5 мин.

Я – Зангиев, и я – злодей!

«Я – Зангиев, и я – злодей» – появляется со словами Персонаж Зангиева по кличке «Красный Циклон» из недавно вышедшего на экраны американского мультфильма «Ральф». Сюжет вертится вокруг героев компьютерной игры. Игра с колоритным здоровяком по имени Зангиев действительно существует. Она была выпущена японской компанией Capcom. Герой появляется во второй части популярной аркады Street Fighter. Вот уже двадцать лет Зангиев является одним из любимейших персонажей среди геймеров всего мира. В Осетии эта игра тоже известна. Однако мало кто знает, что прототипом «Красного Циклона» стал советский борец греко-римского стиля, осетин Виктор Зангиев. Сын заслуженного тренера РСФСР Дзантемира Зангиева, чемпион мира и шестикратный чемпион РСФСР, Виктор Зангиев славился неординарностью и зрелищностью приемов. Образ супербойца бусидо увековечен в популярных медиа всего мира. А вот соотечественникам Виктор Зангиев не особо известен. Сегодня Виктор Дзантемирович живет в Москве, тренирует ребят из малоимущих семей. Большинство воспитанников – из Осетии. Содержать интернат помогают предприниматели из Осетии и Чувашии. Мы побывали в гостях у Виктора Зангиева и его воспитанников.

 – Как вы попали в бусидо?

– В Советский Союз приехала делегация из Японии. Было решено показать японцам «классиков», вольников, самбистов и дзюдоистов. Сорок спортсменов выступили, трое из них особенно приглянулись японцам. Я вошел в их число. Мы отправились в Японию и выступали там. Публику в Стране Восходящего Солнца зацепили выраженные борцовские приемы. Зрелищности ради в боях участвовали представители различных стилей, это было коммерчески выгодно. Какое-то время я работал в Японии, но затем стало неинтересно. Потом еще долго меня приглашали вернуться.

– Значит, вы запомнились публике, пришлись по душе.

– Давид Мусульбес недавно приехал из Китая, рассказывал, как открывали танцпол, и на экран в 200 метров вышел «я» с приветствиями, кувырканиями. А еще в прошлом году чемпионат мира среди роботов выиграл «Зангиев».

– А что с материальной стороной славы?

– Когда вышла игра, мы получили какие-то совсем незначительные деньги. Ведь контракты подписывались с промоутерской фирмой, и мы не имели ни малейшего представления об их содержании. Права на игру выкупили представители Sony. Сейчас мы работаем с адвокатом, пытаясь пересмотреть условия. Шутка ли – всего за два месяца продано 5 миллионов копий четвертой части игры.

– А Зангиев, между прочим – самый популярный герой игры…

– Ну конечно. Ведь интересно, когда прилетает на вертолете сам Президент СССР Михаил Горбачев, да еще при этом танцует и на балалайке играет!

– А сами не играли в Street Fighter?

– Мне интересно быть на ринге и на ковре. Но, не скрою, забавно наблюдать за тем, как играют другие.

– Бусидо – это постановочные бои?

– Большинство – да. Прежде всего, это шоу. Но случались и настоящие бои, их не снимали, потому что тотализатор был запрещен, а на таких играх делались ставки. Думаю, к запрету показа таких боев имело отношение и советское руководство. У нас были очень приличные драки. Конечно, видно, что телевизионные бои договорные. Но это весьма востребовано. Мы и в Америке выступали, я хорошо знал Халка Хогана. И я задавался вопросом: почему столько людей приходит поглазеть на эти спектакли? Все просто: человек, задавленный урбанизацией, какими-то своими проблемами, находящийся под постоянным прессингом, приходит и ставит на определенного бойца, которого бьют, а он все терпит, и под конец неожиданно выигрывает. И это окрыляет, зритель получает прилив сил. Словом, эффект плацебо. В США повально ходят на рестлинг. Залы вместительностью по десять тысяч человек бывают заполнены до отказа. Но в бусидо, в отличие от американского рестлинга, бывают настоящие удары.

– Одним из ваших фирменных приемов была знаменитая «карусель»…

– Да. Я подумал, что это будет зрелищно – вертеться вокруг соперника, удерживая его в захвате. Мы много приемов придумывали, но не все записывали на пленку.

– Можно ли применить эту вертушку в реальном бою?

– Да. Если движение отработано, то все можно применить на практике.

– Почему вы не попали на Олимпиаду?

– В советское время это была весьма сложная задача. Уровень подготовки – высочайший, тренировались трижды в день и постоянно были на сборах. Китайцы переняли советскую модель управления спортом высших достижений – и посмотрите, сколько у них олимпийских чемпионов. В Китае идет постоянный отбор детей, подходящих для того или иного вида спорта. Их практически закрывают в стенах тренировочного комплекса. Схожую методику в России применил итальянский тренер по дзюдо Эцио Гамба. Результат – налицо.

– Не секрет, что в настоящее время спортивная борьба в Северной Осетии переживает непростой период…

– Нам нужны молодые тренеры, а их, в свою очередь, необходимо вырастить. А так, у нас очень много талантливых ребят. Нужно сохранить лучшие особенности североосетинской школы борьбы. Ведь при неправильной методике воспитания профессиональный рост спортсмена может прекратиться. Сколько в своей жизни я видел «гнутых» спин, неправильно работающих рук… В борьбе очень много нюансов, которые необходимо учитывать.

– Вас можно назвать бойцом по жизни?

– Скажем так, я – неконфликтный человек. Люблю, когда у бойца – светлая и умная голова. Ведь это здорово, если, помимо силы, человек обладает гибким умом. Из современных борцов мне нравится Бувайсар Сайтиев. У него – прекрасная школа. В свое время мы с его тренером вместе занимались борьбой. Он подмечал самые, казалось бы, незначительные детали. Потому в мастерстве Сайтиева есть элементы осетинской школы борьбы. Но, по большому счету, сегодняшняя борьба мне неинтересна: спортсмены лишь выталкивают друг друга за круг. Борьба теряет свои традиции, нет ни маневров, ни приемов.

– Знаете ли японский язык?

– Практически нет. Лишь несколько слов и выражений. Сейчас учу фарси – мне очень интересен этот родственный нашему язык. Уже неплохо разговариваю на нем. Знаю немецкий и английский.

– К чему сейчас готовятся ваши спортсмены?

– Скоро будет первенство Москвы, в котором мои воспитанники примут участие. Я занимаюсь с ними всего два года, поэтому выходить на российский уровень пока рановато. Впрочем, пятеро ребят уже тренируются в олимпийской деревне. Трое моих борцов вошли в топ-8 первенства России. Я не жду быстрого результата, но года через два у нас будут очень сильные ребята. Впрочем, уровень Москвы пока, к сожалению, с Осетией и Дагестаном сравнивать нельзя.

– И последний вопрос. Откройте секрет: куда делись ваши знаменитые усы?

– Поседели. И пришлось их сбрить.

Автор: И.Доев  Газета "Северная Осетия"