8 мин.

Самые богатые клубы мира, часть 3: от «Лиона» и «Тоттенхэма» до «Сити» и «Фенербахче»

Обсуждение источников доходов клубов, занявших в Football Money League места с 6-го по 11-е, предварим ссылкой на первую и вторую части исследования и двумя оговорками:

1) Все команды отрейтингованы по доходам, не включающим в себя трансферную деятельность;

2) Все суммы взяты из исследования Deloitte по итогам сезона-07/08 и приведены в евро.

12. «Лион» – 156 млн

Динамика за последние 5 лет: 72 – 93 – 128 – 141 – 156 (все суммы – в млн евро) Телетрансляции: 75 млн (48% от доходов клуба) Билеты и абонементы: 21,8 млн (14%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 58,9 млн (38%) Посещаемость и вместимость: 37 300 (40 500)

Спортивные результаты: Очередные победы в чемпионате и Кубке Франции, вылет в 1/8 финала Лиги чемпионов от «МЮ».

Положение вещей: Обратите внимание на динамику роста: «Лион» – единственный клуб в топ-20, доходы которого за 5 лет удвоились. И это не считая доходов от продажи футболистов, для делойттовской топ-20 – чуть ли не рекордных. В сезоне-07/08 клуб выручил от трансферов на 20 млн евро больше, чем на них потратил, а годом ранее – на 21,4 млн. Почти половину своей нетрансферной выручки французский суперклуб (после шестой кряду победы в национальном чемпионате такой приставки для «Лиона» уже никому не жалко) получает от телевидения. За права на показ национального чемпионата во Франции платят 600 млн евро в год – заметно больше, чем в Германии. Доходы клуба от продажи билетов и абонементов (0,8 млн евро в среднем за матч) пока скромны и, видимо, останутся такими до строительства нового 60-тысячника. Пока, впрочем, отложенного, вместе с планами по строительству футбольных школ в Северной Африке, США и даже Индии. Скорее всего, отложено все это ненадолго: «Лион» отчаянно рвется в десятку самых богатых и самых главных клубов Европы. В роли первого парня во Франции Жану-Мишелю Оля давно уже тесно.

13. «Шальке-04» – 148 млн

Динамика за последние 5 лет: 91 – 97 – 123 – 114 – 148 Телетрансляции: 56 млн (38%) Билеты и абонементы: 32,3 млн (22%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 60,1 млн (40%) Посещаемость и вместимость: 61 300 (61 300)

Спортивные результаты: Третье место в бундеслиге, поражение в четвертьфинале Лиги чемпионов от «Барселоны».

Положение вещей: Тех, кто в комментариях выражал надежду увидеть в топ-20 «Зенит», стоит пока считать чрезмерными оптимистами, но одна команда с надписью «Газпром» на груди в рейтинге Deloitte все же есть. Это «Шальке-04», шагнувший по сравнению с предыдущим рейтингом на три строчки вверх. Отчасти – благодаря суперконтракту со все тем же «Газпромом»: это 5,5-летнее соглашение может принести команде от 100 до 125 млн евро в зависимости от результатов. В отличие от нынешнего сезона, в прошлом результаты у «Шальке» были неплохими, что положительно отразилось также на телевизионных и билетных доходах клуба. 61-тысячная «Велтинс Арена» заполнялась на каждом матче, и если бы билеты в Германии стоили столько же, сколько в Англии, «Шальке» бы мог претендовать на топ-10.

14. «Тоттенхэм» – 145 млн

Динамика за последние 5 лет: 100 – 105 – 107 – 153 – 145 Телетрансляции: 50,9 млн (35%) Билеты и абонементы: 51,0 млн (35%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 43,1 млн (30%) Посещаемость и вместимость: 36 000 (36 300)

Спортивные результаты: 11-е место в премьер-лиге, победа в Кубке Лиги, поражение в 1/16 Кубка УЕФА.

Положение вещей: Титульный спонсор «Тоттенхема», интернет-казино Mansion, с одной стороны, вполне щедр – надпись в несколько дюймов на футболке приносит клубу 10,7 млн евро. Но с другой стороны, даже Павлюченко на такие деньги не купишь. Здесь (и далее – в случае с «Ньюкаслом» и «Манчестер Сити») мы имеем дело с английским футбольно-экономическим феноменом: команда может из года в год играть неважно или попросту плохо, но если она при этом не теряет болельщиков и не вылетает из премьер-лиги с ее телевизионными суперконтрактами, то выручка продолжает расти. В случае «Тоттенхэма» рост вышел вполне впечатляющим: в полтора раза за 5 лет, которые принесли команде два виртуальных титула «сильнейшей команды Англии за пределами Big Four» и один осязаемый трофей – Кубок Лиги.

К слову, это же касается «Астон Виллы», «Эвертона» и «Вест Хэма», оказавшихся на пороге делойттовской двадцатки. Если бы курс фунта по ходу сезона-07/08, не упал, то все три этих клуба попали бы в рейтинг Deloitte и топ-20 стала бы наполовину английской.

