11 мин.

Сезон 2015. Записки из Вашингтона: увидеть историю воочию и не умереть.

Дорогая моя столица

Волею судеб за последние пять лет мне довелось провести много времени в Вашингтоне, и сейчас можно с уверенностью сказать, что моя судьба крепко переплелась с американской столицей. Так вышло, что с этим городом меня связывают едва ли не лучшие моменты жизни, а также огромное количество друзей.

Спорт? Спорт стал приложением, но теперь уж точно неотъемлемым. Ведь всё происходит достаточно быстро и безболезненно: сегодня друзья зовут тебя посмотреть с ними игру местной команды, а уже через пару недель ты знаешь всех её игроков, краткую историю, расклад на сезон, и находишь себя перед витриной магазина в поисках бейсболки или свитера с логотипом. Я не стал исключением - столичный культ «NatsCapsWiz» поглотил и меня. Пожалуй, лишь осталось попасть на игру «Редскинз» и почаще смотреть NFL.

С посещением бейсбола, между прочим, получилось дольше, чем с остальной плеядой команд DC – первого похода на «Нэтс Парк» пришлось ждать целый год, хотя к тому моменту в моей копилке уже были парочка игр «Метс» и «Филлис», а также матч «Летающих Белок» из Ричмонда (это AA-команда системы «Гигантов» из столицы Вирджинии). Долгожданный момент пришел летом 2012 года и остался в памяти надолго, хотя серия с Колорадо получилась на редкость неудачной. Следующая домашняя серия против Метс принесла больше радости, включая целый иннинг «бесплатного бейсбола» и радостный уок-офф.

В том сезоне Вашингтон впервые выиграл свой дивизион. Матчи плей-офф я смотрел уже дома, но на этот раз с особым чувством и невероятной завистью. Когда Джейсон Уорс выбил победный хоумран в 4-м матче серии с «Кардс» и свёл город с ума, хотелось отдать все деньги за то, чтобы быть по ту сторону экрана. День спустя желание не пропало, и горечь обиднейшего поражения в серии хотелось тоже разделить с грустной толпой столичных жителей. Собственно, хотелось в общем итоге одного – вернуться домой.

Следующие поездки в Вашингтон выпадали на самое «небейсбольное» время, и за родной командой в 2013 году я отправился в целое приключение на машине по Восточному Побережью – чтобы попасть во Флориду и посмотреть на весенние тренировки.

Спустя 2 года я сделал то, что хотел очень давно: взяв отпуск в разгар майских праздников, я перемахнул через океан, приехал в столицу США, пошёл в кассу и купил билеты на бейсбол. Только и всего…

Я вернулся

Стадион «Нэтс Парк» расположен в районе Navy Yard, где раньше располагались военные верфи ВМС США (когда сам происходишь из города-верфи, колыбели Балтийского Флота, такие совпадения очень приятны сердцу). В 60-х годах прошлого века верфи перестали существовать, а здания заводов перешли под офисы. Спустя несколько десятилетий район Navy Yard сильно преобразился, в нём кипит работа по строительству новых домов, есть красивый бейсбольный стадион. Увы, одновременно сей район – один из самых криминальных в городе. В 2013 году в день одного из домашних матчей произошел неприятный инцидент со стрельбой в штабе морского командования ВМФ США, 12 человек потеряли в тот день свои жизни. «Нэтс», преследовавшие тогда возможность заскочить в плей-офф в самый последний момент, попытались перенять опыт коллег из Бостона и подарить городу что-то положительное после откровенно большой трагедии. Команда действительно выдала невероятный рывок в конце сезона, совсем немного не дотянув до Wild Card. Еще из инцидентов стоит вспомнить, радиоинтервью с Мэттом Уильямсом, во время которого в его машину врезался уходивший от погони преступник, и всё это в прямом эфире у самого стадиона.

Рядом со стадионом сегодня существует огромный пустырь, где за пару лет возведут то ли парк, то ли еще одно здание. Особых проблем или опасностей мной замечено не было, над Вашингтоном ярко светило весеннее солнце, видимо, отгонявшее нежелательные элементы «тёмных сил».

