12 мин.

Тактический разбор 3 тура

Почему Валенсия и Атлетико не забили

У Валенсии в стартовом составе вышли четыре номинальных центральных полузащитника. Обычная практика для команд Марселино, ведь в его Вильярреале уже было подобное. Один из крайних полузащитников смещался в центр, не давая Атлетико создавать численное преимущество в этой зоне, не оставляя свободных каналов между полузащитниками. Единственная зона, которая иногда оказывалась свободной – это зона между крайним и центральным защитником, когда Гайя или Монтойя смещались, чтобы встретить своего оппонента, но кто-то из полузащитников Валенсии всегда успевал закрыть эту зону быстрее, чем игрокам Атлетико удавалось ей воспользоваться. В паре центральных полузащитников Кондогбия, как и в игре с Реалом, играл чуть ниже Парехо, помогая центральным защитникам при обороне, и раскидывал мячи по флангам, задавая направление атак Валенсии, при перехватах. При этом в позиционных атаках, уже француз располагался выше, в тех же целях, что и низко при обороне – использовать его физические данные в штрафной.  

У Атлетико при билд-апе опорные полузащитники опускались вниз для начала атаки, крайние полузащитники смещались в центр, освобождая место для крайних защитников, которые располагались очень высоко и широко на фланге. Поэтому центр поля был перенасыщен обеими командами.

Из-за того, что сразу три полузащитника опускались глубоко для начала атак, у Атлетико возникала проблема с недостатком адресатов для передачи между линиями.

Пас на Хуанфрана контролирует игрок Валенсии. Родриго бежит оказывать давление на Коке, а из вариантов передач у того, только пас назад на защитника или заброс на Корреа, который готовы перехватывать уже два защитника Валенсии.

Один из эффективных способов взлома компактной обороны – создание численного перевеса на фланге. Но Атлетико им не пользовался, предпочитая насыщать центр поля, и навешивать на Анхеля Корреа, из-за недостатка игроков на фланге для плавного продвижения в штрафную.

Валенсия за счет низкого опускания форвардов контролировала фланговые атаки Атлетико, напротив, создавая численный перевес со стороны обороняющейся команды. Подопечные Марселино не позволяли ни делать подготовленных навесов в штрафную, ни разыгрывать мяч на фланге.

При отличной игре в обороне, которая свела опасность от атак Атлетико к минимуму, у самой Валенсии в атаке тоже мало что получалось.

Посмотрите какой разрыв между линией обороны и атаки. У Гайя есть всего два варианта для передачи и оба не в пользу Валенсии: закинуть мяч вперед в борьбу или отдать пас назад, после которого организованный блок Атлетико не будет выбрасываться в неподготовленный прессинг, оставляя зоны за спинами, а аккуратно перестроится, вновь лишив Валенсии свободных зон для продолжения атаки. Поэтому со стороны подопечных Марселино тоже было много лонг-боллов, которые в большинстве своем приводили к потере.

Команды оборонялись практически зеркальным способом. Поэтому атакующая игра «летучих мышей» тоже не блистала разнообразием и сводилась к кроссам, из-за насыщенного центра Атлетико. Игру освежил выход Гедеша, более флангового, чем Перейра игрока. Он меньше смещался в центр, у Валенсии начали образовываться ситуации 3в2 на фланге, после которых португалец врывался в штрафную и несколько раз опасно обострял.

Вывод

Валенсия осознанно вынуждала Атлетико использовать неэффективные кроссы. В этом матче подопечные Симеоне навесили в штрафную 17 раз, а в предыдущих двух 7 и 8 соответственно. Очевидно, что это основной способ обороны команды Марселино, ведь в игре с Реалом было то же самое, только в штрафной защитники боролись не с Бензема, а с Корреа и Вьетто, далеко не гениями борьбы на втором этаже, а навешивали не Карвахаль и Марсело. Это привело к тому, что у ворот Нету не было ни одного опасного момента после позиционных атак Атлетико.

Почему Барселона разгромила Эспаньол

Барселона в этом сезоне использует схему 4-3-3 с Месси в роли ложной девятки, но в прошлых двух играх не было Луиса Суареса, и многие считали, что с его возвращением, Вальверде откажется от этой расстановки, потому что уругваец не сможет так отрабатывать в защите на фланге, как это делали Алькасер и Деулофеу. Но Вальверде не отказался от работающей системы, только вот Суарес действительно играл больше каноничного центрального нападающего, чем смещающего в центр левого вингера, как делали его заместители в прошлых играх.

