10 мин.

Самые богатые клуба мира: «Реал», «Барселона», «МЮ», «Бавария», «Арсенал»

В очередном отчете крупнейшей аудиторской компании Deloitte – данные о 20 самых доходных футбольных клубах мира по состоянию на конец сезона-2008/09. О том, почему «Реал» становится лидером финансовой гонки уже пятый год подряд, помог ли «Барселоне» самый успешный сезон в ее истории нарастить свои доходы и что помешало «МЮ» сохранить за собой вторую строчку Money League, – в разборе первой части рейтинга.

Цифры из отчета Deloitte могут расходиться с какими-то цифрами, которые публикуют сами клубы, поскольку все суммы переведены в евро по курсу на конец оцениваемого сезона, а еще доходы от трансферов не учитываются – их рассматривают как инвестиции, а не обычную операционную деятельность клуба. Здесь и далее все суммы приведены в евро.

The Deloitte Football Money League – 2008/09

Position
(prior year
position)
Club Revenue (£m) Revenue (€m)
1 (1) Real Madrid 341.9 401.4
2 (3) FC Barcelona 311.7 365.9
3 (2) Manchester United 278.5 327.0
4 (4) Bayern Munich 246.6 289.5
5 (6) Arsenal 224.0 263.0
6 (5) Chelsea 206.4 242.3
7 (8) Liverpool 184.8 217.0
8 (11) Juventus 173.1 203.2
9 (10) Internazionale 167.4 196.5
10 (7) AC Milan 167.4 196.5
11 (15) Hamburger SV 124.9 146.7
12 (9) AS Roma 124.7 146.4
13 (12) Olympique Lyonnais 118.9 139.6
14 (16) Olympique de Marseille 113.5 133.2
15 (14) Tottenham Hotspur 113.0 132.7
16 (13) Schalke 04 106.0 124.5
17 (n/a) Werder Bremen 97.7 114.7
18 (20) Borussia Dortmund 88.1 103.5
19 (n/a) Manchester City 87.0 102.2
20 (17) Newcastle United 86.0 101.0

1. «Реал» – 401,4 млн

Динамика за последние 5 лет: 276 – 292 – 351 – 366 – 401 (все суммы – в млн евро) Телетрансляции: 160,8 млн (40% от всех доходов клуба) Билеты и абонементы: 101 млн (35%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 139,2 млн (25%) Посещаемость и вместимость: 74 000 (80 000) Спортивные результаты: В сезоне-2008/09 «Реал» стал вторым в чемпионате Испании и в Лиге чемпионов вылетел в первом же раунде плей-офф.

Положение вещей: Пятый год подряд «Реал» становится богатейшим клубом мира, демонстрируя завидную положительную динамику роста доходов. Кроме того, мадридский клуб стал первым, сумевшим преодолеть планку в 400 миллионов евро. 10-процентный прирост (в абсолютных цифрах – на 35,6 млн евро) был обеспечен, несмотря на сравнительно неудачный сезон, в котором «сливочные» уступили своим конкурентам из «Барселоны» по всем статьям – и шестой раз подряд вылетели в 1/8 финала Лиги чемпионов. Наибольшая заслуга в общем увеличении доходов у телевидения и 7-летнего контракта королевского клуба с телекоммуникационной группой Mediapro (25 млн, 18%). Этот контракт вкупе с несколькими другими сделками принесет «Реалу» в целом 1,1 миллиарда долларов на протяжении семи сезонов до 2014 года. Испанские команды обладают возможностью самостоятельно, а не в пуле, продавать права на трансляции своих матчей, что дает грандам неоспоримое преимущество по сравнению с их английскими, французскими, немецкими, а с 2011 года и итальянскими коллегами. Для сравнения – «Манчестер Юнайтед» получил на 43,7 миллиона меньше от вещания, чем «Реал», несмотря на на дополнительные 18,1 млн от УЕФА за выход в финал Лиги чемпионов (эти инвестиции Deloitte тоже относит к телевизионным). Общий размер доходов от телевидения у «Реала» – 160,8 млн: выше, чем общий доход всех клубов нижней десятки Money League.

Доходы от коммерческой деятельности – спонсорства, мерчендайзинга, продажи клубной атрибутики и т.д. выросли на 10,2 млн (8%). У «сливочных» в самом разгаре контракты с ключевыми партнерами: титульный спонсор Bwin пролонгировал контракт еще на 3 года, до сезона-2012/13, причем сумма сделки выросла с 15 до 20 млн в сезон. Кроме того, до сезона-11/12 действует контракт с Adidas, сотрудничество с которым началось еще в 1998 году.

Основные надежды мадридского двора связаны с тем, что приход Флорентино Переса на пост президента клуба и последующие инвестиции в размере 219 млн в покупку таких игроков, как Роналду, Кака, Бензема, Альбиоль и Алонсо, приведет к новому циклу футбольных успехов – и, как следствие, к росту прибыли. Первое царствие строительного магната позволило «Реалу» в период с 2000-го по 2006 год удвоить свои доходы.

