12 мин.

Последний сезон старого «Ротора» в РПЛ – пример выдержки. Сидели без денег, но грызлись за выживание и хлопнули чемпионский «Локо» Семина

Повторили спустя 16 лет.

«Ротор» страдает весь сезон-2020: 3 очка за 11 туров за сентябрь – 3 технических поражения 0:3 из-за эпидемии ковида, в середине этой недели – вылет из Кубка России с 0:3 от «Крыльев». В субботу «Ротор» победил в РПЛ впервые не только в этом сезоне, но и за 16 лет – причем в Москве обыгран московский «Локомотив». Отмененные ВАР голы, незабитые пенальти, удаление Крыховяка – вчера на «РЖД Арене» был кипяток.

«Локо» влетел «Ротору» с нулем побед: Миранчук не забил пенальти и зачем-то добил, ВАР симметрично отменил 2 гола за 2 минуты

Победа над «Локо» Семина, Лоськова и Овчинникова в 2004-м (вскоре ставшим чемпионом) – один из последних аккордов «Ротора» Владимира Горюнова. Вскоре клуб не просто вылетел, но и закрылся. 

«Ротор» не получал зарплату весь сезон-2004. Один молодой игрок гонял на тренировки на велосипеде – больше было не на чем

Эту победу Горюнов мог и не увидеть – как вспоминал президент «Ротора» в «Разговоре по пятницам», жизнь ему спас председатель Госдумы Борис Грызлов: «24 августа 2004-го. Я по депутатским делам находился в Москве. Вечерним рейсом собирался улетать в Волгоград. Все вопросы уже решил, сижу в компании. Поднимаюсь из-за стола: «Ребята, мне пора». И в этот момент мобильный: «Завтра утром вас ждут у Грызлова». Тьфу ты, черт, думаю. Остаюсь.

Среди ночи звонок: «Владимир Дмитриевич, это вы? Живой?» Оказывается, самолет, на котором я хотел возвращаться домой, в воздухе взорвала террористка-смертница. Я не предупредил, что в Москве задерживаюсь, и служебная машина в аэропорту дожидалась. Все меня уж похоронили». 

На следующий день «Ротор» проиграл в 14-й раз в сезоне. За год до этого команда хотя бы играла в четвертьфинале Кубка Премьер-лиги, а в 2004-м прошагала без побед 19 матчей – с 3-го тура и до осени.

Денис Зубко, в 2004-м нападающий «Ротора» – в интервью Sports.ru: «Зимой-весной нас уверяли: с «Ротором» все будет нормально. «Исправим ситуацию. Мощный спонсор придет», – об этом говорили серьезно. Так что о вылете вообще никто не думал: сборы прошли оптимистично.

Сезон вначале складывался неплохо. Начинали в Питере, уступили, хотя и вели 2:0, следом дома обыграли «Крылья Советов», которые в итоге стали третьими. Но «Ротор» тогда продал Алдонина, чуть ранее – Павлюченко «Спартаку», на замену [зимой] пришла молодежь. Меня Горюков как-то по ходу сезона вызвал на базу и сказал: «Отдаю тебе трансфер, можешь уходить». Для меня это был шок. Потом встретились с Шохом, и я остался.

Положение «Ротора» было не то что нестабильным – его в принципе не было. Денег нам не платили. Может, зимой 2004-го что-то отдали, но с начала чемпионата (март) и до конца (ноябрь), по-моему, не выплатили вообще ничего. Какие-то премиальные, может, и были, но ни о какой стабильности речи не шло. Задержки – по шесть-восемь месяцев.

Старшие (Есипов, Олеников, мне к концу сезона исполнилось 30) помогали молодым. Давали в долг, если куда-то ехали, платили за ребят – что позволяли накопления. Некоторым ребятам не на чем было доехать на тренировку – один игрок приезжал на тренировки на велосипеде. Это сейчас кажется нормальным, но Волгоград – большой город, с одного конца города на другой на велике – непростой путь».

