10 мин.

Самые богатые клубы мира: «Реал», «МЮ», «Барса», «Бавария», «Челси»

Deloitte, по традиции, публикует данные о 20 самых доходных клубах мира (именуя этот реестр не иначе как Football Money League) в феврале, опираясь на цифры по последнему полному сезону – в нашем случае это сезон-2007/08. Полную двадцатку вы можете увидеть здесь, а скачать файл с выкладками на английском языке – здесь. Из него взяты большинство приведенных в этом тексте цифр, ведь данные Deloitte в мире футбола принято считать самыми надежными. Они могут расходиться с какими-то цифрами, которые публикуют сами клубы, поскольку Deloitte переводит все суммы в евро по курсу на конец оцениваемого сезона, а еще не учитывает в своих отчетах доходы от трансферов – рассматривая их как инвестиции, а не обычую операционную деятельность клуба. В течение недели в этом блоге мы постараемся попристальней присмотреться к бюджетам всех 20 наиболее высокодоходных футбольных предприятий мира – но начнем, конечно, с топ-5. Здесь и далее все суммы приведены в евро.

1. «Реал» – 365 млн

Динамика за последние 5 лет: 236 – 276 – 292 – 351 – 366 (все суммы – в млн евро) Телетрансляции: 135,8 млн (37% от всех доходов клуба) Билеты и абонементы: 101 млн (28%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 129 млн (35%) Посещаемость и вместимость: 76 200 (80 000)

Спортивные результаты: В сезоне-2007/08 «Реал» взял испанское чемпионство (второе кряду и 31-е в истории), но в Лиге чемпионов вылетел в первом же раунде плей-офф – в пятый раз подряд.

Положение вещей: 4-процентного роста доходов по сравнению с предыдущим сезоном (в абсолютных цифрах – на 14,8 млн евро) «Реалу» хватило для того, чтобы оставить за собой звание богатейшего клуба в мире на протяжении четвертого года кряду. Извечные конкуренты по Football Money League из Манчестера нарастили доходы куда значительне – но были отброшены на вторую строчку падением курса фунта. Больше всего «Реал» прибавил в доходах от продаж билетов и абонементов (на 23%) – за счет создания новых корпоративных лож на «Сантьяго Бернабеу». Незначительный рост зафиксирован в поступлениях от телевидения – сумма ежегодных отчислений в 7-летнем (действует до конца сезона-12/13) 1,1-миллиардном контракте королевского клуба с Mediapro повышается год от года. Но наиболее впечатляющих результатов «Реал» добился в направлении, обозначенном у нас как «спонсорство, мерчандайзинг и т.д.» (под «т.д.» стоит понимать прочие коммерческие доходы – вроде туров по стадиону, в том же Мадриде вполне популярных). Там у «Реала» не рост, а 5-процентное падение – но это все равно успех для сезона, омраченного утратой титульного спонсора (BenQ Mobile разорился) и Дэвида Бекхэма.

В отличие от того же «МЮ», «Реал» не приносит прибыли (клуб зарегистрирован как некоммерческая организация) и весь свой заработок реинвестирует в развитие команды, что позволяет ему и дальше поднимать ставки по трансферам и зарплатам новых «галактикос» – будь то Криштиану Роналду или Кака. Даже с позиций сегодняшних, кризисных реалий покупка такой спортивной и маркетинговой звезды, пусть за рекордные деньги, пусть с помощью кредита, может выглядеть оправданной с коммерческой точки зрения. Во-первых, в ситуации, когда никто из трех-пяти лучших игроков мира на данный момент не является игроком «Реала», ему нужна новая суперзвезда для подтверждения своего галактического статуса. Во-вторых, те же Кака и Криштиану, в конечном счете, неплохо играют в футбол – и, может быть, помогут мадридском клубу преодолеть в конце концов злосчастный первый раунд плей-офф Лиги чемпионов.

2. «Манчестер Юнайтед» – 325 млн

Динамика за последние 5 лет: 251 – 246 – 243 – 315 – 325 Телетрансляции: 115,7 млн (36%) Билеты и абонементы: 128,2 млн (39%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 80,9 млн (25%) Посещаемость и вместимость: 75 700 (76 200)

Спортивные результаты: Победитель чемпионата Англии и Лиги чемпионов.

Положение вещей: Если бы не 15-процентное падение курса фунта за отчетный год, звание самого доходного футбольного клуба планеты вернул бы себе «МЮ». Экономические результаты «Юнайтед» в сезоне-2007/08 оказались не хуже спортивных: 21% роста, если считать в фунтах, причем прогресс конснулся всех трех основных источников доходов.