15. «Гамбург» – 128 млн

Динамика за последние 5 лет: 70 – 75 – 102 – 120 – 128 Телетрансляции: 28,7 млн (22%) Билеты и абонементы: 45,5 млн (36%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 53,7 млн (42%) Посещаемость и вместимость: 54 800 (55 000)

Спортивные результаты: Четвертое место в бундеслиге, поражение в 1/16 Кубка УЕФА.

Положение вещей: Сезон вне Лиги чемпионов не оставил «Гамбург» вне рейтинга Deloitte: похоже, команда из второго по величине города Германии тут надолго. Этот город слывет еще и богатым, что позволяет клубу держать цены на билеты на предельном в Германии уровне и зарабатывать на этом куда больше «Шальке» и «Штутгарта».

16. «Марсель» – 127 млн

Динамика за последние 5 лет: 88 – 65 – 85 – 99 – 127 Телетрансляции: 69,4 млн (55%) Билеты и абонементы: 23,5 млн (18%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 33,9 млн (27%) Посещаемость и вместимость: 52 600 (60 000)

Спортивные результаты: Третье место в чемпионате Франции, вылет из Лиги чемпионов после группового этапа и поражение в 1/16 Кубка УЕФА от «Зенита».

Положение вещей: Главные составляющие финансовых успехов «Марселя» – рекордная для Франции посещаемость (52 600 в среднем на матче) и новый телевизионный суперконтракт. Кто-то удивится, но у Франции в Deloitte Top 20 теперь столько же команд, сколько у Испании – две.

17. «Ньюкасл» – 126 млн

Динамика за последние 5 лет: 137 – 129 – 124 – 129 – 126 Телетрансляции: 51,9 млн (41%) Билеты и абонементы: 41,0 млн (33%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 32,7 млн (26%) Посещаемость и вместимость: 51 300 (52 400)

Спортивные результаты: 12-е место в премьер-лиге.

Положение вещей: Это единственный клуб двадцатки Deloitte, доходы которого на протяжении 5 лет почти неуклонно снижаются – впрочем, не настолько сильно, чтобы выбросить команду из рейтинга. Место в премьер-лиге «Ньюкаслу», избалованному преданностью болельщиков (те раскупают дорогостоящие билеты на «Сент-Джеймс Парк», как бы плохо он ни играл), потерять, похоже, проще: после нескольких лет прозябания на надцатых местах он отчетливо стоит на вылет.

18. «Штутгарт» – 112 млн

Динамика за последние 5 лет: 72 – 63 – 63 – 88 – 112 Телетрансляции: 43,9 млн (39%) Билеты и абонементы: 18,7 млн (17%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 48,9 млн (44%) Посещаемость и вместимость: 51 200 (57 000)

Спортивные результаты: Шестое место в бундеслиге, вылет из Лиги чемпионов после группового турнира.

Положение вещей: «Штутгарт» впервые попал в топ-20 годом ранее благодаря неожиданной победе в чемпионате Германии. А задержался в ней благодаря доходам от Лиги чемпионов (они формируют телевизионые поступления «Штутгарта» почти наполовину) и выгодным спонсорским контрактам с «Пумой», «Мерседесом» и энергетической компанией EnBW. Теперь в рейтинг Deloitte входят сразу 4 немецких клуба. Дальше – больше.

19. «Фенербахче» – 111 млн

Динамика за последние 5 лет: неизвестно – неизвестно – 62 – 87 – 111 Телетрансляции: 26,7 млн (24%) Билеты и абонементы: 27,9 млн (25%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 56,7 млн (51%) Посещаемость и вместимость: 42 500 (52 000)

Спортивные результаты: Второе место в чемпионате Турции, вылет в четвертьфинале Лиги чемпионов от «Челси».

Положение вещей: Это первый турецкий клуб, угодивший в топ-20 за всю историю рейтинга – и единственный в нынешнем рейтинге не из чемпионатов «большой пятерки» (прежде такое случалось с «Аяксом», «Селтиком», «Рейнджерс» и «Бенфикой»). Половину выручки составляют спонсорство и мерчандайзинг: команду крупнейшего спортобщества страны охотно поддерживают ведущие турецкие компании, а футболки «Фенербахче» продает сотнями тысяч. Средняя посещаемость в 42,5 тысяч – самая большая в Турции. Продвижение в Лиге чемпионов до четвертьфинала принесло клубу дополнительные 17,3 млн евро отчислений от УЕФА.

20. «Манчестер Сити» – 104 млн

Динамика за последние 5 лет: 94 – 90 – 89 – 85 –104 Телетрансляции: 54,6 млн (53%) Билеты и абонементы: 23,4 млн (22%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 26,0 млн (25%) Посещаемость и вместимость: 42 100 (47 700)

Спортивные результаты: Девятое место в премьер-лиге.

Положение вещей: «Манчестер Сити» за последние годы ни разу не поднялся в Англии выше 8-го места, но с экономической точки зрения неплохо чувствовал себя и без инвесторов из Абу-Даби. Интересно, как будут развиваться события с их появлением.