11 мин.

«Даже слепой видел, что у него талант». Рассказ о Джеймсе Моррисоне

К северо-востоку от Мидлсбро на реке Скерн расположен небольшой городок Дарлингтон. Поблизости от него еще в давние времена обнаружили крупные залежи угля, активно разрабатываемые во времена промышленной революции. Для вывоза извлекаемого из многочисленных шахт твердого горючего вещества 25 сентября 1825 года здесь построили первую в Англии железную дорогу протяжённостью в 40 км и идущую до города Стоктон на Тисе. Впоследствии эту дату приняли за день рождения железнодорожного транспорта.

Более полутора столетия спустя 25 мая 1986 года в этом городе в семье Чарли и Лиз Моррисонов родился сын, названный Джеймс Кларк или просто Джеймс. Как и многие британские ребятишки он с детства увлекся футболом, а благодаря дедушке и бабушке, живших в Шотландии, с юных лет поддерживает «Рейнджерс» из Глазго. Одним просмотром телетрансляций парень решил не ограничиваться, упросив родителей записать его в один из юношеских футбольных клубов.

Рассказывает Дейв Хардисти, бывший тренер Darlington 21st All Stars в школе Longfield:

«Помню тот день, когда он пришел на тренировку с командой All Stars. В то время некоторые родители использовали наши занятия вместо услуг няни. Они оставляли у нас детей и отправлялись по магазинам, а потом возвращались и забирали их! Джеймса привел отец, который поинтересовался: «Не возражаете, если Джеймс присоединится к вам?» Я ответил: «Нас всего четверо и у нас сорок детей, я запишу его, поставив в список ожидающих».

В ту пору парень учился в школе Abbey Road, но мяч гонял исключительно с приятелями во дворе и парке. Однако Дейву, имевшему богатый опыт работы с юными футболистами, оказалось достаточным беглого взгляда, чтобы понять – перед ним настоящий талант.

«Но (мне) хватило пяти минут после начала игры, чтобы увидеть – он особенный, – продолжает специалист. – И его родители, Чарли и Лиз, поддерживали его с самого начала. Я никогда не встречал никого похожего на Джеймса. Он умел все уже в 9 лет. Мы ставили его в центр полузащиты и на этой позиции он мог создать свыше 60 голов за сезон – как завершитель атак он был исключительным. У него было все: мастерство, скорость, хладнокровие и сила, даже при том, что он не являлся самым большим из парней. И он никогда не отличался заносчивостью, никогда не ставил себя выше остальных, хотя имел для такого поведения все предпосылки».

Джеймс оставался в All Stars, выступавшим в основном в юношеском турнире Тиссайда Junior Alliance League, до 12 лет, но за те годы произвел на Дейва столь сильное впечатление, что его бывший тренер вспоминает о своем подопечном до сих пор.

В возрасте 10 лет в 1998 году на Джеймса обратили внимание скауты «Мидлсбро». Вспоминая о том эпизоде, тогдашний глава селекционной службы юношеской академии «боро» Рон Боун не скупится на комплименты, отмечая, что «даже слепой увидел бы, что он талант»:

«Один из мальчиков, посетивших наш центр подготовки оказался игроком Darlington 21st All Stars. Его отец рассказал мне о девятилетнем мальчишке по имени Джеймс Моррисон, которым заинтересовался «Блэкберн Роверс». Так мы и узнали о нем. Я сообщил о нем Киту Ноблу, нашему скауту в то время, приказав: «Пойди и последи за ним». Мы решили пригласить его в наш центр, дабы наблюдать за ним на ежедневной основе. О том брать его или не брать не было и речи. Даже слепой видел, что у него талант».

В академии «боро» Джеймс обучался в течение 6 лет, пройдя через различные возрастные группы клуба.

Одним из ярчайших моментов на начальном этапе его карьеры стала победа в 2004 году в финале Молодежного Кубка Англии. Сверстники из «Астон Виллы» были повержены в двухраундовом противостоянии с общим счетом 4:0, причем все решилось еще в первом матче, состоявшемся на домашнем стадионе «Астон Виллы» «Вилла Парк». В той игре, завершившийся 3:0, счет вначале открыл Дэвид Уитер, а затем слово взял Джеймс, забивший два гола. Сперва он подхватил мяч, отскочивший к нему, после того, как его одноклубник Энтони Пикок навязал защитнику жесткую борьбу. Сориентировавшись в ситуации, Джеймс сильным ударом отправил круглого в сетку. А затем на скорости ворвался в штрафную соперника, вышел на ударную позицию и был сбит вратарем. После недолгих раздумий судья назначил пенальти, успешно реализованный Джеймсом.

