Самые богатые клубы мира: «Реал», «МЮ», «Барса», «Бавария», «Челси»
Deloitte, по традиции, публикует данные о 20 самых доходных клубах мира (именуя этот реестр не иначе как Football Money League) в феврале, опираясь на цифры по последнему полному сезону в нашем случае это сезон-2007/08. Полную двадцатку вы можете увидеть здесь, а скачать файл с выкладками на английском языке здесь. Из него взяты большинство приведенных в этом тексте цифр, ведь данные Deloitte в мире футбола принято считать самыми надежными. Они могут расходиться с какими-то цифрами, которые публикуют сами клубы, поскольку Deloitte переводит все суммы в евро по курсу на конец оцениваемого сезона, а еще не учитывает в своих отчетах доходы от трансферов рассматривая их как инвестиции, а не обычую операционную деятельность клуба. В течение недели в этом блоге мы постараемся попристальней присмотреться к бюджетам всех 20 наиболее высокодоходных футбольных предприятий мира но начнем, конечно, с топ-5. Здесь и далее все суммы приведены в евро.
1. «Реал» 365 млн
Динамика за последние 5 лет: 236 276 292 351 366 (все суммы в млн евро) Телетрансляции: 135,8 млн (37% от всех доходов клуба) Билеты и абонементы: 101 млн (28%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 129 млн (35%) Посещаемость и вместимость: 76 200 (80 000)
Спортивные результаты: В сезоне-2007/08 «Реал» взял испанское чемпионство (второе кряду и 31-е в истории), но в Лиге чемпионов вылетел в первом же раунде плей-офф в пятый раз подряд.
Положение вещей: 4-процентного роста доходов по сравнению с предыдущим сезоном (в абсолютных цифрах на 14,8 млн евро) «Реалу» хватило для того, чтобы оставить за собой звание богатейшего клуба в мире на протяжении четвертого года кряду. Извечные конкуренты по Football Money League из Манчестера нарастили доходы куда значительне но были отброшены на вторую строчку падением курса фунта. Больше всего «Реал» прибавил в доходах от продаж билетов и абонементов (на 23%) за счет создания новых корпоративных лож на «Сантьяго Бернабеу». Незначительный рост зафиксирован в поступлениях от телевидения сумма ежегодных отчислений в 7-летнем (действует до конца сезона-12/13) 1,1-миллиардном контракте королевского клуба с Mediapro повышается год от года. Но наиболее впечатляющих результатов «Реал» добился в направлении, обозначенном у нас как «спонсорство, мерчандайзинг и т.д.» (под «т.д.» стоит понимать прочие коммерческие доходы вроде туров по стадиону, в том же Мадриде вполне популярных). Там у «Реала» не рост, а 5-процентное падение но это все равно успех для сезона, омраченного утратой титульного спонсора (BenQ Mobile разорился) и Дэвида Бекхэма.
В отличие от того же «МЮ», «Реал» не приносит прибыли (клуб зарегистрирован как некоммерческая организация) и весь свой заработок реинвестирует в развитие команды, что позволяет ему и дальше поднимать ставки по трансферам и зарплатам новых «галактикос» будь то Криштиану Роналду или Кака. Даже с позиций сегодняшних, кризисных реалий покупка такой спортивной и маркетинговой звезды, пусть за рекордные деньги, пусть с помощью кредита, может выглядеть оправданной с коммерческой точки зрения. Во-первых, в ситуации, когда никто из трех-пяти лучших игроков мира на данный момент не является игроком «Реала», ему нужна новая суперзвезда для подтверждения своего галактического статуса. Во-вторых, те же Кака и Криштиану, в конечном счете, неплохо играют в футбол и, может быть, помогут мадридском клубу преодолеть в конце концов злосчастный первый раунд плей-офф Лиги чемпионов.
2. «Манчестер Юнайтед» 325 млн
Динамика за последние 5 лет: 251 246 243 315 325 Телетрансляции: 115,7 млн (36%) Билеты и абонементы: 128,2 млн (39%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 80,9 млн (25%) Посещаемость и вместимость: 75 700 (76 200)
Спортивные результаты: Победитель чемпионата Англии и Лиги чемпионов.
Положение вещей: Если бы не 15-процентное падение курса фунта за отчетный год, звание самого доходного футбольного клуба планеты вернул бы себе «МЮ». Экономические результаты «Юнайтед» в сезоне-2007/08 оказались не хуже спортивных: 21% роста, если считать в фунтах, причем прогресс конснулся всех трех основных источников доходов.