Сергей Парейко, в 2004-м вратарь «Ротора» – в интервью Sports.ru: «Последняя зарплата пришла в марте, и за набранные весной очки нам еще выплатили премиальные. А задолженность по зарплате к концу сезона составляла 8-9 месяцев. Где-то с 2000 года – еще до моего прихода – начались задержки, но меньше, месяца по четыре-пять. Выплачивались обычно перед следующим сезоном – те же долги за 2003-й пришли как раз в феврале-марте 2004-го. За все это время было заведено: кого задержки смущают – уходят, остальные принимают и выкладываются полностью.

Надежда долго жила – привыкли, что летом тяжелее. Но в 2004-м поток прекратился – и так и не возобновился. 

Конечно, финансовые проблемы не давали сосредоточиваться – что Есипову, что молодежи. В июне у меня забеременела жена, я старался оградить ее от стресса и при этом обходиться без лишних трат». 

4 смены тренера за 3 месяца – легенда «Ротора» Файзулин уходил в апреле, а вернулся летом по просьбе команды

Владимир Файзулин в разных качествах работал в «Роторе» все 90-е (в основном в штабе Виктора Прокопенко), в 2003-м ему впервые доверили пост главного. В 2004-м за три месяца «Ротор» четыре раза менял тренеров – чтобы в итоге вернуть Файзулина. В апреле Файзулин ушел вроде как по состоянию здоровья, исполнять обязанности стал его помощник Юрий Марушкин. Следом назначили Валерия Яремченко, но проработал он до июля – когда (снова после двух недель Марушкина) вновь пришел Файзулин. Первым делом он заявил, что формально и не уходил: «Как был главным тренером, так и оставался. Здоровье поправил, бюллетень закончился – вернулся к работе. Многие с недоверием относятся к моим словам о лечении. Мол, шутит или скрывает что-то. Зря. Я лечился – тут нет никакого лукавства».

Зубко: «Версия про здоровье – официальная, но сам бы Файзулин просто так не ушел, его попросили. Он коренной волгоградец и роторовец, переживал за клуб душой и сердцем. «Ротор» возглавил Яремченко, провел несколько матчей, свозил нас на сборы в Австрию (на это деньги находились, ну или в долги влезали). Правда, в итоге Яремченко резко сорвался и уехал, бросив команду. Видимо, тоже из-за финансовых проблем. Затем команду на две недели возглавил Марушкин, после чего вернулся Файзулин – позвали спасать команду. Но эта чехарда не придавала уверенности и оптимизма. 

Парейко: «Яремченко пришел – и, видимо, быстро понял, что лучше тут с деньгами не будет. Не захотел портить имя и уехал. Ребята постарше обычно ходили к Горюнову, спрашивали о выплатах (в ответ слышали, что скоро все будет). А летом попросили: «Файзулин должен остаться тренером». Он местный, при нем играли в комбинационный футбол».

«Ротор» чуть не обыграл «Локо» еще в первом круге. Есипов вколотил штрафной из центрального круга

На следующий день после назначения Яремченко «Ротор» припугнул «Локомотив» дома – двумя роскошными голами Валерия Есипова со штрафных (первый – с 40 метров). Сергея Овчинникова игра ввела в такой ступор. Вратарь был в таком состоянии, что в перерыве сам попросил замену – как потом сказал, плохо себя чувствовал. А Есипов играл так роскошно, что рассматривался в сборную России и вполне мог оказаться на Евро-2004. 

(Могучий удар – на отметке 4:31)

Ничья с «Локо» с голом Сычева на пятой добавленной минуте опустила «Ротор» на 16-е место – и там они остались уже до конца. Загрустил Есипов, ушел Яремченко, «Ротор» упускал преимущество над ЦСКА (1:0 превратились в 1:3 с хет-триком Олича) и победу над «Амкаром» (Сираков сравнял на 89-й – 2:2). Летом пришли в аренду чемпион России Гогниев из ЦСКА и Бузникин из «Локомотива».

