3 мин.

Закачай Аршавина

«Арсенал» первым из клубов английской премьер-лиги выпустил собственное приложение для iPhone – и оно сразу стало хитом продаж в App Store. За 2,99 фунта пользователю предлагается нескончаемый поток клубных новостей, эксклюзивных фото и видео, а также онлайн-трансляции матчей (пока информационно-графические, а там, глядишь, будут и полноценные видеотрансляции – за отдельные деньги). На протяжении последнего времени «Арсенал» чрезвычайно активно развивает линейку подобных платных сервисов – клубный телеканал по кабелю, клубный телеканал в интернете, «видео по запросу» для обычных компьютеров и для мобильных телефонов (от 6 фунтов в месяц), рингтоны с клубными песнями (по 3 фунта за штуку), и т.д.

Клубные сайты топ-клубов давно уже стали важнейшими точками продаж: на сайте «Арсенала», например, можно купить не только привычные уже клубные футболки или там носки, но также именной кирпич, который уложат в мостовую на площади перед новым стадионом (от 50 до 395 фунтов – в зависимости от размера) и даже квартиру в жилом комплексе, отстроенном на месте «Хайбери» (от 1,1 млн фунтов). Однако мерчандайзинг давно уже стал привычной статьей доходов, приносящей ведущим клубам по паре десятков миллионов в год. Интереснее понаблюдать за взрывным ростом digital-направления клуба – открытом синхронно с появлением на «Эмирэйтс» нового управляющего директора Иваном Газидисом, до 1 января 2009 года – комиссионером американской футбольной лиги МЛС. Наверняка эти события как-то связаны, по крайней мере, на вакансию руководителя digital-направления «Арсенала» я наткнулся чарез пару месяцев после прихода Газидиса в клуб. В обязанности искомого человека вменялись «развитие и имплементация интегрированного цифрового маркетинга во все возможные коммуникационные каналы», а также «создание новых продуктов и сервисов, расширения портфолио источников доходов команды».

Человека, очевидно, нашли.

Американские спортивные технологии все шире проникают в премьер-лигу вместе с американскими людьми (если у «Арсенала» управленец из США, то у «МЮ» и «Ливерпуля» – владельцы). В британской прессе замелькало словечко «диснеефикация». И совершенно не в порядке ругательства, поскольку идея понятна и логична. Любой успешный бизнес стремится к росту продаж, но футболный бизнес специфичен: едва ли можно всерьез говорить об увеличении росте количества матчей или билетных продаж (переезд «Арсенала» с 38-тысячника на 60-тысячник ничуть не унял билетного ажиотажа). «Арсенал», «МЮ» и другие клубы учатся продавать то, что в английском языке зовется словом experience. Уникальный опыт, ощущение причастности к команде, которое в доцифровую эру не так-то просто было почуствовать 49,5 из 50 миллионам болельщиков «Арсенала» – всем, кто живет не пределах прямой досягаемости арсенальского стадиона.

К сказанному остается добавить лишь нечто назидательное – вроде совета российским клубам и лигам присмотреться к цифровой среде. Не только с целью заработать, интернет и новые медиа могут быть отличным средством продвижения; тот же «Манчестер Сити» в последнее время старается делать примерно то же самое, что «Арсенал», но распространять бесплатно. Лишние пару миллионов выручки не так уж убедительно будут смотреться на фоне инвестиций шейха Мансура, а вот расширить таким образом аудиторию клуба вполне реально.

Интересно вот еще что – какой в новой цифровой эпохе будет роль традиционных медиа? Прежде газеты, журналы и телеканалы были для клубов и лиг посредниками в их коммуникации с аудиторией. В среде новых медиа и интернет клубы сами, фактически, являются паблишерами и почти всегда действуют самостоятельно. Возникает определенная конкуренция, у клубов появляется все больше соблазнов пренебречь интересами сторонних СМИ, подчинить их себе и придержать эксклюзив для себя. И все чаще, увы, они этому соблазну поддаются.

Это колонка из свежего номера журнала PROспорт