Мне удалось добраться до «болпарка» прямо перед открытием касс, когда сотрудники стадиона лениво подтягивались на работу. Команда в эти дни отправилась в Атланту на выездную серию, но определенная работа по облагораживанию территории велась даже в «опустевшем доме». Кассы и аппараты по продаже билетов были к моим услугам, я напрямую отправился к кассиру с целью получить хорошие билеты, не переплатив дикие деньги. Кажется, русского фаната Вашингтона здесь видят не каждый день – при виде моего паспорта кассира очевидно так и порывало спросить, кто я, черт возьми, такой. Не пришлось – я сам ему всё объяснил. В конце концов, кассир пожелал мне хороших игр и выдал вожделенные билеты в симпатичном конверте, а я ретировался и отправился на прогулку в сторону Капитолия.

До выбранной мной первый игры, против «Марлинс», была еще целая неделя, за которую я успел прокатиться чуть вглубь штата Вирджиния. Остановившись в городе Шарлотсвиль, где проживало несколько моих хороших друзей, я не преминул возможностью отправиться в один из популярных баров, где и посмотрел на камбек Вашингтона против Атланты. Попутно удалось снова шокировать общественность своими познаниями об игре в целом и о команде в частности. Шок был, кажется, не меньше, чем исход самого матча, особенно от фразы «да я и сам в бейбсол в России играю».

Опущу подробности про то, как американцы готовы налить тебе очень много пинт пива, стоит лишь тебе оказаться русским фанатом или даже игроком бейсбола. Промолчу и про алкогольные бонусы от того, что Алекс Овечкин – твой земляк, и вот он только что выдал гениальный голевой пас на последней секунде матча… Через пару дней, когда пришла пора ехать обратно в столицу, кажется, все завсегдатаи клялись искать меня на экране, отмечая это дело единственным адекватным для баров способом. На их счастье этого делать не пришлось – игра была дневной.

Покупая билет я и думать не мог о том, что попаду на старт Макса Шерзера, ведь по расчетам подавать в тот день должен был Даг Фистер. Судьба вмешалась, слегка перетасовав очередность питчеров с помощью микротравм и переносов матчей, а я лишь надеялся на хорошую погоду.

Погода и правда не подвела, несмотря на прогноз, а дневной старт против Марлинс в будний день собрал неожиданно много людей (американские школьники и студенты на тот момент еще не освободились). Слегка опаздывая на стадион, я пулей проскочил через турникеты, толком не оглядываясь по сторонам. Оглядываться ведь было на что - кругом гуляли маскоты-президенты, атлетичного вида парень зазывал на соревнования по отжиманиям, хотя он явно уступал в популярности лотку с хот-догами и пивом.

Кстати о пиве. 10 долларов за пол-литровый стакан вынудили меня всплакнуть по ценам Ледового Дворца в Санкт-Петербурге, и ведь пиво-то не сильно лучше. Советую всем, кто захочет попасть на бейсбольный стадион в США, запастись заранее едой и напитками, и основательно спрятать их в сумке – досмотр слабый, а цены кусаются прилично даже на бутылочку воды. Несмотря на ускорение игры, к середине матча кушать вам наверняка захочется…

Моё место было практически у кромки поля в левом филде, а солнце светило прямо сверху. В этот момент подумалось, что идея купить средство от загара не была столь плохой, а бейсболка, оказывается, не просто фанатский атрибут… В такую жару и влажность было предчувствие, что мяч будет летать хорошо и далеко, словно мы не на «Нэтс Парк», а в Колорадском «Курс Филд». А если в такую погоду играют самые мощные слагеры Национальной Лиги, жди представления.

Представление началось во втором иннинге. Брайс Харпер на бите, щелчок, и мяч к удивлению всех полетел дальше, чем должен был при не самом хорошем контакте – хоумран оживил подтаявшую публику. Третий иннинг – щелчок, и публика сразу поняла, что к чему – 4:2, второй хоумран Харпера за день. В пятом иннинге я слишком поздно спохватился, ведь планировал заснять третий эт-бэт Брайса на видео. Щелчок – как по голове веслом, а мяч улетел куда-то в космос. Хет-трик, тотальный экстаз, игра сделана, а ведь не прошло и половины матча.

Макс Шерзер играл хорошо, и казалось, что осечка в первом иннинге будет единственной за 8 иннингов. Но разве мог Джанкарло «Космодром Байконур» Стэнтон уйти в такой жаркий день без своего выстрела? Как человек, знающий, что такое бейсбол, в том числе и на тактильном уровне, я был откровенно поражен способностью монстров бейсбола отправлять этот по сути каменный мяч на такие дальности и высоты… Да, несмотря на клубные пристрастия, день без хоумрана Стэнтона был бы неполным.