Доходы от продажи билетов, и без того беспрецедентные для Старого Света, выросли еще на 10% – до 128,2 млн евро. То есть в среднем каждый из 29 матчей сезона на «Олд Траффорд» приносит «Юнайтед» почти 4,5 млн евро только от билетов и абонементов. Ни один из клубов делойттовской двадцатки не зарабатывает на этой статье так много – ни в абсолютных, ни в относительных цифрах. Лишь у «Реала», «Барселоны», «Милана» и «Интера» есть арены, сопоставимые по вместимости с манчестерским 76-тысячником – но билеты там стоят дешевле, а аншлаги случаются реже.

Доходы манкунианцев от спонсорства и мерчандайзинга выросли во многом за счет ударной продажи новых найковских футболок и спонсорского контракта с AIG, приносящего 18 млн евро в год. На заре кризиса эта американская финансовая корпорация едва не разорилась и была национализирована, так что следующий сезон станет последним в ее сотрудничестве с «МЮ». Но у клуба есть еще предостаточно времени, чтобы подыскать не менее щедрого партнера. Тем паче, что пул прочих спонсоров клуба постоянно пополняется. За последнее время к нему добавились Saudi Telecom и швейцарский часовой бренд Hublot, а Budweiser продлил контракт еще на год.

Значительнее всего выросли поступления от телевидения – как в результате общего подорожания телевизионных прав АПЛ (доля «Юнайтед» составила 62 млн евро), так и в результате победы в Лиге чемпионов (призовые за этот турнир, в случае «МЮ» составившие 43 млн евро, Deloitte в своих подсчетах целиком относит к разряду доходов от трансляций). Но, несмотря на внушительный рост доходов из этого источника, «МЮ» зарабатывает на продаже телеправ меньше «Реала», «Барселоны» и «Милана». Не сказать, чтобы телевизионная востребованность манчестерского клуба была меньше – скорее, напротив, особенно если учесть перспективнейший азиатский рынок. Дело в структуре продаж телеправ. Испанские и итальянские суперклубы продают права на показ своих матчей напрямую – стягивая на себя почти все телевизионные деньги на национальных рынках, оставляя «сиенам», «кальяри», «рекреативо» и «расингам» жалкие крохи. Тогда как в Англии полный пакет медийных прав реализует лига, распределяя доходы между всеми ее участниками куда более равномерно (даже клуб, покидающий АПЛ, получает так называемые «парашютные выплаты» – чтобы не разориться из-за снижения доходов в связи с вылетом). Фактически, при нынешней модели распределения денег английские суперклубы недополучают денег, субсидируя «блэкберны» и «сандерленды». Но, вполне возможно, что выиграют они в конечном счете больше: наличие в АПЛ конкуренции и вполне звездных игроков почти в каждой команде позволяет этой лиге наращивать международную аудиторию быстрее прочих.

3. «Барселона» – 309 млн

Динамика за последние 5 лет: 169 – 208 – 259 – 290 – 309 Телетрансляции: 116,2 млн (38%) Билеты и абонементы: 91,5 млн (29%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 101,1 млн (33%) Посещаемость и вместимость: 67 300 (98 800)

Спортивные результаты: В чемпионате Испании «Барселона» стала лишь третьей, а в Лиге чемпионов и Кубке Короля дошла до полуфиналов – уступив в обоих случаях победителю турнира.

Положение вещей: В отчете Deloitte cезон-2007/08 для «Барселоны» деликатно назван словом «переходный» – ни одной из своих целей команда не добилась. Что напрямую сказалось на доходах от продажи билетов и абонементов: средняя посещаемость «блауграна» по сравнению с предыдущим сезоном упала с 74 100 зрителей до 67 300. Но доходы в целом выросли, и прежде всего – за счет телевидения: сумма в контракте «Барселоны» с Mediapro увеличивается год от года. Несколько подросли также доходы от спонсорства и мерчандайзинга – феноменальные (больше на этой статье зарабатывают лишь «Бавария» и «Реал») для клуба, который до сих пор не размещает на своих футболках лого коммерческого клиента.

На нынешний сезон в «Барселоне» забюджетировали рост доходов до 380 млн евро. Сверхамбициозная планка, взяв которую, каталонский клуб может (впервые в своей истории) выйти в следующем рейтинге Deloitte на первую строчку. Но предпосылки для этого роста у «Барсы» имеются, и фантастическая игра команды Гвардиолы – лишь одно из них. Контракт с Mediapro должен принести еще больше денег. Повысил свои обязательства и технический спонсор Nike, гарантировавший команде не менее 30 млн евро в год. Готовится проект реконструкции стадиона, который позволит увеличить количество лож и трибун повышенной комфортности – что, несомненно, скажется на билетных доходах. А в освоении новых рынков у «Барселоны» есть идеи покреативнее обыкновенных выставочных матчей – например, создание в MLS команды по собственной франшизе.

