3 мин.

Комментаторы, как инструмент привлечения аудитории

Одной из основных частей огромного механизма популяризации фигурного катания (как и любого другого вида спорта) являются телетрансляции.

В нашей стране этот механизм запускается изредка, как солнечные батареи в Якутске. И происходит это исключительно в пиковые моменты, связанные с победами на крупных стартах.

За прошедшие 20 лет телевидение совершило квантовый скачок, фигурное катание также сделало огромный шаг вперед, а его освещение и, в особенности, показ соревнований не изменились вовсе. Здесь подразумевается принципиальная разница между тем, что было, и что стало.

От того, насколько качественно организована трансляция события, напрямую зависит интерес зрительской аудитории. И дело даже не столько в технической составляющей (в ней, конечно, тоже), а в подаче информации зрителю. В качестве инструмента этой самой подачи и, одновременно, управления аудиторией выступает комментатор. Его роль многократно возрастает в тех видах спорта, в которых присутствует оценочная система распределения итоговых позиций. И здесь, как кажется, кроется одна из причин, мешающих механизму заработать у нас в стране.

В роли комментаторов выступают люди, для которых фигурное катание – не профессиональная специализация.

Это становится большой проблемой в плане донесения до зрителя различного рода нюансов, присущих этому виду спорта. У нас почему-то, принято считать, что комментатор обладает таким уровнем универсализма, который позволит ему одинаково успешно работать как в шахматах, так и художественной гимнастике. Именно с целью глубочайшего погружения зрителя в специфику конкретного вида спорта к освещению события стали привлекать завершивших карьеру спортсменов. Сама по себе задумка привлечения таких людей – отличная. Но при отсутствии должной реализации – утопичная.

Тандем Тары Липински и Джонни Вейра – идеальный пример интеграции бывших фигуристов в комментаторскую среду. Их органичность, взаимопонимание, непредвзятость и подкованность в вопросе не вызывают ничего, кроме симпатий.

Что вызывает, к примеру, дуэт наших прославленных фигуристов Алексея Ягудина и Ильи Авербуха? Ровным счётом ничего. А как может быть по-другому, когда один ещё не так давно говорил, что фигурное катание ему больше неинтересно, а комментарии второго ограничиваются с трудом подбираемыми эпитетами.

Не используется по назначению единственный ресурс, которым обладают приглашенные фигуристы – их знания и опыт.

Распределение ролей ещё одна важная составляющая. Логично было бы предположить, что фигуристы будут освещать техническую сторону выступления своих коллег, а комментаторы выступать в роли связующего звена.

Зрителю интересно понимать выступление с профессиональной точки зрения. Почему фигурист получил ту или иную оценку, за что были сняты баллы, услышать базовую стоимость программы и сравнить её с итоговой суммой, а также многое другое. Если всё это разбавить примерами из личного опыта (для чего он, если им не делиться), историями о выступающих фигуристах и новостями из закулисья, то получится вполне себе цельная картина.

Когда зритель что-то не понимает, он перестает этим интересоваться. Человеку вообще это свойственно.

Комментатор должен быть не только голосом трансляции, но и катализатором популяризации. Существует масса примеров, когда конкретный вид спорта ассоциируется с конкретным комментатором: Озеров, Маслаченко, Гендлин. Благодаря им спорт не просто смотрели, у него появлялись новые почитатели.

Фигурное катание в России, которое, возможно, находится на своём пике спустя долгие годы, являясь одним из самых зрелищных и эстетичных видов спорта, может так и остаться недооцененным искусством катания на коньках. Это, безусловно, не вина комментаторов. Но они могут стать импульсом. Пусть и небольшим, но столь необходимым.