Во всём есть свои плюсы, и даже в таком обострении игры один нашелся – выход клоузера. Под гулкое «друууу» клоузер Дрю Сторен застолбил за командой и Шерзером заслуженную победу (а ещё подарил всем пришедшим на игру бесплатный сендвич в любом кафе Chick-fil-A при предъявлении билета, за что особенно хотелось расцеловать то ли промоутера клуба, то ли самого Сторена).

Игра сделана, не прошло и трёх часов.

Первый бейсбольный матч любимой команды за 2 года дал впечатлений еще на столько же. При том, что в пятницу ждала очередная игра, моё желание было удовлетворено даже больше, чем я ожидал.

Хочу сказать, что ощущения от игры были совсем иными, чем в 2012 году, и всё по целому ряду причин. Клуб серьезнее поработал над стадионом и атмосферой на матче, ни один перерыв не проходил без какого-либо «развлекалова» на главном табло, а интересности на территории стадиона ждали на каждом шагу – от увлекательных плакатов до весёлых маскотов-президентов. Конечно же, изменилась и команда – два титула дивизиона за три года и целая плеяда звёзд превратили матчи «Нэтс» в желанное зрелище. Страшно даже подумать, как это ощущается в плей-офф внутри бурлящего красно-белого моря… Наверное, моё восприятие изменилось и под воздействием того, что за 4 года пристального слежения за командой я разузнал множество тонкостей, что непременно сблизило меня с тем, что происходит на поле. За 3 года, если сделаешь шаг от «ух ты, этот очкарик неплохо подаёт» до «его ERA в прошлом сезоне был гораздо хуже, но в этом году из него выходит отличный сет-ап», дополнительный кайф от просмотра бейсбола на стадионе тебе обеспечен!

Дьявол поднялся из Джорджии.

Я осознанно подгадывал своё вояж в Вашингтон на те числа, когда в столицу пожалуют заклятые враги из Атланты. Ощущение от игры с таки соперником тоже разительно отличается от поединка с «Марлинс» - во-первых, я не видел ни одного фаната «рыб», но еще за день до игры с «Брейвз» на столичных улицах то и дело натыкалсся на Фрименов и Аптонов. Особенно, конечно, «повезло» в том, что вокруг тех же самых хороших мест в левом филде пятничным вечером обосновалось сразу несколько групп фанатов гостей. Особенно, конечно же, выделялись голосистые девушки на переднем ряду, вопящие при каждом контакте игрока «Брейвз» с мячом, даже если это фал-бол. К счастью, южных женщин не смущает дороговизна столичного пива, и частенько они «отваливались» за очередным стаканом, даря несколько минут тишины. Атланта начала матч бодро, рано пробив Джио, но точно по моему заказу Джейсон Уорс выбил свой первый хоумран в сезоне, а Брайс Харпер добавил ещё парочку.

 

Атланта оказалась в нокдауне, и голосистые южанки, кажется, стали терять запал. Я не преминул возможностью поиздеваться над проигрывающей стороной в лучших традициях американских спортивных мероприятий, что оказалось весьма диковинно, но весело (представьте на секунду, скажем, фаната Зенита, издевающегося над Спартаком в окружении спартаковцев на трибунах). В конце концов, дружелюбие превалировало над клубными пристрастиями, и после матча фанаты обеих команд даже вместе слушали радио-репортаж с матча «Кэпиталз», собравшись у радио в полицейской машине около стадиона.

Люди постепенно разбрелись по барам, такси и остановкам метро, ночной Вашингтон погрузился в величественное спокойствие, изредка нарушавшееся воем сирен спецмашин. Кажется, и не было только что красивой победы на заполненном 40-тысячном бейсбольном стадионе в паре километров от Капитолия. Город уснул очень быстро.

 

***

Хороший бейсболист всегда возвращается домой. Он делает этого снова и снова, вся его жизнь – это гонки по кругу с неизменным итогом – он возвращается домой.

Когда возвращаешься куда-нибудь спустя много лет, есть необычное ощущение того, будто не было этих лет вовсе. Всё выглядит почти так же, почти неизменно, и даже если изменился ты сам, это чувство возвращает тебя назад во времени. Никогда не знаешь, доведётся ли тебе вернуться куда-нибудь туда, куда ты снова хочешь попасть. Ты идешь к ближайшему фонтану и бросаешь туда горсть монет, понимая, что это может быть и глупое суеверие, но тебе почему-то хочется в него снова поверить.

У пруда, что рядом с Капитолием, за день до отъезда в Россию я искренне хотел в это верить, отправляя в воду горстку ненужных центов.