2. «Барселона» – 365,9 млн

Динамика за последние 5 лет: 208 – 259 – 290 – 309 – 365,9 Телетрансляции: 158,4 млн (43%) Билеты и абонементы: 95,5 млн (26%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 112 млн (31%) Посещаемость и вместимость: 77 031 (98 800) Спортивные результаты: В чемпионате Испании «Барселона» заняла первое место, выиграла Лигу чемпионов и Кубок Короля.

Проведя самый успешный сезон в истории клуба и одержав победы во всех турнирах, «Барселона» смогла увеличить свои доходы до 365,9 миллиона евро (18%) и обогнать «Манчестер Юнайтед» в европейской коммерческой гонке (чему поспособствовал также благоприятный для испанцев курс евро по отношению к фунту). С сезона-03/04 каталонцы добились практически двукратного увеличения дохода (с 169 до 365 млн), что является абсолютным рекордом роста для клуба рейтинга Football Money League. Доходы повысились засчет улучшения условий контракта с телевещательной корпорацией Mеdiapro, а также распределения доходов от УЕФА (примерно 31 миллион евро).

Кроме того, после проведения частичной реконструкции «Камп Ноу», которая сейчас отложена на неопределенное время, «Барселона» станет близка к тому, чтобы зафиксировать стомиллионный доход с каждого из трех источников прибыли. Впрочем, команде и так удалось совершить определенный скачок в продажах билетов и абонементов (4%) и без переделки стадиона.

На спонсорстве и мерчендайзинге сине-гранатовые в этом году заработали на 32% (27 млн) больше – и это при том, что так и не пошли на размещение коммерческого логотипа на футболках. Клуб заключил 4-летнее соглашение с арабской телекомпанией Etisalat и двухлетний контракт с биржей ставок Betfair, а также продолжает пользоваться плодами сотрудничества с Nike, соглашение с которым было переподписано на улучшенных условиях в прошлом году. Понятно, что свои достижения в текущем сезоне каталонцы уже не улучшат, однако потенциал для роста доходов кроется прежде всего в улучшающемся от года к году контракте с Mediapro, международной популярности бренда «Барселона», а в долгосрочной перспективе и в увеличении количества лож после частичной реконструкции «Камп Ноу». Непонятно, смогут ли каталонцы обогнать своего главного соперника – мадридский «Реал» – в рейтинге Money League, но положение клуба в первой тройке рейтинга выглядит очень стабильным.

3. «Манчестер Юнайтед» – 327 млн

Динамика за последние 5 лет: 246 – 243 – 315 – 325 – 327 Телетрансляции: 117,1 млн (36%) Билеты и абонементы: 127,7 млн (39%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 82 млн (25%) Посещаемость и вместимость: 74 839 (76 200) Спортивные результаты: Победитель чемпионата Англии и финалист Лиги чемпионов.

Несмотря на удачный сезон, в котором были одержаны победы в чемпионате мира среди клубов, а также чемпионате Англии и Кубке лиги, «Манчестер Юнайтед» опустился на третью позицию в рейтинге Football Money League. Англичане сумели добиться стабильного увеличения доходов в каждом из трех основых источников, но больно ударило падение курса фунта стерлинга.

Однако клуб сохранил за собой лидерство в важном показателе «Доходы от проведения матчей»: прибыль с каждой домашней встречи теперь составляет 4,3 миллиона евро. Определенное влияние на доходы от текущего сезона также окажет возросшая цена на абонементы – что позволяет говорить о стабильности этой строчки доходов. Доходы от телевидения возрасли на 9%, а вот прибыль от УЕФА немного понизилась – проигравшие в финале англичане получили на 4,6 миллиона евро меньше, чем в предыдущем сезоне. Третье кряду чемпионство в высшем английском дивизионе обеспечило 4-процентный рост доходов от телевидения (60,4 млн), а удачное выступление в национальных кубках – еще 1,8 миллиона.

Доходы от коммерческой деятельности увеличились на 9% благодаря ряду сделок со спонсорами второй степени – Saudi Telecom и маркой швейцарских часов Hublot, а титульный спонсор AIG обеспечил еще 14,1 миллиона. Этот сезон станет для AIG последним в сотрудничестве с «Манчестер Юнайтед», однако вряд ли англичане будут горевать о едва не разорившемся партнере – ведь уже подписан контракт с американской страховой и консалтинговой компанией Aon Corporation. Сумма сделки составила порядка 80 миллионов фунтов, что сделало ее рекордной среди подобных соглашений в истории футбола. Aon будет выплачивать «дьволам» за свой логотип на футболках манкунианцев 20 миллионов фунтов ежегодно в течение четырех лет: что обеспечит огромный скачок в доходах – около 40 процентов. Nike же остается техническим спонсором команды до сезона-14/15. На данный момент курс фунта стерлингов не позволяет англичанам претендовать на повышение в рейтинге, тем не менее, популярность бренда в международном масштабе является тем козырем, который может позволить команде Фергюсона обогнать своих испанских конкурентов.

