский в ходе своего знаменитого похода. Долгое время после него свое превосходство в этом регионе сохраняли древние римляне, что положили немало легионов в борьбе с персами, чтобы отстоять эту территорию.

Известен был этот регион и в культурном плане. Прежде всего Сирия – колыбель христианства. Матфей в Евангелие повествует о том, как со всей Сирии стекались люди к Христу, дабы послушать Сына Божьего и приобщиться к божественной благодати. Именно здесь почти одновременно с Палестиной появились первые христиане, которые впоследствии вступили в неравную схватку с имперским римским язычеством и породили целую плеяду мучеников за веру. Сирия породила целую плеяду христианских мудрецов, чьи произведения до сих пор читают с благоговением не только православные, но и католические верующие (например, Ефрем Сирин или Иоанн Дамаскин). В религиозной среде довольно известно и имя сирийца Симеона Столпника, чьи традиции аскезы и сейчас чтятся и практикуются в монастырях.

Но древние сирийцы были известны не только как ревнители христианства – также они были прекрасными писателями и поэтами, а сирийская классическая средневековая литература на Ближнем Востоке очень ценится благодаря тонким и наполненным мудростью произведениям. Историческая Сирия, во многом благодаря своему расположению, также была одним из известнейших центров торговли. Здесь начинали свою активную деятельность предприимчивые финикийцы, а сирийские торговцы уже в раннее средневековье познакомили Европу со знаменитым китайским шелком.

Время шло, и одни завоеватели сменяли других. Арабы, крестоносцы, турки, египтяне, англичане, французы… Все они ступали на сирийскую землю и оставляли свой культурный пласт. Благодаря этому Сирия – настоящая сокровищница, в котором вступили в невероятную связь множество ментальностей. Мы очень надеемся, что когда-нибудь гражданской войне настанет конец, и Сирия снова станет гостеприимной страной. Тогда вы сможете поездить по стране и увидеть это разнообразие культур. Это и уцелевшие после бомбардировок римские колонны и амфитеатры в Пальмире, и красивейшие мечети рядом с христианскими церквями, и глухие деревни, где до сих пор говорят на древних арамейских наречиях, а также сохранились приверженцы уже давно осужденных первыми Вселенскими соборами ересей. Все это – Сирия во всем своем величественном культурно-религиозном многообразии, что собралось на этом небольшом кусочке земли, большая часть которой покрыто иссушающими песками пустыни.

А что там с футболом?

Стадион

Спорт же никогда не был самой сильной и привлекательной стороной Сирии. Олимпийские медали сирийских спортсменов были таким же феноменом, как голы Александра Прудникова. Единственной обладательницей золотой медали из этой страны была известная семиборка из середины 1990-х Гада Шуаа, что успешно выстрелила на играх в Атланте, за год до этого освоив первое место на мировом первенстве в Гётеборге. Из современных спортсменов можно вспомнить прыгуна в высоту Маджедеддина Газаля, что довольно неожиданно забрался на пьедестал почёта лондонского чемпионата мира, взяв бронзовые медали турнира, хотя даже не имел своей формы. И всё же, в спортивных соревнованиях сирийцы никогда не были сильны, а их редкие успехи были скорее спонтанными, нежели результатами системы.

То же самое можно сказать и о футболе. Даже до войны сирийский чемпионат не особо высоко котировался. Сенсационным стало завоевание сирийским «Аль-Джаишем» Кубка АФК в 2004 году. Как правило, в последние сезоны именно этот клуб вместе с его главным конкурентом в лиге в виде «Аль-Вахды» выходят в азиатский аналог Лиги Европы и регулярно добиваются путевки в плей-офф, однако это максимум, что может дать сирийский клубный футбол на данный момент. Из последних его достижений вспоминаются лишь бомбардирские подвиги главного сирийского форварда последних лет Раджи Рафе, который стал одним из лучших голеадоров Кубка АФК-2012, а также прорыв Омара Харбина, который был лучшим снайпером азиатской Лиги чемпионов 2017 года. Последнее же участие в азиатской Лиге чемпионов и вовсе датируется 2008 годом, где, однако, сирийская команда «Аль-Карамах» добилась выхода в ¼ финал, где проиграла будущему обладателю трофея «Гамба Осаке».

