Закачай Аршавина
«Арсенал» первым из клубов английской премьер-лиги выпустил собственное приложение для iPhone – и оно сразу стало хитом продаж в App Store. За 2,99 фунта пользователю предлагается нескончаемый поток клубных новостей, эксклюзивных фото и видео, а также онлайн-трансляции матчей (пока информационно-графические, а там, глядишь, будут и полноценные видеотрансляции – за отдельные деньги). На протяжении последнего времени «Арсенал» чрезвычайно активно развивает линейку подобных платных сервисов – клубный телеканал по кабелю, клубный телеканал в интернете, «видео по запросу» для обычных компьютеров и для мобильных телефонов (от 6 фунтов в месяц), рингтоны с клубными песнями (по 3 фунта за штуку), и т.д.
Клубные сайты топ-клубов давно уже стали важнейшими точками продаж: на сайте «Арсенала», например, можно купить не только привычные уже клубные футболки или там носки, но также именной кирпич, который уложат в мостовую на площади перед новым стадионом (от 50 до 395 фунтов – в зависимости от размера) и даже квартиру в жилом комплексе, отстроенном на месте «Хайбери» (от 1,1 млн фунтов). Однако мерчандайзинг давно уже стал привычной статьей доходов, приносящей ведущим клубам по паре десятков миллионов в год. Интереснее понаблюдать за взрывным ростом digital-направления клуба – открытом синхронно с появлением на «Эмирэйтс» нового управляющего директора Иваном Газидисом, до 1 января 2009 года – комиссионером американской футбольной лиги МЛС. Наверняка эти события как-то связаны, по крайней мере, на вакансию руководителя digital-направления «Арсенала» я наткнулся чарез пару месяцев после прихода Газидиса в клуб. В обязанности искомого человека вменялись «развитие и имплементация интегрированного цифрового маркетинга во все возможные коммуникационные каналы», а также «создание новых продуктов и сервисов, расширения портфолио источников доходов команды».
Человека, очевидно, нашли.
Американские спортивные технологии все шире проникают в премьер-лигу вместе с американскими людьми (если у «Арсенала» управленец из США, то у «МЮ» и «Ливерпуля» – владельцы). В британской прессе замелькало словечко «диснеефикация». И совершенно не в порядке ругательства, поскольку идея понятна и логична. Любой успешный бизнес стремится к росту продаж, но футболный бизнес специфичен: едва ли можно всерьез говорить об увеличении росте количества матчей или билетных продаж (переезд «Арсенала» с 38-тысячника на 60-тысячник ничуть не унял билетного ажиотажа). «Арсенал», «МЮ» и другие клубы учатся продавать то, что в английском языке зовется словом experience. Уникальный опыт, ощущение причастности к команде, которое в доцифровую эру не так-то просто было почуствовать 49,5 из 50 миллионам болельщиков «Арсенала» – всем, кто живет не пределах прямой досягаемости арсенальского стадиона.
К сказанному остается добавить лишь нечто назидательное – вроде совета российским клубам и лигам присмотреться к цифровой среде. Не только с целью заработать, интернет и новые медиа могут быть отличным средством продвижения; тот же «Манчестер Сити» в последнее время старается делать примерно то же самое, что «Арсенал», но распространять бесплатно. Лишние пару миллионов выручки не так уж убедительно будут смотреться на фоне инвестиций шейха Мансура, а вот расширить таким образом аудиторию клуба вполне реально.
Интересно вот еще что – какой в новой цифровой эпохе будет роль традиционных медиа? Прежде газеты, журналы и телеканалы были для клубов и лиг посредниками в их коммуникации с аудиторией. В среде новых медиа и интернет клубы сами, фактически, являются паблишерами и почти всегда действуют самостоятельно. Возникает определенная конкуренция, у клубов появляется все больше соблазнов пренебречь интересами сторонних СМИ, подчинить их себе и придержать эксклюзив для себя. И все чаще, увы, они этому соблазну поддаются.
Это колонка из свежего номера журнала PROспорт
Вот, сравните ваш лид с тем, что у статьи выше:
«Василий Уткин в блоге на Sports.ru довольствуется содержанием игры сборной России против словенцев, главной нашей осенней бедой называет недостаточную компактность и среди проблем накануне мариборского матча выделяет кондиции Жиркова, пах Дзагоева и выбор форварда.»
и
«Футбольные клубы и лиги осваивают рынок мультимедиа, формируя новые статьи доходов и становясь при этом реальными конкурентами традиционных СМИ».