Доходы от продажи билетов, и без того беспрецедентные для Старого Света, выросли еще на 10% до 128,2 млн евро. То есть в среднем каждый из 29 матчей сезона на «Олд Траффорд» приносит «Юнайтед» почти 4,5 млн евро только от билетов и абонементов. Ни один из клубов делойттовской двадцатки не зарабатывает на этой статье так много ни в абсолютных, ни в относительных цифрах. Лишь у «Реала», «Барселоны», «Милана» и «Интера» есть арены, сопоставимые по вместимости с манчестерским 76-тысячником но билеты там стоят дешевле, а аншлаги случаются реже.
Доходы манкунианцев от спонсорства и мерчандайзинга выросли во многом за счет ударной продажи новых найковских футболок и спонсорского контракта с AIG, приносящего 18 млн евро в год. На заре кризиса эта американская финансовая корпорация едва не разорилась и была национализирована, так что следующий сезон станет последним в ее сотрудничестве с «МЮ». Но у клуба есть еще предостаточно времени, чтобы подыскать не менее щедрого партнера. Тем паче, что пул прочих спонсоров клуба постоянно пополняется. За последнее время к нему добавились Saudi Telecom и швейцарский часовой бренд Hublot, а Budweiser продлил контракт еще на год.
Значительнее всего выросли поступления от телевидения как в результате общего подорожания телевизионных прав АПЛ (доля «Юнайтед» составила 62 млн евро), так и в результате победы в Лиге чемпионов (призовые за этот турнир, в случае «МЮ» составившие 43 млн евро, Deloitte в своих подсчетах целиком относит к разряду доходов от трансляций). Но, несмотря на внушительный рост доходов из этого источника, «МЮ» зарабатывает на продаже телеправ меньше «Реала», «Барселоны» и «Милана». Не сказать, чтобы телевизионная востребованность манчестерского клуба была меньше скорее, напротив, особенно если учесть перспективнейший азиатский рынок. Дело в структуре продаж телеправ. Испанские и итальянские суперклубы продают права на показ своих матчей напрямую стягивая на себя почти все телевизионные деньги на национальных рынках, оставляя «сиенам», «кальяри», «рекреативо» и «расингам» жалкие крохи. Тогда как в Англии полный пакет медийных прав реализует лига, распределяя доходы между всеми ее участниками куда более равномерно (даже клуб, покидающий АПЛ, получает так называемые «парашютные выплаты» чтобы не разориться из-за снижения доходов в связи с вылетом). Фактически, при нынешней модели распределения денег английские суперклубы недополучают денег, субсидируя «блэкберны» и «сандерленды». Но, вполне возможно, что выиграют они в конечном счете больше: наличие в АПЛ конкуренции и вполне звездных игроков почти в каждой команде позволяет этой лиге наращивать международную аудиторию быстрее прочих.
3. «Барселона» 309 млн
Динамика за последние 5 лет: 169 208 259 290 309 Телетрансляции: 116,2 млн (38%) Билеты и абонементы: 91,5 млн (29%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 101,1 млн (33%) Посещаемость и вместимость: 67 300 (98 800)
Спортивные результаты: В чемпионате Испании «Барселона» стала лишь третьей, а в Лиге чемпионов и Кубке Короля дошла до полуфиналов уступив в обоих случаях победителю турнира.
Положение вещей: В отчете Deloitte cезон-2007/08 для «Барселоны» деликатно назван словом «переходный» ни одной из своих целей команда не добилась. Что напрямую сказалось на доходах от продажи билетов и абонементов: средняя посещаемость «блауграна» по сравнению с предыдущим сезоном упала с 74 100 зрителей до 67 300. Но доходы в целом выросли, и прежде всего за счет телевидения: сумма в контракте «Барселоны» с Mediapro увеличивается год от года. Несколько подросли также доходы от спонсорства и мерчандайзинга феноменальные (больше на этой статье зарабатывают лишь «Бавария» и «Реал») для клуба, который до сих пор не размещает на своих футболках лого коммерческого клиента.