И всё же, учитывая условия гражданской войны, вообще удивительно, что футбол в Сирии ещё жив. Лишь один сезон, 2010/2011, был сорван и не доведён до конца. В дальнейшем же сирийское первенство проводилось каждый год, как и обычно. Правда, назвать адовыми те условия, в которых играли футболисты в Сирии, значит, не передать и десятой доли тех мучений, что пережил спорт в раздираемой противоречиями стране. Первые два года войны абсолютно все матчи проводились в Дамаске. Футбольная инфраструктура, которая и так не сказать чтобы прям получала мощный толчок в развитии когда-либо, здесь просто дышала на ладан и была близка к тому, чтобы не выдержать такого бремени. Некоторые матчи и вовсе могли проводиться на школьных стадионах, на которых газона в принципе могло и не быть. Усугублялось это и особым регламентом сирийского чемпионата, который подразумевал выявление чемпиона через двухэтапную систему, а на первом этапе команды разделялись на две группы.

Лишь два года спустя после успокоения ситуации в Латакии часть матчей перевели туда. Сейчас же активная фаза гражданской войны сошла на нет, и футбол возвращается в другие сирийские города. Всё это, безусловно, заставляет гордиться как местной футбольной федерацией, не отказавшейся от своего вида спорта даже в самые страшные годы кровавых боёв, так и теми спортсменами, что не бежали из страны и продолжали радовать местных жителей игрой в футбол, заставляя забывать об ужасах войны. А выдерживали отнюдь не все. Довольно известна история Фираса Аль-Али, который до войны считался одним из лучших игроков Сирии, но с началом протестов и боевых действий переехал в соседнюю Иорданию, пережил неудобства лагерного проживания и возобновил игру в футбол лишь два года спустя. И таких историй немало.

Что касается национальной сборной, то ее история довольно бедна на достижения. На Кубке Азии впервые «орлы Касиюна» появились в 1980-х, ни разу так и не миновав групповую стадию. Гораздо чаще они отмечались на местечковых турнирах типа первенства Западной Азии или же Средиземноморских играх. Хотя при этом первый титул сирийская сборная завоевала ещё в 1957 году на Панарабском форуме. После регулярных появлений на Азиале в 1980-х и в 1996 году она пропала с радаров турнира на 15 лет, чтобы вновь объявиться на групповом этапе в Катаре. Это и стало последним участием сирийской сборной на этом первенстве. На период небытия 2000-х пришлись выступления таких мастодонтов местного футбола, как местного героя-голеадора Раджи Рафе, который, кажется, пережил не одну молодость в своей карьере, а также легендарного сирийского голкипера Мосаба Бальхуса, рекордсмена по количеству выступлений за национальную команду.

Не ладились у сирийцев и отношения с чемпионатом мира. Как правило, «орлы Касиюна» останавливались ещё на ранних стадиях, не особо претендуя на получение путевки на мундиаль. Ситуация начала меняться ещё в 2010 году, когда Сирия в группе с Ираном и ОАЭ не вышла в финальный раунд отбора лишь по дополнительным показателям. Настоящую революцию сборная выдала в ходе квалификации на российский мундиаль. На третьем этапе они оставили за бортом турнира более сильную сборную Узбекистана, а в определяющем матче с Австралией устроили настоящую двухматчевую зарубу несмотря на то, что «соккеруз» были в гораздо более комфортных условиях, так как «домашний» матч сирийцев проводился в Малайзии. Лишь гол легендарного ветерана Тима Кэйхилла на 109 минуте увёл его сборную от позора. Красивая история с приездом сирийцев в Россию не удалась, однако в глазах футбольной общественности «орлы Касиюна» изрядно прибавили в престиже несмотря на злопыхателей, желающих дисквалификации сборной, являющейся «частью диктаторского режима Асада». А лучший бомбардир «орлов Касиюна» в отборе Омар Хрибин стал первым сирийцем в истории, ставшим игроком года Азии. И хотя их тренер в 2015 году надевал футболку с изображением сирийского лидера, игроки подчёркивают: «Это не команда Асада, это команда сирийского народа».