4. «Бавария» – 289,5 млн

Динамика за последние 5 лет: 190 – 205 – 223 – 295 – 289,5 Телетрансляции: 69,4 млн (24%) Билеты и абонементы: 60,6 млн (21%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 159,3 млн (55%) Посещаемость и вместимость: 69 000 (69 000) Спортивные результаты: Второе место в бундеслиге, но поражение в четвертьфинале плей-офф Лиги чемпионов в матче с будущим победилем турнира – «Барселоной».

«Бавария» сохранила за собой четвертую строчку двадцатки Deloitte, несмотря на общее снижение суммы доходов – на 2 процента (5,8 млн). Клуб остается джетсеттером в бундеслиге, имея доходов практически вдвое больше, чем следующая команда в турнирной таблице – «Гамбург». Поражение в четвертьфиналах Кубка Германии и Лиги чемпионов привело к снижению количества игр, проводимых на домашней «Альянц-Арене» (23 игры по сравнению с 27 в сезоне-07/08), поэтому несмотря на регулярные sold-out’ы на стадионе, который вмещает 69 тысяч человек, продажи снизились на 13 процентов.

Больше всего «Бавария» традиционно заработала на коммерческой деятельности – работе со спонсорами, мерчендайзинге, продажах клубной атрибутики и тому подобном. В этом источнике доходов мюнхенцы вновь бьют все рекорды, несмотря на десятипроцентное снижение, – мадридский «Реал» остался вторым с отставанием в 20 миллионов евро. Имея прибыль только с коммерции, «Бавария» все равно бы осталась в рейтинге Money League – причем на 11 месте.

Стабильность финансового положения обеспечена тем, что «Бавария» сумела сохранить сотрудничество с двумя своими ключевыми партнерами. С титульным спонсором Deutsche Telekom сделка была продлена до сезона-12/13 на улучшенных условиях – 24 вместо 22 млн евро в год. Предусмотрены также бонусы за удачные выступления, что позволит клубу зарабатывать до 30 млн в сезон. Также удачно складывается сотрудничество «Ауди», с которым удалось договориться не только о пролонгации договора до 2019-го года, но и о продаже 9% акций за 90 миллионов евро. Всего до 2019 года автомобильный концерн инвестирует в клуб около 200 миллионов евро.

Доходы от телевидения, которые на фоне остальных источников доходов всегда казались лишь приятным бонусом в этом году значительно подросли – прежде всего, за счет участия в Лиге чемпионов, в которой мюнхенцы дошли до четвертьфинала и получили от УЕФА 34,6 млн. Впрочем, общий доход от ТВ – 69,9 млн – все равно остается самым низким в десятке – главным образом, из-за достаточно низкой стоимости прав на телетрансляции матчей национального чемипоната.

5. «Арсенал» – 263 млн

Динамика за последние 5 лет: 171 – 192 – 264 – 264 – 263 Телетрансляции: 89 млн (34% от доходов клуба) Билеты и абонементы: 117,5 млн (45%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 56,5 млн (21%) Посещаемость и вместимость: 59 921 (60 355) Спортивные результаты: четвертое место в чемпионате Англии после «МЮ», «Челси» и «Ливерпуля», поражение в полуфинале Лиги чемпионов от «МЮ».

Очевидный претендент на возвращение в первую пятерку рейтинга Deloitte достиг своей цели – общие доходы выросли почти на 7% и достигли отметки в 263 млн. Кроме того, одержана победа в заочном лондонском дерби – «канониры» опередили своего извечного соперника – лондонский «Челси» – в первый раз с сезона-02/03.

Исполнительный директор «Арсенала» Иван Газидис заявил, что цель клуба – стать «самодостаточным», чему явно способствует регулярная заполняемость 60-тысячного «Эмирэйтс», а также возросшее с 28 до 32 количество домашних игр. Планка в 100 млн фунтов покорилась такому источнику доходов, как продажа билетов и абонементов, в первый раз, что позволило клубу стать после «Манчестер Юнайтед» вторым по этому показателю, и это с учетом того, что цены не повышались.

Понимая свое отставание от конкурентов по части доходов от спонсорства и мерчендайзинга, «Арсенал» провел серьезную перестройку своего коммерческого департамента. Пока эффект от этой реструктуризации не очевиден – в сезоне-08/09 прибыль увеличилась на 3,8 млн фунтов и составила 48 млн. Лондонцы связаны долгосрочным соглашением с Emirates по продаже прав на название стадиона (до 2020/21) и места на футболках (до 2013/14), которое оценивается в 105,7 млн евро, большинство из которых, правда, были вложены в строительство нового стадиона.

Идеи по повышению международной популярности бренда клуб связывает прежде всего с иностранными активностями – в частности, с открытием магазинов и футбольных школ на Среднем и Дальнем Востоке, а также в США. Это должно создать платформу для развития в долгосрочной перспективе, потому как хоть пока соглашения со спонсорами позволяют защитить себя от последствий экономического спада, они же и ограничивают клуб в получении прибыли. Это особенно наглядно, если сравнить среднюю стоимость сделки с титульным спонсором с теми, что недавно были объявлены «МЮ» и «Ливерпулем».