На нынешний сезон в «Барселоне» забюджетировали рост доходов до 380 млн евро. Сверхамбициозная планка, взяв которую, каталонский клуб может (впервые в своей истории) выйти в следующем рейтинге Deloitte на первую строчку. Но предпосылки для этого роста у «Барсы» имеются, и фантастическая игра команды Гвардиолы лишь одно из них. Контракт с Mediapro должен принести еще больше денег. Повысил свои обязательства и технический спонсор Nike, гарантировавший команде не менее 30 млн евро в год. Готовится проект реконструкции стадиона, который позволит увеличить количество лож и трибун повышенной комфортности что, несомненно, скажется на билетных доходах. А в освоении новых рынков у «Барселоны» есть идеи покреативнее обыкновенных выставочных матчей например, создание в MLS команды по собственной франшизе.
4. «Бавария» 295 млн
Динамика за последние 5 лет: 166 190 205 223 295 Телетрансляции: 49,4 млн (17%) Билеты и абонементы: 69,4 млн (23%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 176,5 млн (60%) Посещаемость и вместимость: 69 000 (69 000)
Спортивные результаты: Победа в бундеслиге, поражение от «Зенита» в полуфинале Кубка УЕФА.
Положение вещей: Вернувшись в пятерку самых доходных клубов Европы, «Бавария» доказала: роль Лиги чемпионов в доходах клуба значительна но не абсолютна. Впервые за 10 лет оказавшись вне главного евротурнира, «Бавария» все равно сумела нарастить свои доходы на 32%. Главный драйвер роста доходы от спонсорства, мерчандайзинга и другой коммерческой деятельности: никому в мире все это не приносит сейчас таких денег, как «Баварии». Самый популярный немецкий клуб выкупил у земляков из «Мюнхена-1860» 50% акций компании, владеющей Альянц-Ареной (другие 50% были у «Баварии» изначально), что позволило Deloitte консолидировать весь заработок этой компании в клубном бюджете. Заработок немалый: аренда помещений, кейтеринг, туры по стадиону, продажа его названия спонсорам и т.д. приносят 41,6 млн евро в год. Доход от билетов и абонементов благодаря новой арене тоже вырос: только на их реализации «Бавария» зарабатывает на каждом матче более 2,5 млн евро. Это по-прежнему куда меньше, чем ежематчевый доход «МЮ» (билеты в Германии стоят дешевле), но куда больше, чем было прежде.
Другие доходы от спонсорства у «Баварии» традиционно высоки: один только контракт с T-Mobile приносит около 18 млн евро в год. Мерчандайзинг также приносит мюнхенскому клубу колоссальные деньги: с приходом Рибери и Тони продажи футболок и прочей символики выросли на 27% и достигли уровня 41 млн евро в год. Доходы «Баварии» от телевидения на этом фоне, вопреки общеевропейским тенденциям, кажутся чаевыми. Отчасти из-за отсутствия команды в Лиге чемпионов (Кубок УЕФА приносит куда меньше денег), но прежде всего из-за относительно невысокой стоимости телевизионных прав бундеслиги. Как я уже писал раньше, власти Германии не позволили футболу полностью уйти на спутниковое и кабельное ТВ (ничего не напоминает?), из-за чего стоимость телеправ всей бундеслиги не превышает сейчас 410 млн евро в год.
5. «Челси» 269 млн
Динамика за последние 5 лет: 217 221 221 283 269 Телетрансляции: 97,8 млн (36%) Билеты и абонементы: 94,1 млн (35%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 77 млн (29%) Посещаемость и вместимость: 41 400 (41 800)
Спортивные результаты: Второе место в чемпионате Англии после «МЮ» и поражение в финале Лиги чемпионов от него же.
Положение вещей: «Синие» сделали шажок назад с прошлогодней четвертой строчки; их доходы в фунтах выросли на 12% но весь рост «съеден» падением этой валюты относительно к евро. В сезоне-2007/08 «Челси» чуть ли не докопеечно повторил прошлогодний уровень доходов от продажи билетов и абонементов: расти ему при относительно небольшой арене и без того высоких ценах особенно некуда. Поступления от продажи телеправ выросли, как и у всех остальных английских клубов, в результате нового контракта премьер-лиги с BSkyB и Setanta. Доходы от прочей коммерческой деятельности также остались на прежнем уровне, а значительными их компонентами по-прежнему остаются 8-летний контракт с Adidas, приносящий около 15 млн евро в год, и пятилетний контракт с Samsung, оцениваемый в ежегодные 13 млн.