Наставник

Штанге

В ходе гражданской войны тренерский мостик «орлов Касиюна» посетили ряд местных специалистов. Рекордсменом же по пребыванию на нем стал Ибрахим Фажр, тот самый, что представал перед публикой в футболке с Асадом. Он пробыл на посту больше года, после которого главным тренером сборной стал Айман Хаким, главный творец чуть не случившейся сирийской сенсации. После него в январе 2018 года в Сирию прибыл первый за семь лет иностранный специалист, немец Бернд Штанге. До него последним забугорным тренером был знаменитый знаток экзотичных команд Клод ле Руа, который, однако, проработал здесь меньше месяца.

Штанге – опытнейший и довольно известный специалист, который начал тренировать ещё в начале 1970-х. Он был одним из последних тренеров восточногерманской национальной команды, пробыв её наставником около пяти лет. Как и многие спортивные функционеры, он был неофициальным работником печально знаменитой Штази. Он предоставлял подробнейшую информацию об игроках сборной, их мыслях, увлечениях, поведением вне поля. После объединения Германии и раскрытия архивов немецкого КГБ Штанге подвергся страшной обструкции и пережил немало угроз в свой адрес. Не выдержав давления общественности, он уехал из страны в 1995 году на два года, в течение которых поработал в паре украинских клубов.

Больше Бернд, однако, известен своей работой с рядом национальных сборных за рубежом. Свое экзотичное путешествие Штанге начал с австралийского клуба «Перт Глори», которому принес первую в истории клуба победу в местном регулярном первенстве. Затем последовал Оман, который имел в начале 1990-х опыт приглашения немецких специалистов. Далее – Ирак, где он запомнился не спортивными достижениями, а интересными пунктами своего контракта. В связи со сложной политической обстановкой в стране он потребовал запротоколировать, что он имеет право по контракту не отвечать на политические вопросы в интервью, а также покинуть страну в случае начала вооруженного конфликта. После Бернд решил вернуться в Европу, где сначала принял кипрский «Аполлон», а затем четыре года проработал на посту главного тренера белорусской сборной. Во всех трех квалификациях, что участвовал Штанге, он занимал четвертое место в группе, в связи с чем от местных шутников получал прозвище «нашего Арсена Венгера». Также он запомнился прохладными отношениями с Александром Глебом, о котором отзывался весьма скептически, а также знаменитым наставлением Анатолия Байдачного «учить матчасть».

После довольного слабого и запомнившегося белорусам рядом курьёзов периода в Белоруссии Штанге три года проработал в Сингапуре, а затем получил приглашение от сирийской сборной для подготовки сборной к грядущему Кубку Азии. И несмотря на то, что он жаловался на трудности и сложности, связанные с условиями, санкциями и получением его игроками виз, он продолжает активно работать в этом направлении. Ждём от опытнейшего немца новых успехов на Азиале, которые должны подтвердить, что футбол может существовать даже в условиях войны.

Самое узнаваемое лицо

Мавас

Помимо Омара Харбина, удостоенного звания игрока года в Азии за яркое выступление как в квалификации на мундиаль, так и в азиатской Лиге чемпионов за саудовский «Аль-Хиляль», одним из лидеров «орлов Касиюна» является Махмуд Аль-Мавас. Уже тот факт, что к своим 25 годам он провел 47 матчей в футболке сборной, многое говорит как о его уровне, так и вкладе в недавние успехи национальной команды. Сейчас он пылит в катарском чемпионате и считается одним из лучших игроков лиги, в которой сейчас играют Уэсли Снейдер и Самуэль Это’О. Недавно он получил десятый номер в клубе «Умм Саляль» за заслуги в прошлом сезоне, в котором он активно помогал команде, зачислив себе в актив 8 голевых передач.