Зубко: «Во втором круге собрались командой и решили: будет шанс зацепиться – бьемся. Сами, несмотря на невыплаты. И шансы-то были, второй круг провели неплохо, выдали восьмиматчевую серию без поражений.

Начали ее с ничьей «Москвой», потом дожали дома «Сатурн» с Онопко и Канчельскисом. Дальше предстоял «Локомотив». В первом круге едва их не обыграли, упустили победу в добавленное время – Сычев сделал дубль».

«Ротору» подарил победу Овчинников: выронил мяч из рук и отдал Гогниеву. Тот сказал, что помог ЦСКА в чемпионской гонке – и поучил ответку от Сергея

«Локомотив» до того ни разу не проигрывал командам с последнего места, а до 2004-го два года подряд громил дома «Ротор» 3:0. С таким же счетом 12 сентября разобрались дома с «Аланией». «3:0! Хотим еще!» – такого требовал милый баннер на фан-секторе «Локо» в матче с «Ротором».

Побеждать его должны были еще крупнее – даже без пропускавшего игру Сычева – но жутко не везло. Залетело только у Ашветии – правда, питерский судья Фурса с помощью бокового дал офсайд. Пришедший зимой из «Крыльев» вратарь Чичкин отражал удары Лоськова и Йовановича в упор, опережал Обиору, еще раз помешал Ашветии.

Зубко: «Перед игрой думали: почему против «Локомотива» у нас не должно быть шансов? Преимуществом, конечно, владел он, но и у нас набрались полумоментики: Есипов попал в перекладину со штрафного. А главное – повезло, ну и здорово тащил Чичкин».

Парейко: «Бывают такие сезоны: против грандов играешь здорово и дома, и на выезде. В Москве проявились сумасшедшие качества Чичкина. Еще раньше он показывал: может один вытащил игру. Так что тут вопрос – невезение «Локомотива» или кураж Андрея. А характер и желание бороться до конца показала вся команда».

«Ротор» в итоге украл игру. Засадить Овчинникову со штрафного снова мог Есипов – спасла перекладина. Забил в конце концов Гогниев – максимально случайно. Снова перекрыло Овчинникова. «Я владел мячом на фланге, отдал чуть назад, пошла верховая передача в штрафную. Овчинников играл на выходе, дотягивался – мяч был его. Но неожиданно он выпал из рук, а Гогниев оказался рядышком», – описывает момент Зубко.

Овчинников в ярости уехал со стадиона домой, даже не приняв душ. «Произошел несчастный случай. Такое бывает в жизни каждого вратаря, – объяснялся он с «Советским спортом». – Кан пропустил похожий гол от Роберто Карлоса в Лиге чемпионов. Такие мячи не объяснишь с точки зрения логики. Их просто нужно забыть – чем быстрее, тем лучше». Забыть слова Гогниева у Сергея не вышло – Спартак заявил, что рад помочь ЦСКА в чемпионской гонке. «Я иногда удивляюсь словам некоторых молодых людей. Пока им не дано понять, что один раз ушедший уже никогда не вернется. Пути назад нет! Поэтому нужно радоваться победе своей команды – той, в которой ты играешь здесь и сейчас», – советовал Овчинников, тогда на дух не переносивший ЦСКА.

Зубко: «Еще Гогниев сказал: «Ротору» победить было важнее. Это была правда крутая победа: над лидером, на отличном стадионе (тогда лучшем в стране), на шикарном поле. Только вечером или на следующий день накатило: до того, чтобы выжить, еще далеко.

Премиальных нам, конечно, не заплатили». 