«После первого тайма на табло горели 0:0, – вспоминает парень, – но во втором мы буквально летали по полю, и я забил дважды, что позволило мне серьезно прибавить в уверенности. Победа в кубке стала для всех нас особенным событием».

За главную команду Джеймс начал играть с 17 лет. Сперва вышел на замену в матче Премьер Лиги против «Портсмута», затем появился на поле в противостоянии с «Челси» (также в рамках АПЛ), а после дебютировал в еврокубках в поединке с чешским «Баником».

Тот вечер Джеймс запомнит навсегда. Ведь он стал знаменательным не только для него, но и для клуба, впервые выступившим в Европе благодаря выигранному Кубку Лиги. В первой игре, прошедшей на домашнем стадионе, «боро» уверенно выиграл 3:0. Но в ответной, несмотря на крупный счет предыдущего матча, столкнулся с проблемами. Джеймс вышел на поле в основном составе, однако, ни он, ни его партнеры ничего не смогли поделать с Давидом Бистроном, забившим на 19 минуте фантастический гол с 25 ярдов. Пропустив, англичане, не обладавшие большим еврокубковым опытом, отошли в оборону, а чехи, напротив, воспрянув духом, понеслись в атаку. Они волнами накатывались на ворота соперника, но безрезультатно. А в концовке, футболисты «Мидлсбро» провели разящую контратаку. Джеймс получил мяч в середине поля, пробежал с ним несколько метров, хладнокровно обыграл рванувшего ему навстречу вратаря и послал круглого в сетку. То был его первый гол в профессиональном футболе.

«Я узнал, что буду играть за день до матча, когда объявляли стартовый состав, – рассказывал он журналистам после финального свистка. – Я немного удивился, но Гаиска Мендьета получил травму, а я неплохо вышел на замену в предыдущей игре с «Челси». «Баник» забил великолепный гол. И оттого невозможно описать, что я почувствовал, когда отправил мяч в ворота – нереально выразить словами нахлынувшие на меня эмоции».

Между тем невероятная неделя и не думала заканчиваться. Спустя три дня Джеймс вновь вышел в старте. Антураж оказался не менее завораживающим – легендарный «Олд Траффорд», а в соперниках – грозный «Манчестер Юнайтед», руководимый Алексом Фергюсоном. И опять парень проявил себя во всей красе. На 33 минуте он легко, будто школьника, обыграл опытного Габриэля Хайнце и выкатил мяч под удар Стюарту Даунингу. Партнер не подкачал и «Мидлсбро» повел 1:0. «Красные дьяволы», несмотря на всех своих звезд, ничего не могли поделать с обороной «боро» и только в самой концовке, когда зрители смирились с поражением, Алан Смит спас для хозяев ничью.

Однако столь впечатляющая игра не гарантировала Джеймсу большого числа матчей за главную команду, оттого спустя время он начал порываться уйти в аренду. Одним из претендентов на него считался шотландский «Рейнджерс», клуб за который он продолжал болеть и на поединки которого нередко выбирался.

«Игры Old Firm (противостояние футбольных клубов «Селтика» и «Рейнджерс») – это качество, и я стараюсь по возможности всегда их смотреть, – откровенничает Джеймс. – Парни с Айброкс несколько раз давали мне билеты на их домашние матчи».

К сожалению, перейти в шотландский гранд ему не удалось.

Оставшись в «боро», он поучаствовал в невероятном поединке и едва не получил тяжелейшую травму. Оба события произошли 18 декабря 2005 года в выездном матче с «Тоттенхэмом». В том день обе команды выдали настоящий триллер с 6 забитыми мячами. «Шпоры» вышли вперед усилиями Робби Кина. Выдержав удар, гости ответили двумя подряд результативными атаками, одну из которых на 43 минуте завершил Джеймс. Во втором тайме хозяева сравняли счет, но спустя 6 минут «боро» вновь вырвался вперед. Ничейный счет же установил Ахмед Мидо за 7 минут до конца. Прекрасный спектакль был омрачен столкновением в штрафной площади «Мидлсбро». Джеймс и Робби Кин боролись за мяч, и нападающий «Тоттенхэма» не намеренно задел Джеймса ногой по голове.

Парень рухнул на газон как подкошенный. Находившиеся поблизости партнеры уже по одному его виду поняли – дело плохо. Бросившиеся к нему медики тут же оказали необходимую помощь: закрепили на шее бандаж и уложили пострадавшего на носилки. Встречу задержали более чем на 5 минут. Зрители на стадионе и тренерский штаб обеих команд всерьез опасались за здоровье футболиста, вздохнув с облегчением, когда выяснилось, что с ним все в порядке, несмотря на неприятный удар по голове.