Из-за этого часто возникали, например, такие ситуации, когда левый полуфланг и фланг оставались абсолютно свободными, когда Альба не успевал подключаться в атаку. В основном такие ситуации возникали после перехода владения. Суарес получал мяч между линиями в центре, разгонял атаку на левый фланг, но там никого не было из партнеров, потому что это его позиция, и получалось так, что он отдавал пас фактически самому себе.

Эспаньол привычно выстраивался при потере 4-4-2, Барса же пускалась в мгновенный контрпрессинг. Поэтому подопечным Флореса не удавалось воспользоваться высокой позицией Альбы. Передачи приходилось отдавать неподготовленные, а эту зону уже страховал Умтити.

Эспаньол до пропущенного гола оборонялся очень компактно. Способствовало этому низкое расположение одного из крайних полузащитников. Барса перегружала правый фланг, вся команда смещалась туда, а Пьятти контролировал возможность резкого перевода на другой фланг.

Эспаньол смело прессинговал, при этом не бросая свои зоны, а передавая игроков Барсы партнерам. Интересно, что даже в позиционные атаки Эспаньол ходил меньшими силами, чем в прессинг.

Конечно, сейчас модно размещать картинок в посте больше, чем текста, но просто посмотрите, в какую безвыходную ситуацию загоняют Умтити подопечные Флореса.  

«Попугаи» вынуждали Барсу начинать атаки у бровки, где прессинговать легче, форсируя длинные передачи. Несколько раз прессинг привел к перехватам на чужой половине поля. Но проблема Эспаньола заключалась в том, что подопечные Вальверде в большинстве случаев просто здорово выходили из-под давления. Между линией прессингующих и линией обороны Эспаньола был небольшой разрыв, а Ракитич и Бускетс отлично открывались между этими линиями. У Барсы был еще один козырь, когда все были партнеры перекрыты – игроки могли выходить из обороны на дриблинге.

В новом сезоне очень часто при начале атак Ракитич занимает позицию глубже, чем Бускетс. Интересно с чем это связано. Мне кажется, что в новой роли Месси часто располагается на позиции правого атакующего полузащитника и, если бы Ракитич находился на своей позиции, на одной линии с Иньестой, в совокупности с тем, что Месси идет на мяч, а не от него всегда, то они бы с Ракитичем просто дублировали позиции друг друга.

Низкое расположение вроде и дает дополнительную опцию при начале атак, но возможно именно из-за такого расположения, например, в игре с Алавесом хорват не успел подключится к атаке и не ворвался в свободную зону.

Компактность Эспаньола окончательно исчезла после второго пропущенного гола. Это в совокупности с высоким индивидуальным мастерством каталонцев и привело к разгрому. Нельзя давать столько пространства мастерам уровня Суареса и Месси. Это очевидные вещи, о которых даже писать не надо было, на самом деле.

Вывод  

Эспаньол очень смело прессинговал, Флорес не побоялся грозного соперника, но все решило индивидуальное мастерство. Барса с успехом выходила из трудных ситуаций, в которые загонял их прессинг Эспаньола, и мастерски пользовалась свободным пространством, которого особенно много начало образовываться после первого пропущенного «попугаями» мяча.

Как Вильярреал одержал первую победу

То, что не получилось у Эспаньола, отлично вышло у Вильярреала. Подопечные Эскрибы прессинговали интенсивно и очень высоко, до голкипера, причем по направлению передачи.

Очевидно, что под давлением игроки будут теряться, но по беспомощности выхода из-под давления Бетис пока что может соперничать даже с легендарной тройкой центральных защитников ЦСКА. В игре с Барсой мяч двигался лишь, когда соперник низко сел, с Вильярреалом та же картина. В этом матче проблема Бетиса была в опорнике Хави Гарсии, который в схеме Сетьена выполняет роль опорника, начинающего атаки своей команды, но пока что он не похож на человека, который подходит под эту функцию. Он скорее предпочитает отдать ближнему или назад, а также из-за проблем с недостатком креативного мышления передерживает мяч и пасует исключительно сопернику под прессингом. 

В эпизоде с первым пропущенным голом, Амат не оценил, что Бакамбу гораздо ближе к Адану, чем Форнальс к Барагану и своей передачей подставил голкипера, которого готовы были атаковать сразу два игрока в желтой форме.