Убытки «Челси» по итогам сезона составили около 83 млн евро что является рекордно низкой суммой за все годы, на протяжении которых клубом владеет Роман Абрамович. Но до запланированного на сезон-09/10 выхода на самоокупаемость по-прежнему далеко. Резервов для роста доходов остается не так уж и много: из своих нынешних рыночных позиций клуб, похоже, выжимает максимум. Остается снижать издержки. Для того, чтобы содержать себя полностью, лондонцам надо подсократить свою ведомость (более 70% заработка «Челси» тратит на зарплаты), ну и, конечно, пореже уволнять тренеров.
Меня если честно более всего удивили телетрансляции - я предпологал «Юнайтед» первый. Вообще первый честно говоря
____________
Прошу прощения у Дмитрия что не по теме.
Сарсат,а ваши предпочтения в сегодняшнем миланском дерби кому принадлежат ?..)
Что касается продажи «Челси», то немецкая пресса бывает разная. Бывает, скажем, «Киккер» или немецкий FT, и бывает «Бильд». В случае, если речь о последнем (или других таблоидах) – я бы делил информацию как минимум на 17. Сам я ничего такого не слышал. К слову, почти все долги «Челси» – это долги перед Романом Абрамовичем (он финансирует команду займами), так что разговоры о продаже за 1 евро – в любом случае условность.
Есть риск получить подобную лигу и в футболе.
А НБА, несмотря на приток в последние годы неамериканских игроков, все равно остается довольно закрытой лигой. Путь туда открыт только для супертоповых европейских игроков, да и то, не всегда все успешно складывается. Так что с рабочей силой в европейском спорте все не так плохо - качественных исполнителей хватает.
В случае нормального построения маркетинга европейские лиги (не только футбольные) вполне могут стать коммерчески успешными.
И точно такие же сомнения относительно устойчивости телеконтрактов; правда, не только и не столько испанских, сколько итальянских. Как раз пишу сейчас часть 2 – главным образом посвященную серии А.
Чего за испанцев сомневаюсь - такие как Валенсия или Атлетико позволяют себе состав на уровне суперклубов, в то время как доходы на порядок меньше. Жить в долг вечно не получится. А это означает, что афиша Реал - Валенсия через два года будет гораздо менее аппетитная чем сейчас. Следовательно, продавать её станет сложнее и доход может слегка упасть. А стоимость ТВ-прав в контрактах Барсы с Реалом идет по хорошей возрастающей. Ну и кризис уж очень больно жахнул по Испании.
По поводу Италии - думаю им будет чуть проще. Серие А меняется в сторону более искреннего футбола, зритель потянулся обратно на трибуны. Пусть уровень футбола в Италии сейчас далек от конца 90-х, зато зрелища сейчас побольше, на мой вкус. Там у меня только будущее Фиорентины вызывает некоторые опасения.
Про трансферный рынок только сразу скажу: его в баскетболе почти нет (игроки чаще всего переходят бесплатно или за мизерные деньги), и это явно баскетболу не на пользу. Мотивации растить звезд клубам (и регионам, которые умеют это делать) такая ситуация совсем не добавляет. Не случайно, к слову, у баскетболистов так часто имеются личные тренеры: это немного похоже на теннис, в котором игроки на сезон объединяются в команды :)
А вот с ваши опасения, что эта ситуация может быть воспроизведена в футболе, кажутся мне напрасными. Несмотря на «дело Босмана» и всех его последователей, трансферный рынок тут играет значительную роль, и с его помощью топовые клубы и лиги и дальше будут поддерживать футбол Португалии, Голландии, Франции, Южной Америки, Африки и прочих регионов, где умеют растить интересных игроков.
По трансферному рынку - я знаю, что его нет. Интереснее - почему? В то же время, бытует мнение, что для сербских клубов воспитание и последующая продажа игроков является существенной частью бюджета. Не знаю, так это или нет.
Как думаете, насколько сказывается на доходах мерчендайзинга тот факт, что в Лондоне (8млн жителей) 5 футбольных клубов в элите, а в Мадриде (3млн) - два?
Если выиграет Милан-сильно горевать не буду..)
Эээ, в конце концов наши клубы дойдут до такого уровня что из них не будут хотеть уходить. К тому же, даже если уйдут, в сборной все равно останутся. Играют же Вагнер, Акинфеев и Жирков в ЦСКА, Данни и Анюков в Зените.
