5 мин.

Спорные страны

За неделю до старта Олимпиады глава ФИФА Зепп Блаттер выступил с воинственным заявлением в адрес «Барселоны» и обязал этот клуб отпустить Лионеля Месси на Олимпиаду в Пекин – но даже это «последнее китайское предупреждение» не сломило решимость «Барселоны» задержать своего лидера хотя бы на один матч квалификационного турнира Лиги чемпионов. Президент клуба Жоан Лапорта обжалует директиву ФИФА в суде. Таковы краткие подробности очередной серии противостояния «клуб vs сборная» – примерно 1001-й по счету. Конфликт не нов, и каждая неделя подбрасывает новые сюжеты в таком духе. Это противостояние заложено в природу спорта, который начинался как способ выявить сильнейшего, но развивается сейчас лишь как коммерческий продукт. Существование в двух различных измерениях – сборная и клубы – осложняется для спортсменов тем, что прямо сейчас меняется статус-кво между ними. Приоритет отчетливо смещается от сборных к клубам, и этот процесс уже не остановить. Роль сборных и далее будет снижаться, и роль ФИФА как регулятора футбольной жизни – тоже. В главных ролях теперь выступают клубы, и новые правила взаимоотношений внутри футбола будут писать они.

Об этом свидетельствует банальная логика. Клубы, с одной стороны, изначально поставлены в более жесткие условия: в отличие от сборных, они редко спонсируются из госбюджета (Россию с ее «особым путем» вынесем за скобки) и вынуждены зарабатывать самостоятельно. Но это делает их куда более чуткими к экономическим трендам, позволяет развиваться динамичнее и зарабатывать в конечном счете значительно больше. Срабатывает простое правило: частные собственники почти всегда и почти везде эффективнее государства. Современную спортивную индустрию делают именно клубы – и коммерческая успешность отдельных турниров сборных, вроде чемпионатов мира и Европы, этого факта не отменяет. Евро-2008 заработал колоссальные деньги – 1,4 миллиарда евро, но совокупная выручка одного только «Реала» или «Манчестер Юнайтед» за 4 года до следующего чемпионата континента будет еще больше. Сегодня матчи и турниры сборных – это от силы 5-8% рынка спортивных развлечений. Клубов в каждой стране, естественно, больше, чем сборных, и играют они значительно чаще – 50-70 матчей в сезон против 7-12. Имидж клубов, в конечном счете, привлекательнее, что тоже не может не сказываться на доходах. Так ли много у сборной Испании за пределами страны имеется фанатичных болельщиков? А у одного «Реала» их – десятки миллионов.

О том же говорят тенденции, прослеживаемые в других видах спорта. Вызов в сборную игроки НБА или НХЛ, пожалуй, еще не воспринимают с теми же тягостными чувствами, как вызов в армию, – но все равно по ходу турниров своих клубов в нее не едут (а многие не поедут и после). В боксе выбор между заработком больших денег в когорте «профи» и олимпийскими медалями, разыгрываемыми среди «любителей», тоже всегда делается однозначно – если спортсмен, конечно, уже готов к переходу в новое качество.

В самом футболе на сборные накладывается все больше ограничений. Им гарантирована возможность заполучить игроков в свои ряды лишь на строго оговоренное количество дней и лишь 7 раз в сезоне – во всех остальных случаях нужно договариваться с клубами. А сборные Бразилии и Аргентины, скажем, теперь и вовсе лишились возможности играть дома, пока длится сезон в Европе – им приходится проводить товарищеские матчи (в том числе и «домашние») в Старом Свете, чтобы избавить футболистов европейских клубов от длительных перелетов. И эти ограничения наверняка не последние. Клубы постоянно инициируют новые – вплоть до, скажем, полной отмены товарищеских матчей (предложение Арсена Венгера).

Призывов к полному игнорированию турниров сборных в европейских футбольных клубах еще не произносят вслух – на данном этапе они прозвучали бы слишком радикально. Но в лишенной сантиментов Америке они давно уже звучат. Например, в блоге интернет-миллиардера Марка Кубана – хозяина «Даллас Маверикс» и, возможно, самого известного из владельцев клубов НБА. «В мире спортивного маркетинга рекламодатели обычно устанавливают некий бюджет, – пишет Кубан. – На свою долю долларов каждого рекламодателя претендуют различные команды и турниры. Среди этих претендентов – НБА и Олимпиада. Козыри НБА – в том, что наши атлеты столь узнаваемы и уважаемы. Возможность связать свой продукт с Шаком, Дирком и так далее, которую мы представляем для рекламодателя, является нашим огромным преимуществом. Это должно быть эксклюзивным преимуществом НБА, но, к сожалению, это больше не так. <…> Зачем мы предоставляем наших лучших людей этому огромному бизнесу под названием Олимпиада, давая ему возможность уводить доходы НБА и наших партнеров? <…> Я понимаю, что игроки хотят представлять свои страны. Это прекрасно. Давайте под эгидой НБА организуем и санкционируем международный турнир, который мы сможем контролировать и из которого сможем извлекать доход». Поскольку Марк Кубан в своем выступлении на тему Олимпиады и сборных обращался прежде всего к болельщикам, запись в его блоге завершалась прямым призывом к действию: «Если вы согласны со мной, позвоните в свою любимый клуб и скажите, что не хотите участия его баскетболистов в Олимпиаде – поскольку хотите, чтобы они были готовы к следующему сезону. А затем закажите ваш сезонный абонемент :)».

Спортсмены в этой ситуации оказываются перед непростым выбором. С одной стороны – деньги: даже если в сборных они заработают неплохие призовые, те почти всегда ниже клубных заработков, зачастую значительно. С другой стороны – чувства: почти все, включая Лионеля Месси, не лишены патриотизма. Но при этом ведь не скажешь, что по отношению к своим клубам спортсмены не испытывают никаких теплых чувств. Случай с Месси любопытен не только масштабом проблемы, но и этической стороной. Общественное мнение в таких случаях обычно на стороне сборных, но к данному конфикту тривиальное резюме вроде «в воспитание спортсменов вкладываются страны, а клубы их просто эксплуатируют, зарабатывая деньги» не пришьешь. «Барселона» вложилась в Месси побольше всей Аргентины, вместе взятой – вынянчив его в собственной академии с 13-летнего возраста и вылечив его от редкой и сложной гормональной болезни.

Совсем институт сборных, пожалуй, не исчезнет – по тем же экономическим причинам: сворачивать такой бизнес, как чемпионаты Европы и мира, нерезонно. Но взаимоотношения сборных с клубами продолжат претерпевать изменения (скорее всего, первые будут делиться доходами со вторыми). А сами турниры сборных в конечном счете займут место в спортивной иерархии согласно доле рынка. И не больше.