«Мы смотрели игру по телевизору, – рассказывает Чарли, отец Джеймса. – Это оказались самые длинные пять минут моей жизни. К счастью, мой друг и бывший игрок «Дарлингтона» Кеван Смит, работавший тогда на Sky (компания транслировавшая поединок) позвонил мне и сообщил, что Джеймс открыл глаза. Я испытал огромное облегчение. Ведь он находился без сознания в течение примерно пяти минут».

Крис Мозли, медик «боро», не без содрогания мысленно возвращается в тот декабрьский день:

«Больше всего я опасался за его шею и шейный отдел позвоночника. Игроки были сильно встревожены состоянием Джеймса и кричали врачам, чтобы они бежали как можно быстрей. Мы попросили всех посторониться и оперативно оценили его состояние. Я проверил шею и с ней все было в порядке, но тут парня начало тошнить, поэтому я уложил его в более безопасное положение и очистил дыхательные пути. Мы позвали фельдшера Тони Конноли и его команду, все они являются превосходными специалистами. Джеймс, наконец, пришел в сознание, у него прошел болевой шок, он начал дышать и реагировать на наши действия. Все же мы одели ему в качестве предосторожности нашейный бандаж».

Защитник Уго Эхиогу, находившийся всего в нескольких шагах от инцидента, добавляет:

«Медики отреагировали достаточно быстро, но все всё равно испытывали тревогу. Это было самое тяжелое столкновение из тех, которые я видел. У меня все сжалось внутри желудка. Все мы всерьез обеспокоились, ведь он какое-то время не двигался».

Стив Макларен, тренировавший в то время «Мидлсбро», удивился тем, насколько быстро парень пришел в себя:

«Я испытал облегчение, войдя в раздевалку после окончания матча и увидев на лице Джеймса улыбку; столкновение не привело к серьезным последствиям, лишь оставило у него под глазом большой синяк».

Поучаствовал Джеймс и в другом, не менее запоминающимся эпизоде. Произошел тот 19 марта 2007 года в четвертьфинале Кубка Англии против «Манчестер Юнайтед». Судья посчитал, что в одном из единоборств парень излишне жестко действовал против Криштиану Роналду и удалил того с поля. Не согласившись с решением рефери, клуб подал апелляцию, и красная карточка была отменена.

Успехи на клубном уровне помогли парню попасть в юношескую сборную Англии. С 2002 по 2005 год он сыграл за команды возрастов до 17, 18, 19 и 20 лет 18 матчей, но попасть в национальную сборную ему не удалось. В 2007-м ему предложили выступать за Шотландию. Дебют, отсроченный двумя травмами, состоялся только спустя год 30 мая 2008-го в поединке с Чехией. С тех пор Джеймс провел за сборную своих предков 46 встреч, отметившись в них 3 голами.

В 2006 году в «Мидлсбро» Стива Макларена, ушедшего руководить национальной сборной Англии, сменил Гарет Саутгейт. Новый рулевой смотрел на некоторые вещи не так, как предыдущий – в том числе посчитал, что Джеймс команде не нужен. На талантливого футболиста тут же нашлись покупатели. Самую большую заинтересованность выразил «Вест Бромвич», предложив «боро» за трансфер 1,5 миллиона фунтов стерлингов. Выросший неподалеку от Мидлсбро, парень не испытывал особого желания менять обстановку, но согласился с решением руководства, перебравшись летом 2007 года в пригород Бирмингема.

С тех пор он провел за «Вест Бромвич» более 300 матчей, забив в них 39 голов и отдав 36 результативных передач. Несмотря на то что команда вылетала в Чемпионшип, Джеймс оставался верен клубу, став за долгие годы в коллективе с «Хоторнс», если не легендой, то уж точно значимой фигурой.

Джеймс не скрывает, что в Мидлсбро осталась часть его сердца, но предпочитает не ворошить прошлое, двигаясь дальше.

«Чувствую, что мне есть что доказывать, дабы руководство поняло, что зря меня отпустило. Разумеется, получив предложение насчет меня, они могли подумать, что для них это отличная сделка. «Мидлсбро» хотел выручить за своих игроков деньги и у меня нет никаких проблем с Гаретом и клубом. Я не из тех, кто держит обиду. Я предпочитаю обо всем говорить своей игрой на футбольном поле. У меня нет никаких сожалений насчет Мидлсбро, кроме разве того, что это мой родной город и мне хотелось бы выступить там несколько лучше. Я надеялся оставаться в «Мидлсбро» всю свою карьеру, но иногда приходится действовать как мужчина и выйти из зоны комфорта. Я пришел сюда и встретил хорошего тренера Тони Моубрея, чья философия отлично подходила для моего стиля игры, футболистов вроде Джонатана Грининга, Пола Робинсона, Кевина Филлипса, которого я знал раньше, к нам присоединился Бранти (Крис Брант), так что я легко освоился и не о чем не жалел».