8 мин.

Все в новинку, но очень интересно

Блог «Неопрофи» продолжает рассказывать о первых шагах советских велосипедистов в профессиональном спорте. Дебютным гранд-туром для составленной из советских велогонщиков команды «Альфа Люм» стала испанская «Вуэльта», очередная редакция которой стартует уже на этой неделе. Незадолго до старта «Вуэльты-89» в газете «Советский спорт» вышло первое большое интервью с возглавлявшим команду известным советским тренером Владимиром Брауде.

Вот уже почти три месяца колесят они по дорогам Европы. А я с утра пораньше включаю погромче радио или спешу к почтовому ящику за газетой: как там наши профи? Наши профи – сочетание слов, непривычное ни уху, ни губам, ни пальцам, держащим авторучку. Ведь первой в истории советского спорта профессиональной команде велосипедистов-шоссейников «Альфа Люм» отроду еще нет и полгода. Возраст младенческий. Но интерес – огромный. Поэтому понятно, с каким любопытством ждали мы в редакции одного из тренеров команды Владимира Брауде, приехавшего вместе с коллегами и гонщиками на короткий недельный отпуск

– Владимир Иосифович, что же такое или, вернее, кто же такие профессионалы?

– На вопрос, кто они – рыцари шоссейных дорог или актеры грандиозного спектакля, я пока не могу ответить однозначно. В тех гонках, в которых уже приняла участие наша команда, еще нельзя определить расписаны ли заглавные роли заранее или все-таки существует спор г в нашем с вами понимании.

– Как чувствуют себя спортсмены и тренеры с именем, с титулами, заслугами в роли новичков профессионального спорта, как восприняли свой переход из любителей в профи?

— Сначала было не очень уютно. Первое впечатление похоже на то, как если ты, глухой провинциал, приезжаешь в шумный большой город. Но осваиваемся достаточно легко, быстро. Ребята у нас контактные, приятные в общении, поэтому пресса вниманием не обделяет. С языком прочно освоились, особенно Андрей Чмиль и Дима Конышев – те вообще словно родились в Италии.

А главное отличие от любительского спорта – организация дела. Продумано все до мелочей, все предусмотрено. Да, мы правильно говорим, что профессиональный велоспорт – это прежде всего зрелище, со своими законами, правилами игры. Но это зрелище спортивное. Наиболее важный моменты – старт, где все только начинает закипать, промежуточные финиши, главный финиш – на виду, в городе.

– Сами гонки отличаются чем-то от любительских?

– Конечно. Там все другое. Например, у нас попытки отрывов начинаются почти со старта и продолжаются до финиша. У них этого нет, и на гонщиков, уходящих в отрыв либо со старта, либо где-то в середине этапа, когда рядом нет промежуточного финиша, когда отрыв – некая бессмысленная трата сил, смотрят как на чудаков. У них все точно рассчитано с точки зрения сохранения максимума сил для финиша, для победы. Хотя есть велосипедисты (их в шутку называют смертниками), которые ездят отрывы в целях рекламы фирмы и самого себя. Их спокойно отпускают. Как только дело начинает катиться к финишу, группа спокойно отрыв ликвидирует.

Вообще тактические действия очень разнообразны, особенно на заключительных километрах дистанции (вот этому нам и надо учиться), здорово отработано командное взаимодействие. У нас, правда, это тоже есть, но – по-другому.

– Правда ли, что команда у профи очень жестко делится на лидеров и «подносчиков снарядов»?

– Что спортсмен-лидер есть в каждой команде, это безусловно. На эту роль выбирают человека, который может наиболее продуктивно реализовать командный, коллективный потенциал. Это не каждому дано. Но сказать, что все буквально убиваются, умирают ради кого-то одного, нельзя. В принципе, каждый член команды может взять функцию первого на себя, все зависит от условий гонки, самочувствия.

– Ну а пугающие рассказы про звериные законы профи, про то, что они гладиаторы?

– Я отвечу вопросом на вопрос: сколько лет ведущим профессионалам? Открываем любой западный веложурнал и читаем – например, Гавацци, чемпиону Италии-88 среди профи – 38 лет. Хорошо, будем считать, что это исключение. Но Зотемелк выиграл в позапрошлом году чемпионат мира тоже в 38 лет. А ровесников нашего Сережи Сухорученкова, тридцатидвухлетних, так и вовсе почти большинство. Вот вам и ответ. Если гонщик не думает о своем здоровье сам и о нем не думают те, чьи цвета он защищает, разве доживет он в спорте до таких преклонных, по нашим меркам, лет? Не так все это зверино оскалено, просто свои законы в этой игре, свои правила.

– А тренировочный процесс чем-то отличается?

– Пока отвечу так: у нас и у них по-разному расставлены акценты в работе. Мы все же рассматриваем соревнование как логическое завершение учебно-тренировочного процесса, для них же сами соревнования – процесс и работа. И отношение к ним другое. С помощью нескольких одно-двухдневных гонок профи готовятся к главной на данном этапе. И не делают из гонки культа: выполнил какую-то свою работу, можно и сойти. Получилось – не получилось, другой разговор. Например, в гонке «Трофей Панталико» стартовало 184 – финишировал 41. Но в многодневках подобного уже не увидишь. Престиж другой.

