5 мин.

Череда трагедий

Сразу замечу:

- я не отнюдь не собираюсь толкать пафосно-моральные речевки вида "жизнь продолжается", "плакать из-за футбольного матча - глупо", "в африканских странах от голода умирают дети" и пр.;

- я никого ни в чем не обвиняю, просто излагаю свои мысли и кое-где излагаю факты;

- я весьма прохладно отношусь к религиям, в том числе авраамическим.

Тем не менее меня поразило, как много сми и Интернет уделили внимания изображению именно бразильских болельщиков. Чем больше было статей, постов, репортажей, видеороликов с плачущими детьми, женщинами, пенсионерами, тем более я задумывался о неком смещении цивилизационных ценностей и тем более я тосковал по правде, по той самой правде, которую так нелегко найти.

Судите сами: на Ближнем Востоке (в Сирии) не так давно случилось что-то вроде гражданской войны (крупной терроритической операции, попытки свержения власти - синонимы можно подбирать долго, не в них суть. В информационное поле попало очень много мусора, лишь приумножаемого соцсетями и российскими телеканалами и газетами. Все эти киселевы-степановы-сурковы что-то говорили, что-то "втирали"... Все это было очень конъюнктурно, все это часто напоминало "1984". Маргинальные ((в России вообще многовато маргиналов - от низов до самых верхов) и неавторитетные журналисты/блогеры/активные пользователи соцсетей тоже не остались в стороне. Заголовки и тезисы пугали и продолжают пугать до сих пор: "Погиб последний христианин в городе!", "...разграблена древнейшая церковь", "...начался новый геноцид армян" и так далее. Трудно понять, что тут истинно, а что ложно. То же касается Украины, Нигерии, Индонезии... Однако нетрудно понять, что цивилизация (не столько христианская, сколько цивилизация вообще) в очередной раз надломилась - надломилась в том числе где-то на Ближнем Востоке, на что, впрочем, мало кто обратил внимание в череде бесконечных "арабских весен", спортивных мероприятий и выхода блокбастеров на экраны.

Например, в современном российском обществе (и, насколько могу судить, в странах Западной Европы) нет никакой массовой рефлексии по поводу того, что нет больше христиан в Эдессе и Хомсе. Какие-то "особо православные" пользователи сети пишут что-то об этом в закрытых группах, куда не пускают посторонних, капсят на малопосещаемых форум. Даже до аватарок с портретом Башара Асада дело уже не доходит - на аватарках какие-то деятели ДНР/ЛНР, какие-то имперские флаги, какие-то скрины с великодержавными или вульгарными (что в данном случае одно и то же) текстами. Люди восхищаются набожность тех или иных латиноамериканских футболистов, которые молятся перед началом игры, встают на колени после забитых мячей, воздевают руки к небу по поводу и без оного - но что стоит на этим восхищением?..

Люди говорят о сильнейших эмоциях ("драматичные развязки", "восторг от действий тренера", "какая борьба!.."), но эти же люди не способны пережить хотя бы мгновение легкой грусти от того, что опустел некогда великий город Эфес (город, где было чудо света, была выдающаяся библиотека, был Вселенский собор), была покинута Приена (город, с которого пошла прямоугольная планировка кварталов), пришел в упадок Милет (откуда был родом математик Фалес, чью теорему и сегодня изучают в школе, и зодчий Исидор, чьим шедевром сегодня любуются все, кто прибывает в Стамбул). Христиане, игнорирующие историю христианства; ценители урбанистических пейзажей, игнорирующие саму основу основ градостроения; любители чисел и статистических моделей, игнорирующие саму красоту математики. Потребность печалиться и тосковать, удивляться и радоваться люди удовлетворяют совсем иными способами - в частности, слезами и криком из-за 7 специфических траекторий футбольного мяча, случившихся в течение 2 часов.

Я нахожу это странным.

Некогда в Магнезии-на-Меандре (античном городе рядом с Эфесом) был большой стадион: греки построили, римляне укрепили - вон аж до сих пор стоит (см.фото). Там проводили традиционые соревнования: бег, метание копья, борьба и пр. Конечно, спорт был важен в эллинском мире. Известно, что на время крупнейших игр (в Олимпии) вообще порой прекращали военные конфликты. Игры в Магнезии не были столь значимыми, и, конечно, зачастую малоазиатские цари и полководцы продолжали ходить друг на друга с армиями.

Но насколько же то древнее общество, сотканное из множества этносов, сотканное людьми самого разного культурного уровня и финансового достатка, оказалось по-своему прогрессивным!..

На дворе 2014 год, и военные конфликты все также бушуют, не затихая даже на время олимпиадов и чемпионатов (а нередко даже вспыхивая перед ними или сразу после них). Почему же все так? И почему люди, наделенные властью, так непропорционально расходуют свои ресурсы, так непропорционально ранжируют проблемы. Расизм - это плохо, ФИФА борется с этим (и правильно делает: "добрый", показной расизм - это или смешно или мотивирует; но злой, грязный расизм отвратителен). Но разве религиозная вражда лучше? Разве классовая вражда (это выражение за последние лет 30 заметно опошлилось, а жаль) не достойно упоминания, тем более что сми охотно освещали демонстрации и даже беспорядки перед чемпионатом, связанные с теми, что люди из небогатых слов бразильского общества протестовали против турнира как такового?

Я нахожу это странным и даже нелогичным.

Я не знаю, почему именно футбол стал таким популярным. В сущности, футбол антидемократичен (как и искусство, как и наука: любой может рисовать карандашом в блокноте и любой может смотреть на звезды, но лишь немногие будут "висеть" в Эрмитаже и лишь немногие защитят диссертацию по астрофизике), несмотря на популярность обратного утверждения: хорошо играть - трудно. Более того, вульгарным, низкоуровневым богословием заниматься куда проще, чем играть хотя бы в дворовый футбол: для первого занятия не нужен ни мяч, ни обувь, ни команда (к слову, еще историк Соловьев отмечал, что в свое время Византии каждый житель мнил себе теологом, а нравы тем временем падали и падали; пожалуй, Третий Рим от Второго в этом плане недалеко ушел).

Тем не менее футбол притягивает, волнует и отвлекает. Это парадоксально, ведь отвлекает он от событий несравненно более важных.