За катарский клуб он проводит уже третий сезон, и это – самый стабильный период в его карьере. До этого он уже пробовал себя в чемпионатах Кувейта, Саудовской Аравии и Бахрейна, однако нигде надолго не задерживался. Первым зарубежным клубом воспитанника тогдашнего гегемона «Аль-Карамаха» стал бахрейнский «Аль-Риффа», который вознамерился получить сирийского самородка, яркого проявлявшего себя на молодежном уровне. Дебютировавший за родной клуб в 17 лет, Аль-Мавас окреп и получил региональную известность уже в кувейтском «Аль-Араби». В сезоне 2013/2014 сирийский вингер стал третьим бомбардиром первенства, а затем отправился в аренды в саудовские клубы. Заново обрел себя Махмуд уже в катарском «Умм Саляле», где находится на положении ключевого игрока атакующей линии клуба. И хотя весной 2017 года ходили слухи о скором переезде Аль-Маваса в Европу, он сообщил, что для него гораздо важнее выйти на чемпионат мира со сборной Сирии, поэтому он останется в клубе, где будет иметь регулярную игровую практику (хотя и не исключил возможный вариант скорого перехода в европейский клуб). Однако же пока он остается в Катаре и на данный момент готовится к первому в своей жизни участию в Азиале.

Календарь

Можно сказать, что сирийцам весьма повезло с расписанием. Оно позволит им постепенно вкатываться в турнир, так как их поход по группе начинается с явного аутсайдера в виде гостей из Палестины. Затем им придётся попотеть с равным соперником из Иордании, а уж последний тур подарит нам противостояние с Австралией, где у «орлов Касиюна» будут все шансы поквитаться с командой, что лишила их путевки на мундиаль.

6 января. Шарджа – «Шарджа Стэдиум»Сирия : Палестина

10 января. Аль-Айн – «Халифа бин Зайед Стэдиум»Иордания : Сирия

15 января. Аль-Айн – «Халифа бин Зайед Стэдиум»Австралия : Сирия

Команда

Команда

С приходом Штанге сирийская сборная играет по расстановке 4-2-3-1. Среди особенностей его работы стоит отметить то, что подбор игроков практически не изменился по сравнению с его предшественником. Консерватизм в определении стартового состава касается большинства позиций, и многие игроки сохранили свои роли в сборной ещё с того матча с Австралией. Также нежелание что-то менять, что исходит от Бернда, проявляется в очень слабом привлечении молодежи. Среди игроков до 23 лет, которые регулярно вызываются при Штанге, можно выделить лишь центрального хавбека Ахмада Ашкара.

К сожалению, натурализация также не проводится сирийской федерацией, так как привлечь человека к игре за разрушенную гражданской войной страну, где многое определяет политика, очень сложно. Из известных футболистов, имеющих сирийское происхождение, стоит выделить полузащитника дортмундской «Боруссии» Махмуда Дахуда, а также основного нападающего «Нюрнберга» из Швеции Михаэля Ишака.

  

Команда 1
Команда 2
  • самой спорной позиции в стане «орлов Касиюна» - правый защитник. Даже такой консервативный специалист, как Штанге, испробовал на этом месте несколько человек. В контрольных поединках там играли и Аатеф Дженьят, и латераль из иракского чемпионата Хуссейн Аль-Джвайед, а также крайний защитник из «Аль-Джаиша» Абдул Малек Аль-Анизан и игрок «Аль-Вахды» Муаяд Аль-Хули. В матчах против Австралии справа в обороне играл и Фахд Юссеф, который способен сыграть на всех позициях на правом фланге, а также закрыть собою позицию «десятки»

  • универсальность игрока основы сегодняшнего «Хераклеса» Мохаммеда Османа позволяет использовать его на ряде позиций. В более атакующей версии расстановки сирийцев его опускают в опорную зону, дабы он продуктивно поддерживал атаки из глубины. Часто он играет и ближе к острию атаки, однако в последнее время в связи с бешеной формой Омара Харбина и безальтернативной фигуры Омара Аль-Сома в центре нападения Осман больше используется в роли «восьмерки»

Прогноз – 1/8 финала

Сирия ещё никогда не преодолевала групповую стадию Кубка Азии. Что ж, в этот раз у них для этого есть все шансы. Хоть подбор команд в группе совсем не слабый, да и выглядящая аутсайдером Палестина может дать бой, кажется, что Сирия переживает едва ли не лучший период в своей футбольной истории. К тому же, график для сирийцев очень даже удобен, что позволит им постепенно выходить на пик своей формы. И если австралийцам год назад был дан славный бой, то почему же не продемонстрировать свою силу духа и в Эмиратах?

Текст: Антон Онищенко

Благодарим вас за прочтение! Подписывайтесь и ставьте плюсы! Совсем скоро завершаем обзоры группы B, исследуя сборную Иордании!