Между стартами больших промежутков практически нет, а если есть, то гонщиков, как правило, распускают в этот момент по домам. Устают ли от гонок? Да. Но такая работа все-таки легче в первую очередь психологически (а не физически). Наша методика постоянных, бесконечных тренировок труднее соревновательной. Психологическая нагрузка в таких условиях напряженного труда, в узком, постоянном коллективе вдали от дома очень изматывает.

– Вам как тренеру доставляет удовольствие то, чем вы сейчас занимаетесь?

– Безусловно. Я уже тридцать лет в этой шкуре, казалось, что все уже знаю, все постиг, секретов нет. Оказалось, что есть много вопросов, которые, может, и существовали в моем сознании, нo где-то там на задворках, в пограничной зоне, не у дел, важность и нужность которых я наяву увидел только сейчас. Мир другой, поэтому много нового.

– А какое отношение к нашей команде, ведь достижений-то громких пока нет?

– Мы, когда только приехали, сразу попытались осторожненько так прояснить для себя эти моменты: будут неудачи, как к ним отнесутся, будут ли претензии? И нам сразу же сказали: период вживания любителей в мир профи не меньше двух лет. Нормальный срок. Пожелали не бояться поражений. Привели пример: легендарный Эдди Меркс в профи первый год вообще ничего не мог. Короче, нас настраивали так: не переживайте, главное – привыкнуть, освоиться, вкататься.

Дети перестройки бросают вызов

Ну а сказать, что нет результатов, тоже неправильно. Дима Конышев – третий на этапе гонки по Сицилии, вслед за ирландцем Шейном Келли, первым номером в профессиональной классификации. А, кроме него, там были и третий номер – голландец Стивен Роокс, и шестой – канадец Стив Бауэр. На втором этапе Дима был восьмым, отмечались наши ребята и на промежутках, за которые идет настоящая битва: победа – реклама.

А третье место Петра Угрюмова на этапе «Тирена Адриатика»? Там так жарко было, что даже Келли ничего не смог сделать. Ко мне после того этапа подходили спрашивали: почему у вас два лидера? Конышев и Угрюмов – два таких классных гонщика для одной команды много. А я им в ответ: какие два? У нас их гораздо больше А тут еще Ваня Иванов в торах пару раз отметился… Ну а потом Сергей Усламин был третьим на последнем этапе «Тирены», в раздельном старте

Жаль Угрюмов, шедший тринадцатым-четырнадцатым в общем зачете и уступавший первому месту около 16 секунд, не смог закончив гонку. Подскочила температура, аллергия какая-то. Но, по отзывам специалистов, он мог проехать «разделку» так же, как Сережа, а то и получше. И реально имел шанс выиграть «Тирена Адриатика» в личном зачете. А уж третьим-то был бы точно. Он ведь всю гонку проехал в майке лучшего неопрофессионала – трофей почетнейший. Кстати, звание «неопрофессионал» носит любой экс-любитель заключивший контракт, первые два года. Так что мы тоже – пока что неопрофи.

Короче, потенциал, по общему мнению, у команды очень большой. Пресса и специалисты относятся к нам доброжелательно, уделяют много внимания. Одни заголовки чего стоят, смотрите: «Красная армия педалей прибыла в Италию!», «Конышев — советский Мозер» и так далее. Не скупятся.

– А как складываются а команде взаимоотношения итальянской половины администрации и нашей?

– Нормальные, деловые отношения. Сложных моментов не возникает. Потому что всем интересно – и Примо Франкини, и нам с Николаем Морозовым. Хоть столько лет и проработали в спорте, но не устаем каждый день находить что-то новенькое. Идет взаимное обогащение. Мы пытаемся что-то свое подсказать, что-то принимается, что-тo нет. Но стараемся не забывать, что учиться приехали все-таки мы. Хотя многое из нашего опыта и они взяли на вооружение.

– Какие планы у команды после нынешних каникул?

– Коротко это выглядит так: сейчас – три гонки в Бельгии, потом, 5-7 апреля, – «Джиро д’Калабрия», этап Кубка мира. Потом либо часть команды, либо вся «Альфа Аюм» примет участие в гонках «опен», где стартует и сборная СССР. Для сравнения сил и класса скажем так. Потом часть команды, 9 человек, едет в Испанию (24 апреля – 15 мая), другая частью примет участие в престижной, сильной по составу гонке в США, которую проводит мультимиллионер Дональд Трамп. Там будут стартовать 10 профессиональных и 5 любительских команд. Она пройдет с 7 по 14 мая. Наконец, главное событие нашей первой профессиональной весны – «Джиро д’Италия», с 21 мая по 11 июня. И – домой.

А дома нас ждет (и болельщиков, надеюсь, тоже) сюрприз – первый чемпионат СССР среди профессионалов, который пройдет скорее всего в Ленинграде 25 июня. Ведь в чемпионате мира среди профессионалов выступают национальные сборные, и лицензию на участие в нем дает только национальная федерация велоспорта. Кстати, в чемпионате мира среди профи примет участие и двукратный олимпийский чемпион Гинтаутас Умарас. Он будет стартовать  на треке, в гонке преследования. Ему не придется скучать: перешел в профи и выступает за новую западногерманскую команду его сеульский визави: австралиец Дин Вудс.

Текст: Ольга Линде

Фото: ТАСС