В позиционных атаках подопечные Сетьена были даже предпочтительнее, чем их соперники. Из-за узкого расположения Форнальса у Бетиса была опция резкого перевода атаки с одного фланга на другой, в один из таких моментов прошла диагональ на Баррагана, который принял мяч без сопротивления и получил возможность обострить. Создалась ситуация 2в2, в которой Барраган воспользовался тем, что Коста оставил Хоакина за спиной и пропустил его рывок.  

В игре с Сосьедадом Эскриба выпустил на правый фланг защиты номинального центрального Альваро, который неохотно ходил в атаку, а над ним располагался Форнальс, который при атаках постоянно смещался в центр, освобождая фланг для защитника, который не подключался. Таким образом, правый фланг был полностью выключен из игры, причем самим Эскрибой. В этом матче Форнальс играл слева и освобождал бровку для Косты, который при атаках располагался очень высоко и широко, но проблемы с позиционными атаками Вильярреала это не решило.

Тельо ходил в оборону с таким же рвением, как моя мама шла бы на концерт Фараона. Однако подопечные Эскрибы совершенно этим не пользовались. Вот мяч у Рукавины на фланге, но никто не сместился к нему на помощь. Бакамбу и Кастильехо зачем-то фактически дублируют позицию друг друга, и сербу остается только навешивать.

Хотя Вильярреалу в этой же игре удавалось использовать это проблемную зону Бетиса гораздо успешнее. В эпизоде со вторым голом никто не посчитал нужным подстраховать Дурмиси, который сместился в центр за своим игроком, образовалась огромная свободная зона, которой и воспользовались.

Можно было гораздо чаще нагружать эту зону, Дурмиси часто никто не помогал, создавались бы ситуации с численным перевесом, и защитник просто ничего бы не смог противопоставить. Это было бы гораздо эффективнее, чем навесы.

Вывод

Вильярреал здорово прессинговал и контратаковал в этой игре. Не садились глубоко, активно встречали уже на чужой половине поля, и оборона выглядела уже не так ужасно, как в игре с Сосьедадом. Два мяча были забиты после перехода владения. Но проблема с развитием позиционных атак по-прежнему актуальна. Игроки Бетиса же пока не могут качественно выполнять требования Сетьена. Возможно, тренеру стоит попробовать другого разводящего опорника, потому что большинство проблем пока что именно из-за трудностей при построении атаки сзади.

Пара слов о Севилье       

У Севильи был заметен дисбаланс во фланговой игре. Если мяч слева – это комбинации и плавное продвижение вперед. Сюда смещался и Сарабия, и Гансо иногда, не говоря о Нолито, который изначально занимал позицию левого полузащитника и Бен-Йеддере, который активно смещался влево для приема мяча после дальних передач защитников, которых было много, из-за грамотного высокого прессинга Эйбара.

Первый гол Севильи как раз и пришел после удачной игры на фланге. Образовался треугольник, Нолито отдал пас назад, переключив внимание защитников на других игроков, а сам ускорился в свободную зону. Очевидная ошибка Капы, который неорганизованно выбросился вперед.

Если мяч оказывался на правом фланге, то там у Севильи все работало по скрипту: Навас получил мяч, Навас навесил. Все изменилось с выходом Коршьи и Корреа. У них получались более изощренные взаимодействия, чем у Наваса с Меркадо.

Интересно, что третий гол был забит в ситуации, которая почти точь-в-точь повторяет первый гол. Вновь динамическое преимущество, только не 3в3, а 4в4, вновь крайний защитник Эйбара совершает ошибку и выбрасывается, а игрок Севильи ныряет ему за спину.

Эйбар в обороне играл по сопернику, поэтому, когда Бен-Йеддер опускался вниз за мячом, центральные защитники уходили за ним, освобождая зоны у себя за спинами. Севилья пыталась пользоваться этими зонами, когда туда врывались Нолито и Гансо.

Подопечные Мендилибара пытались атаковать флангами, но у Севильи эти зоны были прочно прикрыты. Страховать крайних защитников возвращались центральные полузащитники, также туда смещались центральные защитники, а их зону опускался страховать Н’Зонзи. Поэтому Эйбар за игру создал всего 0.7 xG, из которых целых 0.52 весил один удар на 69 минуте. Можно сделать выводы об опасности остальных моментов.

Вывод

Севилья переиграла Эйбар во фланговой игре. Её защитники не допускали ошибок при обороне, а подопечные Мендилибара хорошо оборонялись только на чужой половине поля, когда же позволяли перейти Севилье через центр поля, на своей совершили слишком много погрешностей.