«Улыбались все. Широко улыбались, радуясь хорошо сделанному делу», – рассказывал после матча Файзулин. «Эмоции – супер, – подтверждает Парейко. – Только победы вселяли тогда оптимизм. Что мы могли тогда сделать – только победить». 

«Ротор» надеялся на расширение РПЛ. И, похоже, больше ни на что

Семин о невезении не сказал ни слова: «Основные причины поражения – грубые ошибки в реализации моментов, нервозность. А больше всего не хватает агрессивности и, конечно, мастерства». Агрессивности и мастерства, впрочем, хватило, чтобы выиграть шесть из семи оставшихся матчей и доехать до чемпионства – как ни старался Гогниев, ЦСКА золото упустил.

После «Локо» Чичкин верил – теперь-то «Ротор» поборется за Премьер-лигу: «Эти три очка для нас – золотые». Следом волгоградцы пришибли «Ростов» – но с тех пор не побеждали в РПЛ ни разу. 4 ничьих подряд (в том числе со «Спартаком» и «Динамо») и 2 поражения в ноябре от «Крыльев» и «Зенита» все решили – «Ротор» вылетел, а вскоре исчез.

Зубко: «Горюнов переживал за клуб и результат, но никаких его шагов по спасению мы не видели. Наверное, с ним никто не хотел на контакт идти, не находил спонсоров. С нами особенно не общался, больше это делал Шох. Убеждениями как-то пытался вырулить ситуацию: «Вот-вот, щас-щас, все будет».

Еще нам говорили, что лигу расширят – и тогда не вылетим. До нас доходили слухи: чуть ли нее все решено, оставалось только утвердить регламент. Но сами-то понимали: расширение скорее маловерятно, нужно бороться своими силами.

И в сентябре, и позже в октябре надежды теплились, приходили сигналы от президента: должно нормализоваться. Мы все делали ради того, чтобы остаться в РПЛ. И такой вопрос бы даже не стоял, будь «Ротор» тогда в нормальном финансовом финансовом положении. Точно шли бы в середине».

Парейко: «Помню, как начале 2004-го Горюнов показывал мне и другим футболистам квартиры в Волгограде. Долго оформляли документы. Уже к концу ноября я квартиру продал. 

Я именно тогда по-настоящему понял, что значит быть честным перед собой, перед зрителями, которые всегда приходили на «Ротор». Стадион тогда был в аварийном положении, трибуны по левой стороне заполнять было нельзя. На остальные приходили до 12-18 тысяч. А уж когда мы провели серию без поражений, зрителей прибавилось.

Как бы ни было тяжело, мы оставались командой и работали добросовестно. Сегодня такое просто бы не произошло: 2-3 месяца долгов максимум выдержат и пишут письма руководству, как сейчас «Тамбов». 

Зубко: «За 2004-й «Ротор» со мной, как и с другими, так и не рассчитался. По окончании сезона я ушел – повезло, что в стабильный «Урал» Григория Иванова.

Что «Ротор» вылетает, осознали после поражения «Крыльям» в 29-м туре (проиграли из-за обидного автогола Епифанова). Да и тогда при определенных раскладах могли остаться – если бы обыграли дома «Зенит». 2-3 очков не добрали. 

Пытались спастись, сделали для этого все – и шанс ведь возник. Чтобы им воспользоваться, все должны были приложить максимум. Поддержало бы команду руководство в лице Горюнова – наверное, получилось бы».

Подписывайтесь на телеграм-канал Муйжнека

«После золотого матча залили горе водкой – в кабинете президента». Великий «Ротор», который прошел «МЮ» и бился со «Спартаком»

«Знаете, что главное в танке? Не усраться!». 25 лет назад «Ротор» прошел «Ман Юнайтед» в Кубке УЕФА

«Ахмат», который все-таки вылетел из РПЛ: жаловались Путину на судей и требовали расширить лигу

Фото: globallookpress.com/Andrew Danilov/Russian Look; скриншот видео; rotor-volgograd.ru/