4. «Бавария» – 295 млн

Динамика за последние 5 лет: 166 – 190 – 205 – 223 – 295 Телетрансляции: 49,4 млн (17%) Билеты и абонементы: 69,4 млн (23%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 176,5 млн (60%) Посещаемость и вместимость: 69 000 (69 000)

Спортивные результаты: Победа в бундеслиге, поражение от «Зенита» в полуфинале Кубка УЕФА.

Положение вещей: Вернувшись в пятерку самых доходных клубов Европы, «Бавария» доказала: роль Лиги чемпионов в доходах клуба значительна – но не абсолютна. Впервые за 10 лет оказавшись вне главного евротурнира, «Бавария» все равно сумела нарастить свои доходы на 32%. Главный драйвер роста – доходы от спонсорства, мерчандайзинга и другой коммерческой деятельности: никому в мире все это не приносит сейчас таких денег, как «Баварии». Самый популярный немецкий клуб выкупил у земляков из «Мюнхена-1860» 50% акций компании, владеющей Альянц-Ареной (другие 50% были у «Баварии» изначально), что позволило Deloitte консолидировать весь заработок этой компании в клубном бюджете. Заработок немалый: аренда помещений, кейтеринг, туры по стадиону, продажа его названия спонсорам и т.д. приносят 41,6 млн евро в год. Доход от билетов и абонементов благодаря новой арене тоже вырос: только на их реализации «Бавария» зарабатывает на каждом матче более 2,5 млн евро. Это по-прежнему куда меньше, чем ежематчевый доход «МЮ» (билеты в Германии стоят дешевле), но куда больше, чем было прежде.

Другие доходы от спонсорства у «Баварии» традиционно высоки: один только контракт с T-Mobile приносит около 18 млн евро в год. Мерчандайзинг также приносит мюнхенскому клубу колоссальные деньги: с приходом Рибери и Тони продажи футболок и прочей символики выросли на 27% и достигли уровня 41 млн евро в год. Доходы «Баварии» от телевидения на этом фоне, вопреки общеевропейским тенденциям, кажутся чаевыми. Отчасти – из-за отсутствия команды в Лиге чемпионов (Кубок УЕФА приносит куда меньше денег), но прежде всего – из-за относительно невысокой стоимости телевизионных прав бундеслиги. Как я уже писал раньше, власти Германии не позволили футболу полностью уйти на спутниковое и кабельное ТВ (ничего не напоминает?), из-за чего стоимость телеправ всей бундеслиги не превышает сейчас 410 млн евро в год.

5. «Челси» – 269 млн

Динамика за последние 5 лет: 217 – 221 – 221 – 283 – 269 Телетрансляции: 97,8 млн (36%) Билеты и абонементы: 94,1 млн (35%) Спонсорство, мерчандайзинг и т.д.: 77 млн (29%) Посещаемость и вместимость: 41 400 (41 800)

Спортивные результаты: Второе место в чемпионате Англии после «МЮ» и поражение в финале Лиги чемпионов – от него же.

Положение вещей: «Синие» сделали шажок назад с прошлогодней четвертой строчки; их доходы в фунтах выросли на 12% – но весь рост «съеден» падением этой валюты относительно к евро. В сезоне-2007/08 «Челси» чуть ли не докопеечно повторил прошлогодний уровень доходов от продажи билетов и абонементов: расти ему при относительно небольшой арене и без того высоких ценах особенно некуда. Поступления от продажи телеправ выросли, как и у всех остальных английских клубов, в результате нового контракта премьер-лиги с BSkyB и Setanta. Доходы от прочей коммерческой деятельности также остались на прежнем уровне, а значительными их компонентами по-прежнему остаются 8-летний контракт с Adidas, приносящий около 15 млн евро в год, и пятилетний контракт с Samsung, оцениваемый в ежегодные 13 млн.

Убытки «Челси» по итогам сезона составили около 83 млн евро – что является рекордно низкой суммой за все годы, на протяжении которых клубом владеет Роман Абрамович. Но до запланированного на сезон-09/10 выхода на самоокупаемость по-прежнему далеко. Резервов для роста доходов остается не так уж и много: из своих нынешних рыночных позиций клуб, похоже, выжимает максимум. Остается снижать издержки. Для того, чтобы содержать себя полностью, лондонцам надо подсократить свою ведомость (более 70% заработка «Челси» тратит на зарплаты), ну и, конечно, пореже уволнять тренеров.

Часть 2