Я, честно, чуть не пропустил, а было бы обидно. Видимо, придется подписываться все же )
Проверьте, пожалуйста...
меня хватает на обе команды, и еще на некоторые другие остается)
и да, я ведь болельщик МЮ through and through и all the way притом, не забудь)
А в АПЛ-98, как сейчас помню, последняя наклейка моя была Тедди Шерингем. У мелкого какого-то из подъезда вырвал из журнала прям с корнем, как увидел. Он протестовать пытался было, на что я ему отвесил всю свою стопку повторок примерно десятисантиметровую в толщину, и он, не веря удаче своей, свалил куда подальше.
А мне радости на неделю вперед хватило)
ну да, я примерно это и имела в виду, когда говорила о большой картине. мне, например, важно быть в курсе, что происходит у всех остальных клубов, иногда и в подробностях. чем шастать по чужим малопонятным клубным сайтам, лучше я на Гардиан схожу. другое дело, сколько нас таких, и об этом Дмитрий пишет. ну, надеюсь, что много)
еще был такой фетиш - составлять из стикеров свои дрим-тимы)
А колонка мне определенно понравилась. И совет нашим клубам тоже полезный, только у нас всем не до этого, а очень жаль. Например руководители любимого мной Локо обещали нам новый сайт: с тв, контентом, блогами, эксклюзивом еще в марте, а в итоге только новую заставку на сайт получили и небольшой блок «Территория болельщиков» - вызывает все это только негативные эмоции. А ведь сайт сейчас - это лицо команды и способ привлечения новых болельщиков.
Интересно, сколько еще человек здесь занимались такой приятной ерундой?..
А по сабжу, одно дело авторские колонки и непредвзятое мнение, это никогда не помешает. Но плюс ко всему, например лично я, вряд ли буду в поисках информации обращаться к сайту Сити или прочих, что останется за пределами своего клубного сайта как раз таки можно взять из сторонних СМИ, чтобы все сразу и в одном месте. И вот тут выходят на первый план уже авторские колонки, манера преподнесения информации и прочее, новости почти везде одни и те же, решает уже их оболочка.
что-то в этом есть.
Мне кажется, что уже скоро традиционной прессе придется заняться перепрофилированием. Влияние интернета растет, и через пару лет мы окончательно придем к получению новостей через персональные ленты, а почти вся стоящая аналитика уйдет из печатных газет в блоги. Открытие «Трибуны» в этой связи, мне кажется, позволило Sports.ru на годы опередить конкурентов.
Да, на главной странный лид к этому тексту. Будете менять?
*ей:)
sore чуть выше пишет, что вот ему все равно нужна независимая информация. И кому-то на точно будет нужна – мне еще, например. Но будет ли таких людей достаточно много, чтобы остались рыночные основания для существования независимых СМИ? Ведь изрядной части болельщиков клубных новостей зачастую вполне достаточно. Guardian уж до чего хорош – но его интернет-версия убыточна на протяжении всего времени существования. И это в Англии – в единственной стране мира, в которой рынок интернет-рекламы больше рынка телерекламы.
А вот про лид не понял – что в нем не так. Может, не блестящий (я сегодня встал в 7 утра, к ночи торможу совсем) – но приемлемый, мне кажется.
Только баблом в Европе фанат может поодержать в Европе.
В России люди только в столице готовы платить за футбол, и то не все.
Уход молодой и активной аудитории в сетевые версии печатных сми или в полностью электронные уже, как мне кажется, состоявшийся факт.
Что касается тв, то тут ситуация несколько иная. Да, интеренет трансляции матча твоей любимой команды или возможность посмотреть текстовый онлайн в телефоне прекрасная возможность быть в курсе событий, но все же тв трансляция выездного матча в компании друзей в баре - совсем другая история и монитор ноутбука не сможет стать заменой большому экрану. Так что за тв переживать не стоит.
а насчет конкуренции со сторонними СМИ... знаете, всегда есть желание прочитать сторонее, непредвзятое мнение (на клубных сайтах все равно как-то все слегка прилизано в одну сторону). и авторскую колонку тоже читать интересно - тут вопрос, наверное, в том, кто сколько соберет под крыло хороших авторов. плюс еще важна большая картина - вебсайт клуба из года в год будет в подробностях писать только о клубе, а Гардиан каждый день пишет обо всех сразу - однозначно я, как потребитель, буду сочетать информацию.
Сейчас таких, наверное, и не встретишь. Видео любой может скачать, не говоря уже про фото. А тогда чуть ли не главной реликвией был.