Просто не удержался....
http://74.125.43.113/translate_c?hl=en&sl=ru&u=http://www.sports.ru/blog/navosha/6968169.html&prev=/search%3Fq%3D%2522WTF%2Bis%2BMancienne%2522%26hl%3Den&usg=ALkJrhj3feCiI6I5x_223mfS4nXWjMf6hQ
))))))
)))))))))
по вопросу - ответ неоднозначный) с одной стороны, футбол - это спорт, главное - результат, и тут реалу с барсой можно только пожелать удачи) а с другой - ну кто будет вкладываться без перспективы выйти на прибыль? только бюджеты и олигархи))
Ни в одной прибыльной лиге нет системы трансферов подобной футбольной.
И ничего, живут.
Скажем, «Бавария» в плане теле- и стадионных доходов находится в другой лиге по сравнению с остальными четырьмя и исправляет ситуацию каким-то неестественными показателями в графе «прочие». Это подобно тому, как некий супербомбардир забивает меньше, чем конкуренты, мячей головой, левой и правой ногами, но настигает их благодаря своей особо забивной пятой точке. Понятно, конечно, что «Бавария», как всегерманский оплот борьбы с англо-испано-итальянским засильем может пользоваться поддержкой на всей территории большой и богатой страны (как когда-то пользовался «Спартак» в большой и очень небогатой), но все же, все же…
Ах да, упомянутые клубы же и в самом деле находятся в разных лигах. Отсюда и разница в порядках пропорций. 37-28-35, 38-29-33 против 36-39-25, 36-35-29, и т.д. И каким-то чудным образом это пока еще вытекает в сопоставимость, в упомянутый выше баланс. Но, мне кажется, что дело стремительно идет к его разрушению.
Как разрушился баланс для чемпионатов не очень больших стран и внутри чемпионатов больших. Представьте ситуацию: в едином турнире соревнуются супертяжи с крузерами, средневесами и мухачами, все в одной абсолютной категории. Естественно, там царит килограммомания – не очень крупные ребята набирают вес, значительно превышающий их природный. Что дает им на первых порах некие бонусы, но потом утягивает на дно. А в другом турнире, напротив, действуют жесткие весовые ограничения. И природный амбал вынужден сидеть на концлагерной диете.
В общем, консерватизм нынешней европейской футбольной системы дошел уже до прямого противоречия логике.
P.S. Да, кстати, а где призовые от участия в Лиге чемпионов? Они же поступают достаточно регулярно для того, чтобы быть включенными в обычную операционную деятельность :-)
Дмитрий Навоша
15 февраля 23:41
_baller
ну если строго подходить к этому вопросу, то ничего пересчитывать не надо.
потому как выручку никто не занизил. цыфры ведь взяты из финансовой отчетности клубов.
а правила подготовки отчетности учитывают, в том числе, и такое понятие (процедуру) как
дисконтирование доходов, обязательств, резервов и капитала.
такшта итоговую годовую цыфру доходов приведенную в финансовой отчетности за год,
закончившийся 30 июня 2008 года можно пересчитывать в любую валюту..
хоть в рубли.. хоть в лягушачьи шкурки
по курсу на какуюто дату
Реальный футбольный менеджер. Здесь ты можешь играть неограниченное количество товарищеских матчей, кубковых турниров, а при достижении определенных успехов в чемпионатах и даже в Лиге Чемпионов. Создай также инфаструктуру своей команде (базу, стадион с удобствами и т.п). Твои соперники – реальные люди!
Это игра для тех, кто понимает футбол изнутри и желает проявить свои не только тренерские способности, но и способности настоящего менеджера клуба!
http:/ / w w w . 1 1 x 1 1 . r u /? r e f = 3 1 0 9 1 2
Уберите пробелы и регистрируйтесь!
:))) дело давнее и пришлось попутать:)
Дим,а как насчёт гостиниц.Есть вариант дохода с определёным условием договора с гостиницами Европы.Всё-таки известные лица посещяют какую-нибудь гостиницу и это дополнительно стимулирует приход в эту гостиницу простых смертных:) кто просто посмореть на знаменитостей,кто поучаствовать в мероприятии,кто-то из админов гостиницы бцдет терпатся перед клиентами,что в этом номере останавливался Кака,а здесь куралесил Месси и т.д.:),эта вмятина след буйства Руни:)
Выезды-частое мероприятие у клубов и почему бы договариватся с гостиницами.Календарь-то летом составляется.В Мадриде,в Риме и т.д. гостиниц не мало и конкуренция нешуточная.Кому не хочется заполучить звезду-посетителя?:)наверняка и с этого клубы что-то имеют:)